Особенности социальных эмоций у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Разделы: Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


В настоящее время по данным Е.А.Ельниковой [1] в мире каждый год на 15% увеличивается количество детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития и с задержкой психического развития (далее ЗПР). Дети с задержкой психического развития имеют множественные полиморфные нарушения, которые могут быть с вяза с нарушениями в речевом, познавательном, эмоционально-волевом развитии. В рамках данной статьи рассмотрим такой компонент эмоционально-волевого развития, как социальные эмоции.

Эмоциональное развитие ребенка при нормальном психическом развитии происходит в рамках деятельности, на протяжении периоде раннего и дошкольного возраста эмоциональное развитие постепенно совершенствуется, приобретает более сложные формы и виды.

К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей.

В следствии нарушений в психическом развитии у детей дошкольного возраста с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие всей познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля. У таких детейможно выделить ряд существенных особенностей, характерных для эмоционального развития детей с задержкой психического развития:

  • нарушения эмоционально-волевой сферы;
  • инфантилизм;
  • нарушения эмоциональных процессов;
  • различные поведенческие нарушения.

По мнению Л.С.Выгостского социальные эмоции представляют собой те чувства и эмоции, которые необходимы личности для социального взаимодействия с другими личностями в обществе.

Социальные эмоции делятся на позитивные и негативные. Негативные эмоции характеризуют отрицательное отношение личности к событиям, явлениям, предметам и объектам. Возникновение негативных эмоций в полной мере обусловлено негативным отношением. Позитивные эмоции возникают у личности в ситуациях, которые являются положительными для данной личности, данные эмоции характеризуют положительное отношение личности.

Эмоции любого вид в первую очередь характеризуют отношение личности к каким либо событиям, предметам, фактам, что в свою очередь является необходимым компонентом социального развития и во многом сказывается на успешности социализации.

Эмоциональная сфере ребенка дошкольного возраста с ЗПР во многом определяет успешность социализации, коррекционной работы, игровой деятельности.

Эмоциональное развитие проходит несколько этапов при нормальном онтогенестическом развитии ребенка, в рамках данного развития у ребенка формируется восприятие эмоций, а также проявление. Восприятие и проявление эмоций являются основными диагностическими критериями для определения уровней эмоционального развития.

Согласно исследованиям И.В.Смолярчук [3] большинство испытуемых детей с ЗПР имели трудности с восприятием таких эмоций, как страх, удивление. Кроме нарушений в восприятии эмоций, у детей с ЗПР в исследовании И.В.Смолярчук были выявлены нарушения не только в восприятии эмоций, но и в проявлении эмоций в социальной обстановке. У детей дошкольного возраста с ЗПР при взаимодействии со сверстниками преобладали такие эмоции как страх и тревожность.

Согласно исследованиям А.П.Жавнеренко [2] у детей с ЗПР наиболее доступными эмоциями для восприятия являются радость, гнев, страх. Исследование А.П.Жавнеренко определяет понимание, восприятие данных эмоций ведущими при любом виде ЗПР.

Проявление эмоций у детей с ЗПР согласно исследованиям А.П.Жавренко происходит в основном через:

  • мимику;
  • жесты;
  • отдельные действия [2].

Резюмируя сказанное выше, проявление эмоций у детей с ЗПР происходит через внешние признаки.

Согласно исследованиям В.В.Сосновой дети с ЗПР зачастую могут иметь трудности с вербальными проявлениями своих социальных эмоций. Как правило это выражается в том, что дети не могут в социальной обстановке заявить о своих эмоциях, переживаемых в данный момент времени, так как дети с нормальным психическим развитием. Дети с ЗПР замещают проявление некоторых эмоций на восприятие обстановки. Например, эмоция плач может появляться у детей дошкольного возраста с ЗПР при:

  • страхе;
  • удивлении;
  • усталости;
  • негодовании и т.д.

Перечисленное выше может быть связано с различными причинами, в первую очередь такими причинами могут выступать:

  • недостаточный социальный опыт восприятия собственных эмоций не дает возможности ребенку определять состояние;
  • негативный опыт социального взаимодействия оказывает прямое влияние на настроение ребенка;
  • в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;
  • наличие педагогической запущенности в воспитании ребенка с ЗПР.

Как отмечает Л.С.Выготский у детей дошкольного возраста с ЗПР может отмечаться повышенный уровень истощаемости, который в условиях социального и эмоционального развития личности оказывает влияние на проявление эмоций. Это может быть выражено как в повышенном утомлении, так и в гипер возбуждении.

По мнению Л.С.Выготского нарушения в восприятии и проявлении социальных эмоций у ребенка с ЗПР может быть нарушено по причине сниженной познавательной активности, познавательной мотивации. Социальные эмоции, не врожденные эмоции, данные эмоции формируются в ходе социализации и обучения личности.

Согласно исследованиям Л.С.Выготского нарушения в социальных эмоциях у детей дошкольного возраста связаны не только с их восприятием и проявлением, но и с волевой регуляцией данных эмоций, практически это проявляется в:

  • чрезмерной активности в социальной обстановке или социально значимых ситуациях;
  • чрезмерной утомляемости и сниженной активностью в социальной обстановке или социально значимых ситуациях;
  • низкая активность к установлению социальных связей и социальных контактов.

По мнению Е.С.Слепович - проблемы в сфере социальных эмоций: дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. А.В.Шевченко отмечает, что для детей с задержкой психического развития характерно отрицательное отношение к себе. В.Б.Никишина выявила взаимосвязь между тревожностью и фрустрацией у детей с задержкой психического развития, которая приводит к увеличению уровня агрессии; также выявлена связь между уровнем ригидности и показателями фрустрации и агрессии. Исходя из полученных ею данных можно судить о том, что эмоциональная сфера ребенка с задержкой психического развития характеризуется низкой толерантностью к фрустрации, тенденции к агрессии и «застреванию» на стрессовых ситуациях.

Д.Б.Эльконин считает что развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста с ЗПР нарушено прежде всего по причине нарушений в игровой деятельности. Автор отмечает, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игровая деятельность, данная деятельность является средством чувственного и эмоционального развития ребенка с этапа раннего детства. У детей с ЗПР начиная с раннего детства чувственное и эмоциональное развитие нарушено на всех онтогенестических этапах. Нарушения эмоционального развития оказывают влияние на развитие этических чувств: сострадание, милосердие и т.д.

По мнению Е.А.Ельниковой особенностью психологической сферы дошкольника, считается его важная чувственная возбудимость, которая накладывает след на целый психологический вид ребенка. Вместе с ним эмоции малыша малоустойчивы, подвижны. Средства чувственные треволнения, эмоции, образовавшиеся под действием находящейся вокруг среды, малыш выражает в творчестве. В следствии этого довольно принципиально, принимая во внимание особенности его психологической сферы, искусно воздействовать на них, закладывая что наиболее базу для становления высочайших эстетических и моральных чувств личности [1].

Согласно исследованиям Д.А.Фоминой [4], эмоции детей дошкольного возраста с ЗПР более поверхностны и неустойчивы в отличие от обычных дошкольников, вследствие чего эти дети еще более внушаемы и склонны к подражанию. Эти показатели могут отрицательно сказаться и негативно отразиться на воспитании ребенка с задержкой психического развития в целом.

Анализируя исследования С.А.Дмитриевой, мы приходим к выводу, что нарушения эмоционального развития у детей с ЗПР в основном не однородны и определяются психолого-педагогическими особенностями каждого отдельно взятого ребенка с ЗПР.

Таким образом, проанализировав различные исследования по проблеме особенностей социальных эмоций детей дошкольного возраста, мы можем сделать вывод о том, что нарушения социальных эмоций у детей дошкольного возраста с ЗПР могут быть полиморфны и в полной мере определяются индивидуальными психолого-педагическими особенностями каждой личности. В современных исследованиях присутствуют разнообразные подходы к исследуемой проблеме, однако большинство исследователей, сходится во мнении, что нарушения в развитии социальных эмоций у детей с ЗПР в основном связано с нарушениями восприятия социальных эмоций и нарушениями проявления социальных эмоций.

Список литературы

  1. Ельникова Е.А. Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е.А.Ельникова, И.П.Шкрябко // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 июня 2015 г.) / редкол: О.Н.Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 211-212. - ISSN 2412-0510.
  2. Жавнерко А.П. Особенности понимания эмоций детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста в контексте социализации эмоций // КПЖ. 2016. №2-2 (115). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ponimaniya-emotsiy-detmi-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-kontekste-sotsializatsii
  3. Смолярчук И.В. Эмоциональное развитие детей с задержанным психическим развитием // Гаудеамус. 2019. №1 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-razvitie-detey-s-zaderzhannym-psihicheskim-razvitiem (дата обращения: 10.10.2021)
  4. Фомина Д.А. Развитие эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в игровой деятельности // Инновационная наука. 2015. №5-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnoy-sfery-u-detey-5-6-let-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-v-igrovoy-deyatelnosti