Опыт обучения детей с РАС в начальной школе показывает, что для успешного освоения обучающимися образовательных программ, недостаточно существующих учебных пособий. Поэтому одним из условий, необходимых для обучения данной категории детей, является наличие дополнительных специальных учебных материалов к уже существующим учебно-методическим комплектам, которые должны быть адаптированы с учетом возможностей и потребностей обучающихся с РАС.
У каждого педагога есть учебно-методические комплекты, где уже заложен контрольно-измерительный материал в составе оценочных средств. Основная цель контрольно-измерительных материалов: оценка уровня освоения основной общеобразовательной программы по предмету. После каждой проведённой работы, педагог проводит количественный и качественный анализ контрольно-измерительных материалов и заполняет лист оценки результатов, где видна динамика развития ребёнка.
Сегодня мы рассмотрим, как можно адаптировать контрольно-измерительные материалы учебного комплекта «Школа России» для детей, обучающихся по программе АООП вариант 8.1, 8.2 и рассмотрим пример адаптации контрольного списывания для варианта 8.3.
Контрольно-измерительные материалы - это разновидность оценочных средств, направленных на два основных процесса: контроль и измерение. У каждого педагога есть учебно-методические комплекты, где уже заложен контрольно-измерительный материал в составе оценочных средств.
Для ребенка с РАС и задержкой психического развития задание может быть таким же, как и у всех остальных учеников, но меньшим по объему и с упрощенной наглядной инструкцией. Для ребенка же с РАС и интеллектуальными нарушениями упрощается содержание задания.
Таким образом, степень адаптации учебного материала зависит от уровня развития ребенка.
Выделяется несколько ключевых принципов использования адаптированных учебных заданий:
- Адаптация заданий применяется только по мере необходимости.
- Степень адаптации заданий должна постепенно ослабляться.
- Адаптация задания распространяется преимущественно на уровень сложности заданий и/или их объем.
- При использовании адаптированных заданий фронтальная инструкция, по возможности, остается для всех общей.
Наиболее распространенные способы адаптации учебных материалов, и в частности, контрольно-измерительных материалов.
- Упрощение инструкции к заданию
- Индивидуализация стимульных материалов
- Дополнительная визуализация
- Минимизация двойных требований
- Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности
- Упрощение содержания задания
Рассмотрим технологию разработки и утверждения КИМ.
Директор издаёт приказ на создание экспертной группы.В эту группу входят учителя и специалисты. При разработке КИМ, должно быть обеспечено их соответствие с:
- ФГОС ОВЗ соответствующего уровня образования;
- АООП для детей с РАС и учебному плану;
- Адаптированной рабочей программе по каждому предмету
За основу берутся следующие материалы:
- Материалы, разработанные федеральным институтом педагогических измерений (http. /www.fipi.ru/);
- Методические сборники, которые допущены Министерством образования и науки РФ; пользуемся
- Учебно-методические пособия ФРЦ по проблемам аутизма
В рамках освоения программы по предмету «Русский язык» у обучающихся с РАС возникают значительные трудности при написании диктантов, изложений и сочинений. В связи с этим необходима работа по формированию определенных навыков, связанных с этими видами деятельности.
Основные способы обучения написанию диктантов - это:
- индивидуализация стимульных материалов;
- сокращение объема заданий при сохранении уровня сложности;
- замена отдельных слов и словосочетаний на более знакомые.
Основные способы обучения написанию изложения - это:
- визуализация при помощи иллюстраций;
- опорные вопросы, опорные слова;
- использование бланков с записью последовательности событий рассказа;
- использование специальных бланков для конспектирования.
В качестве дополнительной подсказки используется заранее составленный план с выделенными опорными словами. Эти же слова выделяются в самом тексте.
Пример адаптации диктанта
Стандартное задание
Ландыши
Сережа и Полина зашли в чащу леса. Там цвели ландыши. Хороши эти чудесные цветочки! Они похожи на маленькие чашечки. Ландыши любят расти в глуши.
Грамматическое задание
- Подчеркнуть в словах гласные после шипящих.
- Выписать слова с сочетанием чк; указать количество слогов.
Адаптированное задание
Ландыши
Сережа и Полина пошли в лес. Там цвели ландыши. Хороши эти цветы! Они похожи на маленькие чашечки. Ландыши любят расти в тени.
Грамматическое задание: Подчеркнуть в словах гласные после шипящих.
Пример адаптации изложения
Стандартное задание
Ёжик
Дедушка подарил детям ёжика. Летом он жил в сенях. Зимой ёж уснул в норе. Придёт ёжик весной голодный. Берегитесь, мыши!
Задание: напишите изложение по памяти.
Адаптированное задание (1 уровень)
- Кого подарил дедушка детям?
- Где ёж жил летом?
- Где он уснул зимой?
- Какой придёт ёжик весной?
Спиши предложение. Берегитесь, мыши!
Задание: напишите изложение по вопросам.
Адаптированное задание (2 уровень)
- Кого дедушка подарил детям? (ёжика)
- Где ёж жил летом? (в сенях)
- Где он уснул зимой? (в норе)
- Какой придёт ёжик весной? (голодный)
Спиши предложение. Берегитесь, мыши!
Задание: напишите изложение по вопросам, используя слова в скобках.
В рамках освоения программы по предмету «Математика» у обучающихся с РАС возникают значительные трудности при решении арифметических задач. Для преодоления этих трудностей используются следующие приемы:
- подбор задач на основе личного опыта.
- подготовка специального бланка с условием задачи, схемой, краткой записью и местом для записи решения и ответа;
- обыгрывание условия задачи с использованием реальных предметов;
- визуализация условия задачи.
При обучении детей по общеобразовательной программе использование наглядных иллюстраций во многих случаях не требуется.
При работе с детьми с РАС оно необходимо:
- соотнесение выполняемого действия (сложение, вычитание, умножение, деление) с ключевыми словами.
Особые сложности у детей с РАС вызывает решение задач с единицами измерения. В данном случае могут помочь визуальные подсказки:
- ленты, иллюстрирующие иерархию единиц измерения;
- опорные таблицы, показывающие взаимоотношения между величинами.
Часто у детей с РАС при выполнении арифметических действий большие сложности вызывает использование названий и обозначений операций сложения, вычитания умножения и деления. Для преодоления этих трудностей применяются визуальные подсказки с названиями компонентов действий.
Рекомендации по адаптации КИМ по предметному курсу математика (4 класс) тема: «Числа, которые больше 1000».
Стандартное задание: Реши задачу.
Аналогичное адаптированное задание (два уровня адаптации)
1-й уровень адаптации: ученику предлагается бланк с текстом задачи и специально отведенным местом для оформления краткой записи и решения, а также местом для схемы. Такая адаптация позволяет более тщательно проработать текст задачи (на бланке можно подчеркивать и выделять слова цветными карандашами или фломастерами), упрощает ориентировку на листе бумаги (есть специально выделенные места для краткой записи, решения и ответа).
2-й уровень адаптации: ученику предлагается бланк с текстом задачи и уже подготовленной краткой записью, где в специально отведенных клеточках ему необходимо вписать только цифры. Такая адаптация необходима ученику, испытывающему трудности при понимании текста задачи, при оформлении краткой записи. Кроме того, работа с данным бланком значительно экономит время, в том случае если ребенок испытывает трудности зрительно-моторной координации, не позволяющие ему писать с достаточной скоростью. В результате появляется возможность отработать на уроке большее количество аналогичных и других заданий.
Стандартное задание: выполнить вычисления и сделать проверку.
Аналогичное адаптированное задание (два уровня адаптации).
1-й уровень адаптации: ученику предлагается бланк с примерами. Количество этих примеров может быть таким же, а может быть уменьшено по сравнению со стандартным заданием. Пример уже может быть записан в столбик. Над каждым столбиком дополнительно можно расположить подсказку с обозначением разрядов. Данная адаптация необходима для тех учеников, которые испытывают трудности при записи примеров в столбик т.к. им трудно расположить цифры соответствующих разрядов друг под другом при их решении.
2-й уровень адаптации: ученику предлагается аналогичный бланк. Разница лишь в том, что мы дополнили проверку известным компонентом.
Пример адаптации задачи
Стандартное задание
Реши задачу: На комбинате в декабре изготовили 7163 л сока, а в январе - на 678 литров меньше. Из всего сока 9789 литров разлили в пакеты, а остальной сок - в бутылки. Сколько литров сока разлили в бутылки?
Адаптированное задание (1 уровень)
Реши задачу, записывая вычисления в столбик.
На комбинате в декабре изготовили 7163 л сока, а в январе - на 678 литров меньше.
Из всего сока разлили 9789 литров в пакеты, а остальной сок - в бутылки.
Сколько литров сока разлили в бутылки?
Адаптированное задание (2 уровень)
Реши задачу, записывая вычисления в столбик.
На комбинате в декабре изготовили 7163 л сока, а в январе - на 678 литров меньше. Из всего сока разлили 9789 литров в пакеты, а остальной сок - в бутылки. Сколько литров сока разлили в бутылки?
Условие:
- В декабре -7163 л
- В январе - на 678 л меньше, чем в декабре
Решение:
- Сколько в январе?
………………………………….
- Сколько всего?
………………………………….
- Сколько разлили по бутылкам?
………………………………….
Ответ:
Пример адаптации примеров
Стандартное задание
Выполни вычисления и сделай проверку:
- 700000 - 24618
- 804608 + 96395
- 312879 - 179542
Адаптированное задание (1 уровень)
Выполни вычисления и сделай проверку:
700000 - 24618
804608 + 96395
312879 - 179542
Адаптированное задание (2 уровень)
Для обучающихся с РАС 8.3, уровень развития которых ниже уровня развития сверстников, меняется уровень сложности задания и упрощается содержание задания. Таким образом, степень адаптации учебного материала зависит от уровня развития ребенка.
Преодоление трудностей, возникающих при списывании текста.
Программа: АООП, вариант 8.3. Заранее обучаем пользоваться планом, планировалось:
- поочередно прочитывать пункты плана,
- ставить отметки о выполнении каждого пункта,
- сообщать о выполнении всего задания целиком.
Можно сделать бланк для списывания текста с неопределенным количеством предложений.
Задание |
Я сделал |
Я посчитаю, сколько в тексте предложений. В тексте ____ предложений. |
|
Я переписываю первое предложение. |
|
Я переписываю второе предложение. |
|
Я переписываю третье предложение. |
|
Я делаю зарядку для рук: покатаю ручку. |
|
Я переписываю четвертое предложение. |
|
Я переписываю пятое предложение. |
|
Я переписываю шестое предложение. |
К данному бланку прилагается отдельная карточка с фразой «Я закончил переписывать текст». Сначала ученик считает количество предложений в тексте и заполняет первый пункт плана. Списывая каждое предложение, он ставит в бланке отметку о выполнении этого шага. Дойдя до пункта «Я сделаю зарядку для рук: покатаю ручку», ученик выполняет одно из своих любимых динамических упражнений. После списывания последнего предложения в тексте прикрепляет карточку с фразой «Я закончил переписывать текст».
Представленный опыт по адаптации контрольно-измерительных материалов для обучающихся с РАС позволит повысить качество обучения детей с РАС по адаптированным основным образовательным программам; будет способствовать успешному освоению адаптированных основных образовательных программ начального общего образования обучающимися с РАС в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.