Проблема развития речи актуальна, поскольку речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Нарушение речи и ее коррекция у детей с недостатками интеллектуального развития является теоретической и практической проблемой.
Несформированность речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию речи способствует развитию мыслительной деятельности, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.
Большой вклад в становление методики развития речи детей с интеллектуальными нарушениями внесли Александр Рувимович Маллер, Галина Викторовна Цикото. Они описали трёхуровневую модель развития речи у этой категории детей, в которую включены следующие разделы:
- формирование действия понимания речи;
- формирование значения слов и обогащение активного словаря;
- формирование грамматических категорий и связной речи
Формирование устной речи умственно отсталых детей - одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. От нее зависит успех всей коррекционно-развивающей работы.
Своеобразие задач и содержание работы по формированию речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи предполагает наличие особых требований к организации педагогического планирования. Адаптированная основная общеобразовательная программа для учащихся школы 8 вида, при обучении по второму варианту, предполагает, что учитель сам распределяет темы по годам обучения в зависимости от уровня развития детей и опираясь на зону актуального и зону ближайшего развития. Поэтому программа по развитию речи учащихся может существенно отличаться в классах одной параллели. Индивидуальный и дифференцированный подход должен осуществляться как на уроках, так и на индивидуальных занятиях. Групповая работа по развитию речи обучающихся осуществляется на уроках и во внеурочной деятельности, индивидуальная работа, чаще всего, проводится учителем-логопедом.
Основными задачами индивидуальных занятий являются: формирование произношения, уточнение знаний грамматических форм и конструкций, представляющих трудности для ребенка, наглядная демонстрация способов и условий их употребления.
На групповых занятиях задачи развития речи несколько иные: расширение словарного запаса, включение изученных форм и конструкций в активную речь, учить пользоваться отработанными способами грамматического оформления предложений
К числу наиболее существенных вопросов организации работы по формированию речи и изучению языка как предмета можно отнести:
- выбор форм обучения (индивидуальная, групповая, фронтальная);
- соотношение фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке;
- связь разных видов деятельности учащихся с развитием речевой активности;
- оптимальное соотношение самостоятельной работы и работы под руководством учителя.
В педагогической практике большие усилия прилагаются для расширения словарного запаса детей, на обучение составлению фраз по картинкам, умению отвечать на простые вопросы. Особенно важна работа по обогащению слов обобщающего характера, которая способствует развитию операции обобщения, аналитико-синтетической деятельности детей.
Например, в начальных классах на уроках домоводства вводится и (или) закрепляется обобщающее понятие - посуда. В среднем звене посуда уже подразделяется на:
- кухонную,
- столовую,
- столовые приборы.
На уроках природного мира в начальный период обучения учащиеся узнают обобщающие понятия дикие и домашние животные, позже они знакомятся с названиями детенышей животных, а в среднем звене узнают названия всех «членов семьи».
Обобщающее понятие транспорт, используемое в начальной школе, позже расширяется на водный, наземный, воздушный транспорт, также появляется понятие специальный транспорт.
Расширяется словарный запас и за счет введения в речь синонимов.
При работе над построением предложения используется следующая последовательность:
- замена в готовом предложении картинки на слово;
- построение предложения по картинке;
- составление предложения с заданным словом;
- составление предложения со словом, заданным картиной.
Способствует развитию речи и работа со сказками. В начальной школе учащиеся знакомятся с русскими народными сказками, такими как «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка». К концу обучения в начальной школе учащиеся, с помощью учителя, могут рассказать сказку, используя кукольный или магнитный театр, в среднем звене они уже сами выступают в роли героя сказки и показывают небольшие спектакли. Работа над сказками помогает сформировать последовательность не только действий, но и речевого сообщения. Развивается диалогическая речь детей.
Важное место отводится работе над значением слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к усвоению его грамматического значения в словосочетании, предложении. На всех этапах обучения используются такие игры как:
- узнай предмет по описанию
- скажи наоборот
- Какая она? или Какой он?
- подбери действие к предмету
Все эти игры направлены на перевод слов из пассивного словаря в активный, а также на формирование умения правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях.
В процессе работы по развитию речи учащиеся узнают назначение предметов окружающего быта, узнают и показывают действия бытового характера, по возможности называют все это, учатся строить простую фразу, знакомятся с предметами и явлениями окружающего мира. У обучающихся расширяется пассивный словарь, активизируется собственная речь, она становится в большей мере средством коммуникации и помогает в дальнейшем обучении.
Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей, и даже самых тяжёлых, можно целенаправленно учить, используя специфические методы, приёмы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения. Работа над развитием речи очень важна, поскольку речевая деятельность способствует развитию познавательной, эмоциональной, личностной сфере ребёнка, улучшает его социально-коммуникативные возможности, что способствует повышению уровня социализации и самостоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с умеренной умственной отсталостью не являются исключением.