Родители (законные представители), воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, демонстрируют повышение тревожности во время адаптационного периода. Данное повышение тревожности объясняется их беспокойством за психологическое, физическое и социальное благополучие детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Для того чтобы адаптационный период ребёнка к детской образовательной организации протекал максимально безболезненно и эффективно, необходимо применение традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия образовательной организации и семьи в вопросах воспитания, образования, развития и адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Организованная целенаправленная работа с родителями дошкольников поможет создать максимально эффективные условия для протекания адаптационного периода.
При сотрудничестве с родителями можно построить работу с учетом следующих принципов:
- целенаправленность, систематичность, плановость, доброжелательность, открытость;
- дифференцированный подход к сотрудничеству с родителями с учетом особенностей каждой семьи;
- учет возрастного характера при взаимодействии с родителями;
Результатом будет проявление интереса со стороны родителей к работе детского учреждения, к новым формам воспитания детей, улучшению детско-родительских отношений, формирование партнерских отношений между родителями и педагогами.
Формы работы с семьей
Традиционные формы работы
|
Нетрадиционные формы работы |
Задачи:
|
Задачи:
|
|
|
«Семейное чтение» - наше время это бум электронной революции. Взрослые, дети увлечены гаджетами, увлечение книгами редкое явление в нашем обществе. Поэтому можно предложить семьям воспитанников художественную литературу, которую образовательная организация может дать родителям для проведения досуга, домой. Предложить родителям совместно с детьми после прочтения произведения выполнить некоторые игровые, развивающие задания. Можно сделать самую простую аппликацию, поделку или рисунок. Например, можно смастерить «очень голодную гусеницу» из знаменитой книги Эрика Карла или раскрасить пальчиковыми красками зайчонка из «Знаешь, как я тебя люблю?». Если есть желание сделать развивающую игру, то можно предложить ребенку выкладывать подходящие по цвету бумажные «заплатки» на хорошо знакомые ему иллюстрации в книге. Совместное придумывание игр еще больше сближает родителей и детей и помогает весело и с пользой проводить семейный досуг.
Для совместного чтения в период привыкания к условиям образовательной организации отлично подойдут такие книги, как «Конни идёт в детский сад» Лиана Шнайдер, «Лама в садике без мамы» Анна Дьюдни», «Зайчик Сева не хочет идти в детский сад» Анастасия Ласточкина и Светлана Петрова, «Поцелуй в ладошке» Одри Пенн.
«Библиотека настольных игр» - игра самое главное в мире ребенка, она в большей степени стимулирует у детей развитие эмоционально-волевой, познавательной, физической сферы. Для удобства семей можно составить каталог библиотеки настольных игр, которая находится в образовательной организации, где каждая семья может выбрать игру и взять ее на время домой для совместной игры. Знакомить с библиотекой настольных игр семьи воспитанников можно на заседаниях «Семейного клуба». Для малышей в адаптационный период подойдут веселые и не сложные игры: «Веселый старт», «Веселые червячки», «Земляничные тропинки».
Развлечения такого рода помогают малышу сформировать навыки общения, стимулируют развитие мышления, учат внимательности и усидчивости, а также развивают мелкую моторику и координацию движений.
«Творческая мастерская «Посиделки»:
- совместные с родителями творческие занятия, позволяют взрослым овладеть навыками работы с разными материалами, для последующей передачи их своим детям;
- совместные творческие занятия детей и родителей по художественному творчеству.
Фотопроект «Дорога домой» - родителям совместно с детьми предлагается по дороге в образовательную организацию и обратно домой фотографировать интересные объекты окружающего пространства (дорожки, фонари, вывески, интересные на их взгляд объекты). Подготовить небольшую презентацию, альбом с рассказом о ежедневном путешествии. Такая форма «дороги» всегда вызывает у ребенка улыбку и теплые воспоминания.
При внедрении этих форм работы с семьей в адаптационный период, мы можем сделать следующие выводы: все предложенные формы работы помогают ребенку успешно адаптироваться и социализироваться к условиям образовательной организации.