Рабочая программа ГПД для детей с ОВЗ

Разделы: Коррекционная педагогика, Дополнительное образование

Класс: 2

Ключевые слова: ОВЗ


Пояснительная записка

Программа составлена с учетом особенностей образовательного учреждения, образовательными потребностями и запросами обучающихся, воспитанников.

Нормативно-правовой статус рабочей программы

Программа воспитания разработана на основании нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  3. Приказа Минпросвещения России от 8 мая 2019года №233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года №345»
  4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 02.09.2019 года)
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 года №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
  6. Конвенции ООН о правах ребёнка - Резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989;
  7. Устава МКОУ для обучающихся с ОВЗ СОШ «Гармония».

Особенности контингента обучающихся

В ГПД очно обучается 14 человек: обучающиеся с задержкой психического развития (вариант 7.2); с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2).

Содержание программы

Общая характеристика программы

В рамках внеурочной деятельности для обучающихся 2-го и 5-го классов в ГПД реализуется программа воспитательной работы.

Программа составлена на основе, проводимой в школе внеклассной работы, с учетом возрастных особенностей детей с ОВЗ.

Цель программы: обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся; опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их индивидуальные особенности; интересы и возрастные возможности; способствовать расширению кругозора учащихся, развитию познавательных способностей, самостоятельности и активности.

Задачи:

  • создать для детей комфортную обстановку, благоприятный климат в коллективе;
  • воспитывать у детей ответственное отношение к занятиям, развивать навыки самостоятельной работы;
  • повышать качество выполнения домашних заданий; нацеливать детей на результативную работу;
  • улучшать поведение отдельных учащихся и группы в целом;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • повысить образовательный и культурный уровень детей путём внеклассной деятельности;
  • развивать любознательность ребят, увлечь их процессом познания;
  • развивать творческие способности детей;
  • воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; соблюдение гигиенических норм, режим дня в ГПД;
  • воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи, взрослым;
  • воспитывать доброжелательные отношения в группе, основанные на взаимопомощи и поддержке в учёбе и труде;
  • развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей;
  • расширять нравственное представление детей о своём поведении в школе, о своей гражданской позиции по отношении к Родине;
  • помочь адаптироваться ученикам к обучению в школе.

Концептуальными положениями программы являются:

  • Личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся;
  • Создание условий для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально-ценностного, социально-личностного, познавательного, эстетического);
  • Осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на становление (совершенствование) всех видов деятельности: подготовки домашнего задания, игры, экскурсий, конкурсов, соревнований;
  • Реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности.

В основу разработанной программы положены следующие принципы:

  • Доступность
  • Научность
  • Наглядность
  • Связь теории с практикой.
  • Занимательность
  • Преемственность
  • Системность

Коррекционная работа направлена на:

  • повышение уровня формирования познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения);
  • совершенствование движений и сенсомоторного развития;
  • коррекцию нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  • стимулирование произвольной психической активности, положительных эмоций;
  • развитие различных видов мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация);
  • коррекцию отдельных сторон психической деятельности;
  • расширение представления об окружающем мире;
  • развитие творческой активности;
  • развитие речи, пополнение активного и пассивного словарного запаса.

Результатом коррекции развития обучающихся с ОВЗ во время ГПД считается успешное освоение жизненно значимых компетенций:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со сверстниками, взрослыми;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации;
  • дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации-осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту систем ценностей.

Направления воспитательной работы

Программа занятий в группе продлённого дня состоит из пяти разделов:

Нравственно-патриотическое воспитание

Цель: духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения посредством вовлечения детей в социально значимую и нравственно-направленную деятельность.

Задачи:

  • Создавать условия для формирования личности школьника, гражданина России.
  • Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за героическое прошлое нашей страны.
  • Поддерживать стремление знать историю России, желание соответствовать нравственному облику великих соотечественников.
  • Формировать чувство собственного достоинства, основанное на уважении к другому человеку.
  • Формировать представление о семье, как главном факторе воспитания семьянина; о гражданственности, которая проявляется в любви к родителям, родственникам.
  • Формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
  • Формировать у воспитанников дисциплинированность в поведении, в учении и труде; воспитывать положительные качества характера, воли у детей.

Формы работы:

  • тематические часы;
  • конкурсы, викторины по правовой тематике;
  • изучение истории своей Родины и своего края;

Планируемые результаты:

  • воспитание патриотизма и чувства ответственности за свою Родину;
  • воспитание гражданина, любящего свой Отечество, свой край, дом в котором живёт и учится;
  • воспитание у ребёнка общечеловеческой культуры поведения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • построение в коллективе отношений, основанных на взаимном уважении, сотрудничестве и взаимопомощи;
  • овладение учащимися суммы знаний, умений, навыков, помогающих раскрытию его личностного потенциала.

Эстетическое воспитание

Цель: обеспечение эстетического и духовно-нравственного развития учащихся. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса к искусству театра и актёрской деятельности.

Задачи:

  • знакомство детей с различными видами театров и музеев;
  • освоение детьми различных видов творчества;
  • совершенствование артистических навыков детей в плане переживаний и воплощения образа;
  • выявление с помощью индивидуального подхода к каждому ребенку его творческого потенциала
  • развивать механизмы творческого восприятия и мышления
  • развитие речевой культуры, эстетического вкуса;
  • формировать адекватную моральную самооценку творческих способностей.

Формы:

  • показ презентаций
  • рассматривание картин
  • инсценировки басен, сказок
  • экскурсии
  • художественный труд (оформление школы, класса к праздникам)
  • участие в школьных, городских концертах
  • участие в областных, городских и школьных художественных конкурсах
  • посещение выставок творческих работ учащихся школы, других образовательных учреждений

Мероприятия направлены на развитие у детей чувства прекрасного, привитие любви к музыке и искусству, формирование умений и навыков художественного творчества;

Планируемые результаты:

  • формирование правильной речи;
  • воспитание аккуратности, самостоятельности, трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • умение перевоплощаться;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • вовлечь детей в мир прекрасного.

Спортивное воспитание и охрана здоровья

Цель: содействие всестороннему развитию личности, достижения определённого уровня физической культуры, формирование ЗОЖ.

Задачи:

  • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья;
  • дать знания об организме человека, его возможностях, о влиянии на организм вредных привычек;
  • воспитывать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения умственной и физической работоспособности.

Формы работы:

  • участие в спортивных кружках и секциях. спортивные конкурсы, соревнования внутри группы и между группами, спартакиады, марафоны, турниры;
  • дни здоровья;
  • предметные утренники, спортивные викторины, тематические часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике;
  • беседы и дискуссии.

Планируемые результаты:

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
  • закладка ответственного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья;
  • формирование стремления активно участвовать в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях;
  • воспитание личностных качеств: воли, выдержки;
  • выполнение правил личной гигиены, здорового образа жизни, правил по технике безопасности, правил дорожного движения в повседневной жизни;
  • овладение навыками личной гигиены, здорового питания, безопасного поведения;
  • владение элементарными навыками оказания первой медицинской помощи и действий при чрезвычайных ситуациях и несчастных случаях.

Занимательно-развлекательное направление

Цель: развитие личности школьника, его способностей.

Задачи:

  • создание благоприятных условий для развития интересов и способностей каждого ученика;
  • развитие волевой и эмоциональной регуляции поведения и деятельности;
  • формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать;
  • развитие навыков рефлексивных действий;
  • развитие логики, памяти, мышления.

Формы работы:

  • викторины и конкурсы;
  • дидактические и подвижные игры;
  • беседы и чтения;
  • просмотры фильмов и сказок.

Планируемые результаты:

  • получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
  • владение психическими процессами (мышление, память, внимание);
  • закрепление навыков работы в коллективе.

Планируемые результаты освоения программы обучающимися с ОВЗ:

Важное место в работе ГПД занимает самоподготовка.

Самоподготовка - это форма внеурочной учебной деятельности в ГПД, обязательные и ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время. Целью самостоятельной работы на этих занятиях является выработка навыков самообразования, самовоспитания и способствование разностороннему развитию личности ребёнка. Во время самоподготовки поддерживается необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечивается успешное выполнение домашних заданий всеми учениками, закрепление ими тех знаний, которые дети приобрели на уроках. Деятельность на занятии побуждает ребёнка к самостоятельному размышлению, всячески стимулирует его волевые усилия, развивает мыслительные способности. Перед самоподготовкой предусматриваются развивающие задания, чтобы подготовить детей к самостоятельной учебной работе, требующей от них активной умственной деятельности.

При организации самоподготовки учитывается:

  • уровень общеучебных навыков;
  • уровень навыков самостоятельной работы;
  • возрастные и индивидуальные особенности детей.

Внеурочная деятельность обучающихся , как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО-создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды; развитие здоровой личности.

К планируемым результатам освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
личностные результаты-готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты-освоение обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Описание места в учебном плане.

Планирование рассчитано на 25 часов в неделю при 5-дневной рабочей неделе.

График работы группы продлённого дня 1 полугодие

Время

Содержание

12.00

12.20

Сбор обучающихся

12.20

12.50

Обед

12.50

14.00

Развивающие занятия и игры

14.00

15.00

Клубный час

15.00

16.00

Самоподготовка

16.00

17.00

Прогулка и уход домой

Требования безопасности

  1. К работе в группе продлённого дня допускаются воспитатели, руководители кружков, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
  2. К занятиям в группе продлённого дня допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр, инструктаж по охране труда и зачисленные в ГПД приказом директора по ОУ.
  3. Воспитатели, руководители кружков обязаны обеспечить безопасность детей в период работы в группе продлённого дня.
  4. Воспитатель контролирует и сопровождает детей до отъезда детей из школы.
  5. Воспитатель проводит инструктажи с детьми:
      о правилах поведения в школе;
    1. о правилах поведения на дороге;
    2. о правилах при работе с ножницами, клеем, пластилином;
    3. об электробезопасности;
    4. о профилактике негативных ситуаций на улице и с незнакомыми людьми;
    5. о правилах безопасности на водоёмах в разное время года;
    6. о правилах безопасности во время осенних, зимних, весенних и летних каникул;
    7. о правилах безопасного поведения в спортзале;
    8. о правилах поведения на прогулке;
    9. о правилах безопасности при работе с компьютером.

Занятия проводятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся с применением коррекционно-развивающих технологий.

Календарно-тематическое планирование