Пояснительная записка
Программа составлена с учетом особенностей образовательного учреждения, образовательными потребностями и запросами обучающихся, воспитанников.
Нормативно-правовой статус рабочей программы
Программа воспитания разработана на основании нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказа Минпросвещения России от 8 мая 2019года №233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года №345»
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 02.09.2019 года)
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 года №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
- Конвенции ООН о правах ребёнка - Резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989;
- Устава МКОУ для обучающихся с ОВЗ СОШ «Гармония».
Особенности контингента обучающихся
В ГПД очно обучается 14 человек: обучающиеся с задержкой психического развития (вариант 7.2); с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2).
Содержание программы
Общая характеристика программы
В рамках внеурочной деятельности для обучающихся 2-го и 5-го классов в ГПД реализуется программа воспитательной работы.
Программа составлена на основе, проводимой в школе внеклассной работы, с учетом возрастных особенностей детей с ОВЗ.
Цель программы: обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся; опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их индивидуальные особенности; интересы и возрастные возможности; способствовать расширению кругозора учащихся, развитию познавательных способностей, самостоятельности и активности.
Задачи:
- создать для детей комфортную обстановку, благоприятный климат в коллективе;
- воспитывать у детей ответственное отношение к занятиям, развивать навыки самостоятельной работы;
- повышать качество выполнения домашних заданий; нацеливать детей на результативную работу;
- улучшать поведение отдельных учащихся и группы в целом;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- повысить образовательный и культурный уровень детей путём внеклассной деятельности;
- развивать любознательность ребят, увлечь их процессом познания;
- развивать творческие способности детей;
- воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; соблюдение гигиенических норм, режим дня в ГПД;
- воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи, взрослым;
- воспитывать доброжелательные отношения в группе, основанные на взаимопомощи и поддержке в учёбе и труде;
- развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей;
- расширять нравственное представление детей о своём поведении в школе, о своей гражданской позиции по отношении к Родине;
- помочь адаптироваться ученикам к обучению в школе.
Концептуальными положениями программы являются:
- Личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся;
- Создание условий для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально-ценностного, социально-личностного, познавательного, эстетического);
- Осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на становление (совершенствование) всех видов деятельности: подготовки домашнего задания, игры, экскурсий, конкурсов, соревнований;
- Реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности.
В основу разработанной программы положены следующие принципы:
- Доступность
- Научность
- Наглядность
- Связь теории с практикой.
- Занимательность
- Преемственность
- Системность
Коррекционная работа направлена на:
- повышение уровня формирования познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения);
- совершенствование движений и сенсомоторного развития;
- коррекцию нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
- стимулирование произвольной психической активности, положительных эмоций;
- развитие различных видов мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация);
- коррекцию отдельных сторон психической деятельности;
- расширение представления об окружающем мире;
- развитие творческой активности;
- развитие речи, пополнение активного и пассивного словарного запаса.
Результатом коррекции развития обучающихся с ОВЗ во время ГПД считается успешное освоение жизненно значимых компетенций:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со сверстниками, взрослыми;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации-осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту систем ценностей.
Направления воспитательной работы
Программа занятий в группе продлённого дня состоит из пяти разделов:
Нравственно-патриотическое воспитание
Цель: духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения посредством вовлечения детей в социально значимую и нравственно-направленную деятельность.
Задачи:
- Создавать условия для формирования личности школьника, гражданина России.
- Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за героическое прошлое нашей страны.
- Поддерживать стремление знать историю России, желание соответствовать нравственному облику великих соотечественников.
- Формировать чувство собственного достоинства, основанное на уважении к другому человеку.
- Формировать представление о семье, как главном факторе воспитания семьянина; о гражданственности, которая проявляется в любви к родителям, родственникам.
- Формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
- Формировать у воспитанников дисциплинированность в поведении, в учении и труде; воспитывать положительные качества характера, воли у детей.
Формы работы:
- тематические часы;
- конкурсы, викторины по правовой тематике;
- изучение истории своей Родины и своего края;
Планируемые результаты:
- воспитание патриотизма и чувства ответственности за свою Родину;
- воспитание гражданина, любящего свой Отечество, свой край, дом в котором живёт и учится;
- воспитание у ребёнка общечеловеческой культуры поведения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- построение в коллективе отношений, основанных на взаимном уважении, сотрудничестве и взаимопомощи;
- овладение учащимися суммы знаний, умений, навыков, помогающих раскрытию его личностного потенциала.
Эстетическое воспитание
Цель: обеспечение эстетического и духовно-нравственного развития учащихся. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса к искусству театра и актёрской деятельности.
Задачи:
- знакомство детей с различными видами театров и музеев;
- освоение детьми различных видов творчества;
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживаний и воплощения образа;
- выявление с помощью индивидуального подхода к каждому ребенку его творческого потенциала
- развивать механизмы творческого восприятия и мышления
- развитие речевой культуры, эстетического вкуса;
- формировать адекватную моральную самооценку творческих способностей.
Формы:
- показ презентаций
- рассматривание картин
- инсценировки басен, сказок
- экскурсии
- художественный труд (оформление школы, класса к праздникам)
- участие в школьных, городских концертах
- участие в областных, городских и школьных художественных конкурсах
- посещение выставок творческих работ учащихся школы, других образовательных учреждений
Мероприятия направлены на развитие у детей чувства прекрасного, привитие любви к музыке и искусству, формирование умений и навыков художественного творчества;
Планируемые результаты:
- формирование правильной речи;
- воспитание аккуратности, самостоятельности, трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- умение перевоплощаться;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- вовлечь детей в мир прекрасного.
Спортивное воспитание и охрана здоровья
Цель: содействие всестороннему развитию личности, достижения определённого уровня физической культуры, формирование ЗОЖ.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья;
- дать знания об организме человека, его возможностях, о влиянии на организм вредных привычек;
- воспитывать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения умственной и физической работоспособности.
Формы работы:
- участие в спортивных кружках и секциях. спортивные конкурсы, соревнования внутри группы и между группами, спартакиады, марафоны, турниры;
- дни здоровья;
- предметные утренники, спортивные викторины, тематические часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике;
- беседы и дискуссии.
Планируемые результаты:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- закладка ответственного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья;
- формирование стремления активно участвовать в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях;
- воспитание личностных качеств: воли, выдержки;
- выполнение правил личной гигиены, здорового образа жизни, правил по технике безопасности, правил дорожного движения в повседневной жизни;
- овладение навыками личной гигиены, здорового питания, безопасного поведения;
- владение элементарными навыками оказания первой медицинской помощи и действий при чрезвычайных ситуациях и несчастных случаях.
Занимательно-развлекательное направление
Цель: развитие личности школьника, его способностей.
Задачи:
- создание благоприятных условий для развития интересов и способностей каждого ученика;
- развитие волевой и эмоциональной регуляции поведения и деятельности;
- формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать;
- развитие навыков рефлексивных действий;
- развитие логики, памяти, мышления.
Формы работы:
- викторины и конкурсы;
- дидактические и подвижные игры;
- беседы и чтения;
- просмотры фильмов и сказок.
Планируемые результаты:
- получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- владение психическими процессами (мышление, память, внимание);
- закрепление навыков работы в коллективе.
Планируемые результаты освоения программы обучающимися с ОВЗ:
Важное место в работе ГПД занимает самоподготовка.
Самоподготовка - это форма внеурочной учебной деятельности в ГПД, обязательные и ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время. Целью самостоятельной работы на этих занятиях является выработка навыков самообразования, самовоспитания и способствование разностороннему развитию личности ребёнка. Во время самоподготовки поддерживается необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечивается успешное выполнение домашних заданий всеми учениками, закрепление ими тех знаний, которые дети приобрели на уроках. Деятельность на занятии побуждает ребёнка к самостоятельному размышлению, всячески стимулирует его волевые усилия, развивает мыслительные способности. Перед самоподготовкой предусматриваются развивающие задания, чтобы подготовить детей к самостоятельной учебной работе, требующей от них активной умственной деятельности.
При организации самоподготовки учитывается:
- уровень общеучебных навыков;
- уровень навыков самостоятельной работы;
- возрастные и индивидуальные особенности детей.
Внеурочная деятельность обучающихся , как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности.
Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО-создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды; развитие здоровой личности.
К планируемым результатам освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
личностные результаты-готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты-освоение обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Описание места в учебном плане.
Планирование рассчитано на 25 часов в неделю при 5-дневной рабочей неделе.
График работы группы продлённого дня 1 полугодие
Время |
Содержание |
|
12.00 |
12.20 |
Сбор обучающихся |
12.20 |
12.50 |
Обед |
12.50 |
14.00 |
Развивающие занятия и игры |
14.00 |
15.00 |
Клубный час |
15.00 |
16.00 |
Самоподготовка |
16.00 |
17.00 |
Прогулка и уход домой |
Требования безопасности
- К работе в группе продлённого дня допускаются воспитатели, руководители кружков, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
- К занятиям в группе продлённого дня допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр, инструктаж по охране труда и зачисленные в ГПД приказом директора по ОУ.
- Воспитатели, руководители кружков обязаны обеспечить безопасность детей в период работы в группе продлённого дня.
- Воспитатель контролирует и сопровождает детей до отъезда детей из школы.
- Воспитатель проводит инструктажи с детьми:
-
о правилах поведения в школе;
- о правилах поведения на дороге;
- о правилах при работе с ножницами, клеем, пластилином;
- об электробезопасности;
- о профилактике негативных ситуаций на улице и с незнакомыми людьми;
- о правилах безопасности на водоёмах в разное время года;
- о правилах безопасности во время осенних, зимних, весенних и летних каникул;
- о правилах безопасного поведения в спортзале;
- о правилах поведения на прогулке;
- о правилах безопасности при работе с компьютером.
Занятия проводятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся с применением коррекционно-развивающих технологий.