Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в период адаптации к школьным условиям

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Класс: 1

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, адаптации детей к школе


Российская образовательная система имеет многолетний опыт в образовании детей с расстройством аутистического спектра (РАС). На протяжении всего развития данного вопроса обучения детей, и его законодательного нормирования проводились постоянные пересмотры и корректировки, что связано с крайне непродолжительной историей изучения данного отклонения, как со стороны врачей, так и педагогов.

Согласно современным представлениям ведущей проблемой детей с расстройством аутистического спектра является нарушение коммуникации. Ребенок с данным отклонением имеет негативное отношение к установлению с ним контактов, как со стороны близких людей, так и сверстников [1]. Количество учебных заведений с возможностью обучения детей с данной патологией, позволяет вести учебный процесс совместно с обычными сверстниками или сверстниками с иными отклонениями. Общество детей без педагогического контроля не оказывает положительное влияние на ребенка с РАС, ввиду отсутствия у него стремления к общению, что может вызывать непонимание и обратную агрессию со стороны сверстников. Данная особенность в условиях образовательных учреждениях с совместными классами нуждается в грамотно составленном, длительном психолого-педагогическом сопровождении, включающем налаживание коммуникаций и формировании среды обучения [2].

Важнейшим элементом в образовании и развитии детей с РАС является адаптация в коллективе и социализация. С этой целью проводится поэтапное вхождение ребенка в образовательную среду согласно программе сопровождения.

Первоначальным этапом в сопровождении ребенка с РАС является положительный контакт с педагогом и создание положительного, доверительного опыта. С этой целью применяются индивидуальные игровые занятия с ребенка, служащие улучшению социальной и эмоциональной адаптивности. Также преподаватель отрабатывает с ребенком навыки поддержки со стороны, подразумевающие помощь в освоении необходимых действий посредствам «работы рукой ребенка».

Вторым этапом в налаживании коммуникативных навыков является вхождение ребенка в микро группы. В данных группах преподаватель создает мотивацию детей к взаимодействию и общению с другими детьми, стимулирует игровую, коммуникативную и речевую активности, развивает произвольную регуляцию тела, и активизирует познавательную сферу.

Третьим этапом становится введение ребенка в классную среду с целью постепенного увеличения навыков социализации и коммуникации, а также начало преподавания школьной программы. С начала обучения и на всем его продолжении применяется дозирование прямой вербальной инструкции и соблюдение индивидуального личного контакта с ребенком. Целью данных действий является компенсирование трудности в переформулировании фронтальных инструкций «на себя» у детей с РАС. При этом следует соблюдать краткость в инструкции, простоту фраз и наличие зрительно-тактильной поддержки.

Четвертым этапом в сопровождении является поддержка деятельности ребенка окружающими его факторами. С этой целью производится структурирование пространства вокруг ребенка: разметка парт, страниц, использовать «сенсорные буквы», организация действий ребенка по заданию, что позволяет сориентировать детей на сложные действия и сформировать поведенческие цепочки. Также не следует забывать о моторных трудностях ребенка при начале активной школьной деятельности. С целью снижения напряжения ребенка в изначальном плане обучения предусматриваются динамические паузы и элементы, включающие в себя простейшие практические действия, такие как лепка из пластилина, работа с палочками. С целью проведения динамических паузы в учебных заведениях изначально создаются зоны сенсорной разгрузки.

Немаловажным элементом сопровождения детей с РАС является изучение индивидуальных ритмов активности. Изучения индивидуального ритма ребенка с РАС основывается по результатах выполнения спонтанных, стереотипных и произвольных заданий в различных условиях. Данным детям свойственна быстрая психическая и физическая утомляемость. Различие этих факторов у разных детей возлагает на педагога обязанность регулировать индивидуальный ритм занятий, с включением программу возможности временного выхода ребенка из общего ритма согласно его состоянию. Также к изучению индивидуального состояния со стороны педагога относится изучение чувствительности, ранимости и брезгливости ребенка с РАС к различным триггерным факторам, и их нивелирование [3].

Система психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра служит для эффективного налаживания доверительного контакта между ребенком, преподавателем и сверстниками, а также формированию продуктивной учебной программы исключающей моторное и стрессовое перенапряжение. В конечном итоге налаживание коммуникативных возможностей у детей с РАС, ведет к лучшему освоению школьной программы, и повышению их социализации.

Список литературы

  1. Бондарь, Т.А. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе / Т.А.Бондарь, И.Ю.Захарова. - Москва: Теревинф, 2012. - 280 с.
  2. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг. - Москва: Теревинф, 2007. - 288 с.
  3. Олешкевич, В.И. Сопровождение и социализация школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения / В.И.Олешкевич // Дефектология. - 2005. - № 5.