Адаптация контрольно-измерительных материалов для обучающихся с расстройствами артистического спектра

Разделы: Коррекционная педагогика


Опыт обучения детей с РАС в начальной школе показывает, что для успешного освоения обучающимися образовательных программ, недостаточно существующих учебных пособий. Поэтому одним из условий, необходимых для обучения данной категории детей, является наличие дополнительных специальных учебных материалов к уже существующим учебно-методическим комплектам, которые должны быть адаптированы с учетом возможностей и потребностей обучающихся с РАС.

У каждого педагога есть учебно-методические комплекты, где уже заложен контрольно-измерительный материал в составе оценочных средств. Основная цель контрольно-измерительных материалов: оценка уровня освоения основной общеобразовательной программы по предмету. После каждой проведённой работы, педагог проводит количественный и качественный анализ контрольно-измерительных материалов и заполняет лист оценки результатов, где видна динамика развития ребёнка.

Сегодня мы рассмотрим, как можно адаптировать контрольно-измерительные материалы учебного комплекта «Школа России» для детей, обучающихся по программе АООП вариант 8.1, 8.2 и рассмотрим пример адаптации контрольного списывания для варианта 8.3.

Контрольно-измерительные материалы - это разновидность оценочных средств, направленных на два основных процесса: контроль и измерение. У каждого педагога есть учебно-методические комплекты, где уже заложен контрольно-измерительный материал в составе оценочных средств.

Для ребенка с РАС и задержкой психического развития задание может быть таким же, как и у всех остальных учеников, но меньшим по объему и с упрощенной наглядной инструкцией. Для ребенка же с РАС и интеллектуальными нарушениями упрощается содержание задания.

Таким образом, степень адаптации учебного материала зависит от уровня развития ребенка.

Выделяется несколько ключевых принципов использования адаптированных учебных заданий:

  • Адаптация заданий применяется только по мере необходимости.
  • Степень адаптации заданий должна постепенно ослабляться.
  • Адаптация задания распространяется преимущественно на уровень сложности заданий и/или их объем.
  • При использовании адаптированных заданий фронтальная инструкция, по возможности, остается для всех общей.

Наиболее распространенные способы адаптации учебных материалов, и в частности, контрольно-измерительных материалов.

  • Упрощение инструкции к заданию
  • Индивидуализация стимульных материалов
  • Дополнительная визуализация
  • Минимизация двойных требований
  • Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности
  • Упрощение содержания задания

Рассмотрим технологию разработки и утверждения КИМ.

Директор издаёт приказ на создание экспертной группы.В эту группу входят учителя и специалисты. При разработке КИМ, должно быть обеспечено их соответствие с:

  • ФГОС ОВЗ соответствующего уровня образования;
  • АООП для детей с РАС и учебному плану;
  • Адаптированной рабочей программе по каждому предмету

За основу берутся следующие материалы:

  • Материалы, разработанные федеральным институтом педагогических измерений (http. /www.fipi.ru/);
  • Методические сборники, которые допущены Министерством образования и науки РФ; пользуемся
  • Учебно-методические пособия ФРЦ по проблемам аутизма

В рамках освоения программы по предмету «Русский язык» у обучающихся с РАС возникают значительные трудности при написании диктантов, изложений и сочинений. В связи с этим необходима работа по формированию определенных навыков, связанных с этими видами деятельности.

Основные способы обучения написанию диктантов - это:

  • индивидуализация стимульных материалов;
  • сокращение объема заданий при сохранении уровня сложности;
  • замена отдельных слов и словосочетаний на более знакомые.

Основные способы обучения написанию изложения - это:

  • визуализация при помощи иллюстраций;
  • опорные вопросы, опорные слова;
  • использование бланков с записью последовательности событий рассказа;
  • использование специальных бланков для конспектирования.

В качестве дополнительной подсказки используется заранее составленный план с выделенными опорными словами. Эти же слова выделяются в самом тексте.

Пример адаптации диктанта

Стандартное задание

Ландыши

Сережа и Полина зашли в чащу леса. Там цвели ландыши. Хороши эти чудесные цветочки! Они похожи на маленькие чашечки. Ландыши любят расти в глуши.

Грамматическое задание

  • Подчеркнуть в словах гласные после шипящих.
  • Выписать слова с сочетанием чк; указать количество слогов.

Адаптированное задание

Ландыши

Сережа и Полина пошли в лес. Там цвели ландыши. Хороши эти цветы! Они похожи на маленькие чашечки. Ландыши любят расти в тени.

Грамматическое задание: Подчеркнуть в словах гласные после шипящих.

Пример адаптации изложения

Стандартное задание

Ёжик

Дедушка подарил детям ёжика. Летом он жил в сенях. Зимой ёж уснул в норе. Придёт ёжик весной голодный. Берегитесь, мыши!

Задание: напишите изложение по памяти.

Адаптированное задание (1 уровень)

  • Кого подарил дедушка детям?
  • Где ёж жил летом?
  • Где он уснул зимой?
  • Какой придёт ёжик весной?

Спиши предложение. Берегитесь, мыши!

Задание: напишите изложение по вопросам.

Адаптированное задание (2 уровень)

  • Кого дедушка подарил детям? (ёжика)
  • Где ёж жил летом? (в сенях)
  • Где он уснул зимой? (в норе)
  • Какой придёт ёжик весной? (голодный)

Спиши предложение. Берегитесь, мыши!

Задание: напишите изложение по вопросам, используя слова в скобках.

В рамках освоения программы по предмету «Математика» у обучающихся с РАС возникают значительные трудности при решении арифметических задач. Для преодоления этих трудностей используются следующие приемы:

  • подбор задач на основе личного опыта.
  • подготовка специального бланка с условием задачи, схемой, краткой записью и местом для записи решения и ответа;
  • обыгрывание условия задачи с использованием реальных предметов;
  • визуализация условия задачи.

При обучении детей по общеобразовательной программе использование наглядных иллюстраций во многих случаях не требуется.

При работе с детьми с РАС оно необходимо:

  • соотнесение выполняемого действия (сложение, вычитание, умножение, деление) с ключевыми словами.

Особые сложности у детей с РАС вызывает решение задач с единицами измерения. В данном случае могут помочь визуальные подсказки:

  • ленты, иллюстрирующие иерархию единиц измерения;
  • опорные таблицы, показывающие взаимоотношения между величинами.

Часто у детей с РАС при выполнении арифметических действий большие сложности вызывает использование названий и обозначений операций сложения, вычитания умножения и деления. Для преодоления этих трудностей применяются визуальные подсказки с названиями компонентов действий.

Рекомендации по адаптации КИМ по предметному курсу математика (4 класс) тема: «Числа, которые больше 1000».

Стандартное задание: Реши задачу.

Аналогичное адаптированное задание (два уровня адаптации)

1-й уровень адаптации: ученику предлагается бланк с текстом задачи и специально отведенным местом для оформления краткой записи и решения, а также местом для схемы. Такая адаптация позволяет более тщательно проработать текст задачи (на бланке можно подчеркивать и выделять слова цветными карандашами или фломастерами), упрощает ориентировку на листе бумаги (есть специально выделенные места для краткой записи, решения и ответа).

2-й уровень адаптации: ученику предлагается бланк с текстом задачи и уже подготовленной краткой записью, где в специально отведенных клеточках ему необходимо вписать только цифры. Такая адаптация необходима ученику, испытывающему трудности при понимании текста задачи, при оформлении краткой записи. Кроме того, работа с данным бланком значительно экономит время, в том случае если ребенок испытывает трудности зрительно-моторной координации, не позволяющие ему писать с достаточной скоростью. В результате появляется возможность отработать на уроке большее количество аналогичных и других заданий.

Стандартное задание: выполнить вычисления и сделать проверку.

Аналогичное адаптированное задание (два уровня адаптации).

1-й уровень адаптации: ученику предлагается бланк с примерами. Количество этих примеров может быть таким же, а может быть уменьшено по сравнению со стандартным заданием. Пример уже может быть записан в столбик. Над каждым столбиком дополнительно можно расположить подсказку с обозначением разрядов. Данная адаптация необходима для тех учеников, которые испытывают трудности при записи примеров в столбик т.к. им трудно расположить цифры соответствующих разрядов друг под другом при их решении.

2-й уровень адаптации: ученику предлагается аналогичный бланк. Разница лишь в том, что мы дополнили проверку известным компонентом.

Пример адаптации задачи

Стандартное задание

Реши задачу: На комбинате в декабре изготовили 7163 л сока, а в январе - на 678 литров меньше. Из всего сока 9789 литров разлили в пакеты, а остальной сок - в бутылки. Сколько литров сока разлили в бутылки?

Адаптированное задание (1 уровень)

Реши задачу, записывая вычисления в столбик.

На комбинате в декабре изготовили 7163 л сока, а в январе - на 678 литров меньше.

Из всего сока разлили 9789 литров в пакеты, а остальной сок - в бутылки.

Сколько литров сока разлили в бутылки?

Адаптированное задание (2 уровень)

Реши задачу, записывая вычисления в столбик.

На комбинате в декабре изготовили 7163 л сока, а в январе - на 678 литров меньше. Из всего сока разлили 9789 литров в пакеты, а остальной сок - в бутылки. Сколько литров сока разлили в бутылки?

Условие:

  • В декабре -7163 л
  • В январе - на 678 л меньше, чем в декабре

Решение:

  • Сколько в январе?

………………………………….

  • Сколько всего?

………………………………….

  • Сколько разлили по бутылкам?

………………………………….

Ответ:

Пример адаптации примеров

Стандартное задание

Выполни вычисления и сделай проверку:

  1. 700000 - 24618
  2. 804608 + 96395
  3. 312879 - 179542

Адаптированное задание (1 уровень)

Выполни вычисления и сделай проверку:

700000 - 24618

804608 + 96395

312879 - 179542

Адаптированное задание (2 уровень)

Для обучающихся с РАС 8.3, уровень развития которых ниже уровня развития сверстников, меняется уровень сложности задания и упрощается содержание задания. Таким образом, степень адаптации учебного материала зависит от уровня развития ребенка.

Преодоление трудностей, возникающих при списывании текста.

Программа: АООП, вариант 8.3. Заранее обучаем пользоваться планом, планировалось:

  • поочередно прочитывать пункты плана,
  • ставить отметки о выполнении каждого пункта,
  • сообщать о выполнении всего задания целиком.

Можно сделать бланк для списывания текста с неопределенным количеством предложений.

Задание

Я сделал

Я посчитаю, сколько в тексте предложений. В тексте ____ предложений.

Я переписываю первое предложение.

Я переписываю второе предложение.

Я переписываю третье предложение.

Я делаю зарядку для рук: покатаю ручку.

Я переписываю четвертое предложение.

Я переписываю пятое предложение.

Я переписываю шестое предложение.

К данному бланку прилагается отдельная карточка с фразой «Я закончил переписывать текст». Сначала ученик считает количество предложений в тексте и заполняет первый пункт плана. Списывая каждое предложение, он ставит в бланке отметку о выполнении этого шага. Дойдя до пункта «Я сделаю зарядку для рук: покатаю ручку», ученик выполняет одно из своих любимых динамических упражнений. После списывания последнего предложения в тексте прикрепляет карточку с фразой «Я закончил переписывать текст».

Представленный опыт по адаптации контрольно-измерительных материалов для обучающихся с РАС позволит повысить качество обучения детей с РАС по адаптированным основным образовательным программам; будет способствовать успешному освоению адаптированных основных образовательных программ начального общего образования обучающимися с РАС в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.