Конспект интегрированного занятия по математике с элементами аппликации в старшей группе для детей ЗПР "Незнайкин календарь. Времена года и их последовательность"

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: времена года, ЗПР, старшая группа


Цели:

Образовательная

  • Математика:
    • Повторять времена года и их последовательность.
    • Упражнять в выкладывании последовательности времен года, начиная с зимы и осени.
    • Продолжать учить понимать символические обозначения времен года.
    • Упражнять в умении подбирать предметные картинки, соответствующие сезону.
    • Закреплять временные понятия: «после», «перед».
  • Аппликация:
    • Упражнять в наклеивании готовых форм, закреплять умение создавать композицию, соответствующую каждому времени года, дополняя ее избранными элементами, учить работать в малом коллективе.
  • Развитие речи:
    • Упражнять в договаривании сложноподчиненного предложения.
    • Побуждать отвечать на вопросы полным предложением.

Воспитательная

  • Воспитывать общность коллектива, умение работать в подгруппе, помогать и слушать друг друга

Коррекционная

  • Развивать пространственно-временные ориентировки, слуховое внимание, мыслительные операции (устанавливать причинно-следственные зависимости, символическое мышление), продолжать учить работать по инструкции педагога

Оборудование: Костюм Незнайки, микрофон, эмблемы по количеству детей; картины по временам года, 12 предметных картинок по временам года, эмблемы (или картинки времен года) на столы, наборы символического обозначения сезонов на каждого ребенка, светофор. Для аппликации: 4 заготовки деревьев, вырезанные заготовки для наклеивания для каждого времени года, дополнительная бумага для оформления, клеевые карандаши клеенки, тряпочки. Музыкальный фрагмент.

План занятия:

  1. Организация игровой ситуации. 1 мин
  2. Игра: Умный микрофон. 5 мин
  3. Приход Незнайки. Раскладывание картин времен года. 4 мин
  4. Подкладывание предметных картинок и исправление Незнайкиных ошибок. 6 мин
  5. Индивидуальная работа на столах. 4 мин
  6. Игра: Какое время года не назвала. 1 мин
  7. Игра: Светофор. 2 мин
  8. Физминутка. 30 сек
  9. Работа по подгруппам - аппликация. 10 мин
  10. Подведение итогов. 1 мин

Ход занятия

1. Наше занятие сегодня особенное. У нас в гостях сегодня много педагогов.

Постараемся проявить себя с самой лучшей стороны.

У каждого из вас сегодня есть эмблема, что они обозначают?

Ответы детей: Времена года.

Поднимите руки у кого на эмблеме ЗИМА.

Дети поднимают руки.

Поднимите руки у кого на эмблеме ОСЕНЬ.

Дети поднимают руки.

Как вы думаете, о чем будет наше занятие?

Ответы детей: О временах года.

Сначала давайте сделаем зарядку для ума.

2. Игра: Умный микрофон. Я начинаю предложение вы заканчиваете. Не забудьте повторить за мной первую часть предложения. Кто может дополнить предложение тот поднимает руку.

  • Я взял зонт, потому что………………..
  • Я надел резиновые сапоги, потому что………………..
  • Мы слепили снеговика, потому что……………..
  • Птицы улетают на юг, потому что…………….
  • Листья желтеют и опадают на землю, потому что…………..
  • Белки делают запасы, потому что………………
  • Лужи покрылись льдом, потому что ………………..

3. Я приготовила для вас календарь. Ой! Где же он?

Появляется Незнайка. Я думал это просто листочки и все перепутал.

Незнайка разорвал календарь и перепутал все времена года. Нам надо сложить календарь в правильной последовательности.

С какого времени года будем начинать. Когда начинается календарный год?

Ответы детей: С зимы.

Все вместе ищем иллюстрацию зимы и возвращаем на 1 доску.

После зимы наступает…….

Ответы детей: После зимы наступает весна.

Все вместе ищем и вешаем на 2 доску.

После весны наступает…….

Ответы детей: После весны наступает лето.

Все вместе ищем и вешаем на 3 доску.

После лета наступает…….

Ответы детей: После лета наступает осень.

Все вместе ищем и вешаем на 4 доску.

4. Чтобы наш календарь был красочный добавим к каждому времени года его характерные особенности.

Подойдите поближе те дети, у кого на эмблеме нарисована зима. Незнайка подходит тоже.

Выберете картинки, которые подходят к зиме и повесьте их на нужный лист календаря.

Дети выполняют.

Молодцы помощники зимы. Ребята, Незнайка правильно повесил?

Ответы детей: Нет.

Подойдите помощники осени и повесьте картинки для осени.

Дети выполняют.

Молодцы помощники осени. Ребята, Незнайка правильно повесил?

Ответы детей: Нет.

Подойдите помощники лета и повесьте картинки для лета.

Дети выполняют.

Молодцы помощники лета. Ребята, Незнайка правильно повесил?

Ответы детей: Нет.

Подойдите помощники весны и повесьте картинки для весны.

Дети выполняют.

Молодцы помощники весны. Ребята, Незнайка правильно повесил?

Ответы детей: Нет.

5. Теперь вы должны занять свои места за столом. Посмотрите, на столах тоже стоят символы времен года. Садитесь за стол, где есть ваш символ.

Все удобно сели. Приготовились работать. Пододвинули к себе корзинку. Перед вами уже знакомые символы. Давайте докажем Незнайке, что каждый из вас может выложить времена года по порядку. Только теперь, мы немного усложним. Будем выкладывать не с зимы. Когда начинается учебный год, ребята?

Ответы детей: Учебный год начинается с осени.

Дети выкладывают последовательность символов времен года, начиная с осени.

Незнайка ходит и смотрит, как дети работают.

6. Незнайка: Слушать они не умеют.

Покажем Незнайке, как вы умеете внимательно слушать.

Игра: Какое время года, я не назвала.

Ответы детей: Вы не назвали………..

7. Игра «Светофор»

У меня Светофор с 2 сторонами. Кто показывает правильно тому светит зеленый цвет, кто неправильно - красный, значит надо быстро исправиться.

8. Физминутка

Можно деревом родиться, лишь от ветра шевелиться

Качаться с поднятыми руками

Можно - рыбкой - дом река, всюду сети рыбака

Сложить две ладони, двигать волнообразными движениями.

Можно - птицей - хоть синицей

Перекрестить руки и имитировать взмахи крыльев

Можно - хитрою лисицей

Мягкие лапки

Можно - маленьким котенком

Облизываем лапки

Или толстым медвежонком

Кружимся, имитируя бочку в лапах

Можно зайчиком трусливым

На корточках оглядываемся по сторонам

Иль оленем горделивым

Скрестить руки над головой

Я родился человеком, вот какой счастливый я.

Указать на себя, руку вверх, обнять себя, указать на себя

9. Занимаем свои места за столом

Незнайка: Что ж я никогда не выучу времен года? Да?

Чтобы Незнайка знал времена года, мы сделаем для него календарь.

Каждая команда оформит дерево соответственно своему сезону. Подумайте, какие детали вам понадобятся, и возьмите их на общем столе. К вашей аппликации можно добавить солнышко, тучи и.т.д.

По очереди команды подходят к общему столу за материалами для работы. В каждой группе есть педагог, который помогает детям.

Пока звучит музыка, все работают, когда музыка смолкает, мы заканчиваем работу.

Включается музыка

Дети работают в группах. По окончании все работы вешаем на доску.

Вешаем календарь на доску, начиная с зимы. Незнайка радуется: Я обязательно выучу все четыре времени года. Мы скрепим календарь и отправим тебе по почте. Я тоже приготовил вам подарок. Прощаемся с Незнайкой.

10. Наше занятие подошло к концу. О чем мы сегодня говорили?

Ответы детей: Мы говорили о временах года.