Развитие речи младших школьников на уроках обучения грамоте посредством игровых технологий

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Класс: 1


Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных задач школьного образования. Нужно научить ребенка не только видеть и понимать предмет, но и уметь описать его живым, выразительным словом. Речь является каналом развития интеллекта, зеркалом культуры и образованности человека. По речи можно определить уровень мышления говорящего, а также уровень развития.

В современной системе школьного образования активно разрабатываются новые методы разностороннего развития детей и более качественной подготовки к дальнейшему школьному обучению. Одним из таких методов можно считать использование игровых приемов на уроках обучения грамоте по развитию речи. Это позволяет соединить максимально качественный для речевого восприятия материал с активным и эмоционально окрашенным многократным участием детей в решении дидактических задач.

Для того чтобы привлечь внимание школьников к уроку, необходимо использовать эффективные методы, заинтересовать детей чем-то новым и увлекательным.

Игра оказывает большое влияние на развитие познавательных процессов, свойств и состояний личности дошкольников, помогает более качественно усвоить сложный программный материал, закрепить его усвоение на занятиях, поэтому она является одним из продуктивных методов обучения в детском возрасте.

Включения в уроки игр и игровых моментов делает процесс обучения наиболее интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживает и усиливает интерес детей к уроку.

Работая учителем в речевом классе с детьми, имеющими диагноз: «Общее недоразвитие речи», можно столкнуться с проблемой, что детям тяжело дается усвоение материала на занятиях по обучению грамоте, они испытывают значительные трудности в процессе овладения навыком чтения, не всегда понимают смысл прочитанного, во время чтения допускают значительное количество разнообразных ошибок.

Овладение грамотой - сложная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка и достаточно высокого уровня развития устной речи. Если дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слов, то у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов. Дети недостаточно различают на слух фонемы близкие по артикуляционным или акустическим признакам.

Так как коррекционное обучение началам грамоты имеет цели: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте и научить детей чтению и письму, была выделена система специальных упражнений, направленная на подготовку детей к обучению грамоте и овладению её элементами. Все упражнения проводятся в игровой занимательной форме, поскольку игра - основной вид деятельности детей - младших школьников. Практический опыт показывает, что обучение в игре идёт значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов. Использование игры на занятиях по обучению грамоте помогает снять у детей напряжение, вести изучение и закрепление трудного (теоретического) материала на уровне эмоционального осознания. Игровые методы используются ещё и в связи с тем, что у детей с общим недоразвитием речи поздно формируется учебно-познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация.

Большое внимание уделяется работе над звуком, буквой и слогом.

Игры на уровне звука и буквы. Выделение звука из слов

Игровое упражнение «Зажги фонарик».

Инструкция: зажечь фонарик, если в слове встречается звук …..

Учитель медленно произносит слова, дети поднимают сигналы, услышав звук.

Игра «Необычные цветы».

Цель: Найти заданный звук в слове.

Из ряда картинок - лепестков дети выбирают только те, в названии которых есть заданный звук и составляют цветок.

Игровое упражнение «Светофор».

Учитель называет слово, дети определяют место заданного звука в этом слове и поднимают сигнал (красный, желтый или зеленый).

Игровое упражнение «Домики».

У детей на столах домики с тремя окошками (схема: начало, середина, конец слова) и предметные картинки. Необходимо определить место заданного звука в слове и вставить картинку в нужное окошко.

Знакомство с буквой

У детей с ТНР необходимо формировать стабильный графический образ буквы. Для этого можно использовать такие игровые упражнения, как обводка пальцем контура выпуклых рельефных букв, тактильное опознание «наждачных» букв - «Читающие пальчики», игра «Чудесный мешочек» с буквами, лабиринты - «Какие буквы написали коньками на льду», зашумленные картинки - «Буквы рассыпались» (например, найти букву А и обвести её фломастером по контуру).

Группировка букв (разновидность зрительного диктанта). Детям предлагается на буквенной таблице найти все буквы, например, А и закрыть их фишками или пальчиками. Более сложный вариант, когда дети ищут 2 буквы (например А, У) и закрывают их фишками разного цвета или пальчиками правой и левой руки.

Работа с буквенными таблицами на распределение внимания

Игровое упражнение «Близнецы».

Например, дана таблица, на ней буквы А разного шрифта, каждая буква в двух экземплярах - «близнецы». Задание: найти две одинаковые буквы и закрыть их пальчиками левой и правой руки. Работа начинается с верхнего ряда и идёт построчно слева - направо.

Игровое упражнение «Умные фломастеры» или «Послушный фломастер».

За основу берется «Электронная муха», но в данном упражнении нет опоры на клетку, дети выполняют работу на чистом листе.

Даётся установка: «Фломастер будет выполнять все мои команды и посмотрим, что же он нам напишет». Предварительно детям объясняю, что фломастер делает «шаги» и шагает только в том направлении, какое я называю (вверх, вправо, вниз, влево). Дети должны точно выполнить указания, сравнить свою букву с образцом. Выигрывает тот, чья буква соответствует образцу.

Например, вверх, вверх, вправо, вниз, вправо, вниз, влево, вверх, вверх, вправо.

Упражнения по конструированию и реконструированию букв.

Составление букв из спичек, веревочек, из «буквенного конструктора» (дуга - полукруг, короткая и длинная полоски).

Игровое упражнение «Превращение букв».

Оборудование: «буквенный конструктор» на каждого ребенка.

Например, составить букву «О» - О, букву «О» превратить в «Э» - Э, «И» - И, в «П» - П

Игра «Живые буквы».

«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - любимая буква на месте замри»!

Дети изображают буквы, а педагог или ребенок - ведущий «читает».

Работа на уровне слога

На начальном этапе для составления слогов можно использовать игровые упражнения «Ромашка» и «Бабочки». Упражнение «Бабочки» нравятся детям больше, потому что они сами могут манипулировать картинками - буквами, составлять слоги и читать.

После того, как пройдено 10-12 букв, вводится такое упражнение, как чтение слоговых таблиц. Работа с таблицами проводится в форме игры «Лото» и называется «Закрой окошко». Учитель называет слог, дети находят данный слог на своих таблицах и закрывают его («окошко») фишкой. Работа начинается с таблиц СГ-ГС, в них присутствуют прямые и обратные слоги того же буквенного состава (ТО - ОТ, МА - АМ).

Подобные упражнения дают хороший эффект при регулярном применении, усложнении (СГС, ССГС, СГСС) и частой смене таблиц.

С таблицами можно провести упражнение «Птичий базар», предложив детям вполголоса прочитать свою карточку. При чтении слогов угадывание невозможно, ребенок при выполнении задания вынужден опираться только на навыки слогослияния.

Придумывание слов на заданный слог.

Игровое упражнение «Чудесный мешочек». Ребенку предлагается достать слог, прочитать его и придумать слово, которое начинается на данный слог.

Игровое упражнение «Вороний язык», «Мышкины слова».

В стране русского языка даже мышки умеют разговаривать, но могут они сказать только те слова, которые можно «попищать» - ПИ (те слова, которые начинаются со слога ПИ-), слог выставляется на доске. Какие это слова? Пианино, пижама, пирог, письмо и т.д.

А какие слова умеет говорить ворона? Картошка, карман, карта и т.д. аналогично обыгрываются слоги МУ, ГА, КО, КВА.

Игровое упражнение «Чудо-дерево» или «дерево и листочки».

На ветвях написаны слоги. Дети придумывают слова и закрепляют листочки на соответствующих ветках.

Используя слоговые карточки работаем над синтезом - конструируем слова. Для составления слов из заданных слогов активно используются на занятиях игры Воскобовича «Читайка», «Нахлобушки»; игра «По кругу».

Игровое упражнение «Слово рассыпалось».

Проводится по принципу разрезной картинки, на одной сторон карточки слоги, на другой - части предмета. Если слово составлено верно, карточки со слогами переворачиваются и на обратной стороне получится предмет, соответствующий прочитанному слову.

Игровое упражнение «Рыболов».

Дети ловят на удочку слоги, читают их. Когда «аквариум» опустел, детям предлагается из своих слогов составить слова и объяснить их значение.

Найди место звука в слове

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Оборудование: карточки со схемами расположения места звука в словах.

Ход игры: каждый ребенок получает карточку. Учитель показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

Подбери слово к схеме.

Цель: Та же.

Оборудование: карточки со схемами расположения звуков в словах.

Ход игры: получив карточку, ребенок подбирает 3 картинки/слова с заданным звуком, ориентируясь на закрашенный квадрат.

Зажги светофор

Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование: предметные картинки, светофоры на каждого ребенка или круги красный, желтый, зеленый.

Ход игры: учитель показывает картинку, один ребенок называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово, находят место изучаемого звука в слове и поднимают соответствующий сигнал - зажигают светофор - красный кружок - начало слова, желтый - звук в середине слова, зеленый - звук в конце слова.

Домики

Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в слове.

Оборудование: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина, конец слова).

Ход игры: ребенок берет картинку, называет её, определяет наличие звука (например: Ч или Щ), его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

Рыболов

Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование: малые предметные картинки с металлической скрепкой, удочка, карточки - схемы «начало, середина, конец слова» на каждого ребенка.

Ход игры: «Поймать» слово, определить место звука в слове и поместить картинку в соответствующее окошко. Дети по очереди выполняют действия.

Причаль на катере

Цель: упражнять в чтении слогов.

Оборудование: панно с изображением причалов на гласные буквы, катер (рисунок) с капитаном и согласной буквой.

Ход игры: сегодня мы будем причаливать на катере к разным пристаням. Например: на катере «Л» к пристани «А» капитан даёт сигнал: протрубить ЛЛЛААА! Тогда на пристани будут знать, что катер «Л» приближается к причалу «А» и приготовятся к встрече. А что мы погрузим на этой пристани? ЛАМПУ (её можно сразу нарисовать или выставить картинку). Но нам ещё нужна ЛЮСТРА и ЛЕСТНИЦА, чтобы повесить люстру. К каким причалам надо подплыть за этими вещами?

Цветы и бабочки

Цель: упражнять в чтении слогов.

Оборудование: панно с изображением 10 цветов, на каждом цветке гласная буква. Бабочки, у каждой на крыле согласная буква.

Ход игры: бабочка «М» летала над цветами и села на цветок «У». логопед помещает бабочку справа от буквы. Какая песенка получилась? МУ. А теперь бабочка перешла на другую сторону цветка, что получилось? УМ. Далее дети самостоятельно выбирают себе бабочек, передвигают их по полю и читают слоги. Если на цветок сели 2 бабочки, читают слова СОК, КИТ, РАК и так далее.

Чудо - дерево

Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование: дерево - на ветвях написаны слоги СА, СО, СУ, СЫ, листочки со слогами ВА, НИ, ША, РОК, ПОГ и т.д.

Ход игры: весной на деревьях появляются листочки, каждому листочку надо найти свою ветку так, чтобы получилось слово, слово прочитать и объяснить значение, придумать предложение. МЫРОК, СУША, СОВА и т.д.

По кругу

Цель: развивать умение составлять слова из слогов, накопление слоговых образов.

Оборудование: круги со слогами.

Ход игры: дети читают слоги на круге, вращая его почасовой стрелке. Вращая 2 круга, найти понятные слова, объяснить их значение. Кто прочитает больше слов, тот победил.

Перевертыши

Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

Ход игры: педагог называет по отдельности слога. Дети берут карточки со слогами и оставляют из них сначала 1 слово, читают его, объяснят значение, потом, переставив слоги, читают второе слово, объясняют его значение. В конце игры детям предлагается придумать предложения с составленными словами. Слоги: СОС, НА, ЧАЙ, КА, ВЕС, НА, КА, МЫШ, РА, НО, БАН, КА

Домино

Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование: у каждого ребенка по 6 карточек домино, 1 карточка домино на доске, наборное полотно.

Ход игры: учитель ставит на наборное полотно свою карточку со слогом ТРА и предлагает ребятам взять такую карточку домино, первый слог которой образовал бы с данным слогом слово и т.д. Карточки: - тра, ва - зи, ма - пе, нал - вил, ка - фар, тук - зу, бы - и т.д.

Цепочка

Цель: развитие умения подбирать слова по данному слогу.

Ход игры: педагог записывает на доске слово ОК - НО по слогам (или ставит карточку), дети подбирают слово, которое начинается с последнего слога - НО - НОРА, затем новое слово, начинающееся слогом РА - РАМА и т.д. за правильный ответ ребенок получает фишку.

Игровое упражнение «Разноцветные слова»

Для облегчения детям выделения слога в напечатанном слове используется цветовая маркировка слогов. Нравятся детям такие игры, как «Словесно-картиночное домино», «прочитай - проверь», «Словесное лото». Ребята играют в школу и сами выбирают себе ведущего - учителя, сами оценивают свою работу, а педагог, играя роль «умного ученика», помогает найти правильное решение. В результате обучения с применением игр удается сформировать у детей стабильный навык слогового осознанного чтения, они любят и не боятся читать.

Сложи буквы

Цель: закрепление начертания букв.

Оборудование: «буквенный конструктор» на каждого ребенка.

Ход игры: педагог предлагает детям достать из конверта элементы букв, называет букву, дети конструируют. Для конструирования букв можно использовать спички или счетные палочки, шнурки.

Буквоежка

Цель: обобщение знаний о графическом изображении букв, закрепление начертания букв.

Оборудование: каждый ребенок получает лист бумаги, на котором написаны элементы букв.

Ход игры: Буквоежка хочет с вами поиграть. Он откусил от каждой буквы по кусочку (элементу) и хочет, что бы вы догадались, какие буквы были написаны на листочках. Дети, которые дописали все буквы, получают фишку. 2 вариант игры. Элементы букв написаны на доске.

Живые буквы

Цель: закрепление начертания букв, учить воспроизводить пространственное расположение элементов букв.

Ход игры: дети, стоя на ковре, говорят:
«Море волнуется раз, море волнуется два,
Море волнуется три -
Любимая буква на месте замри!»

Дети изображают буквы, логопед должен узнать, где какая буква. Выбирается самая красивая буква. Можно составлять слова и читать их.

Ребусы

Цель: развитие умения составлять слова из букв, проводить звуко - буквенный анализ.
Оборудование: карточки с ребусами.
Ход игры: каждый ребенок получает карточку, отгадывает слово. Необходимо объяснить значение слова, придумать с этим словом предложение.

Прочитай - проверь

Цель: упражнять в чтении слов. Осознанное послоговое чтение.

Оборудование: карточки: с одной стороны слово, с другой - картинка.

Ход игры: дети сидят за столом, достают из коробки карточки со словами, читают и проверяют себя, переворачивая карточку картинкой вверх. Побеждает тот, кто прочитал больше слов.

Исправь ошибку

Цель: упражнять в чтении слов, осознанное послоговое чтение, развитие внимания.

Оборудование: карточка «слово + картинка» (например: слово «булка» картинка «белка»)

Ход игры: детям предлагается прочитать слово, назвать, что нарисовано на картинке и объяснить, где ошибка.

Карточки: олень - лень, молодец - колодец, кубки - кубики, баран - барабан, капля - цапля и т.д.

Чудесный мешочек

Цель: учить узнавать на ощупь знакомые буквы.

Оборудование: чудесный мешочек, деревянные буквы.

Ход игры: дети рассматривают буквы и складывают их в мешочек. Логопед встряхивает мешок и просит ребенка найти букву, не заглядывая в мешок. Ребенок придумывает слово, которое начинается с этой буквы.

Используя игровые технологии, можно отметить, что что дети становятся (не все и не сразу, конечно) доброжелательнее друг к другу, отзывчивее, у многих появился интерес к учебной деятельности. А это много значит. Развитие речи ребенка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.

Список литературы

  1. Павленко В.К., Грушина М.Н. - Алматы : Атамура 2012 Добукварик.Букварь. Методическое руководство для учителей 1 класса общеобразовательной школы
  2. Павленко В.К. - Алматы : Атамура 2012 Родное слово Методическое руководство для учителей 1 класса общеобразовательной школы
  3. Азбука настроений: Популярное пособие для детей и родителей /Сост. С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  4. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.
  5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.
  6. Журнал "Карапуз" . 10. 97. Мы сами читаем маме /Сост. М.Л.Шварц, 1997.
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения: Пособие для логопедов. - М.: ГНОМ и Д, 2001.
  8. Костина Е.П., Миргородская И.В. Уроки развития речи во 2 классе. 102 уроков.: Учебно-методическое пособие. - Краснодар: Кубанский учебник, 2001.
  9. Нестеренко В.Д. Ладошка: Стихи для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1991.
  10. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [ч], [щ] : Пособие для воспитателей детских садов, логопедов, родителей. - Ярославль: Академия развития; Академия, К, 1999.
  11. Умный Ивашка. Жар-птица и Золотое зерно: Русские народные загадки /Сост.
  12. Г.М.Науменко. - М.: Детская литература, 1991.
  13. Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. - М.: ТЕРРА, 1993.
  14. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. - М.: Первое сентября, 2001.