Одна из задач начальной школы - овладение детьми устными и письменными формами речи. Все учителя начальных классов на вопрос: «Проводите ли вы с учащимися работу по развитию речи?», - отвечают утвердительно, при этом 77% учителей говорят о том, что осуществляют эту работу на всех уроках. Однако, уровень развития связной речи выпускников начальной школы (как устной, так и особенной письменной), по мнению тех же самых учителей, оставляет желать лучшего.
В практике работы учителей начальных классов много средств и приемов по развитию речи учащихся. Я хочу предложить вашему вниманию еще один - использование комплекта рабочих тетрадей «События жизни», разработанного О.И.Кукушкиной (комплект входит в федеральный перечень учебно-методических пособий).
Выявляя стартовый (на начало обучения) уровень речевого развития первоклассников, часто приходится наблюдать ситуации, когда в речи ребенка преобладают простые, нераспространенные предложения; вместо рассказа по картинке - набор предложений, не отражающий ни последовательности, ни связности, ни целостности изложения (что увидел, о том и говорит). Бедный словарный запас, разрыв между активным и пассивным словарем, отсутствие в рассказах временной и логической последовательности, причинно-следственных связей, эмоционального отношения к описываемым событиям - это характеристики низкого уровня речевого развития, которые в совокупности своей свидетельствует о том, что к моменту поступления в школу ребенок не достиг того уровня речевого развития, на который рассчитан учебный материал. Все дело в том, что школьные учебники с первого года пребывания детей в школе предлагают им читать, говорить о мало известных людях, событиях, явлениях, очень часто отстраненных от их личной жизни. Именно в этот период, на трудном для детей этапе речевого развития - этапе перехода от умений анализировать, прогнозировать и описывать в речи события своей жизни к умению анализировать, прогнозировать и описывать события жизни других, незнакомых людей, вымышленных персонажей, комплект рабочих тетрадей О.И.Кукушкиной будет очень полезен. В комплект входит 7 тетрадей. В каждой тетради - блок картинок. Картинки отражают события современной и реальной жизни детей младшего школьного возраста. Работа с картинками знакома и интересна детям, а в руках учителя картинка - это материал, стимулирующий ребенка к решению тех или иных учебных задач.
- Тетрадь № 1 - «Раскрась»
- Тетрадь № 2 - «Нарисуй продолжение или начало истории»
- Тетрадь № 3 - «Подбирай картинки так, чтобы получались истории»
- Тетрадь № 4 - « Нарисуй продолжение истории и напиши рассказ»
- Тетрадь № 5 - «Напиши рассказ по картинке»
- Тетрадь № 6 - «Напиши, что могло случиться»
- Тетрадь № 7 - «Попробуй написать разные истории к одной картинке»
Картинки в альбомах двух видов:
- картинки, которые дают возможность относительно легко и довольно точно определить место действия, время действия, смысл происходящего, настроение и чувства главного героя;
- картинки с недостаточно определенным смысловым, временным, пространственным, эмоциональным контекстом происходящего, а потому допускающие возможность вариативного прочтения.
Черно-белый вариант картинок позволяет формировать у школьников умение детально анализировать ситуацию и видеть ее многогранность, подразумевать различные контексты развития событий. Например,
а) картинка, изображающая мальчика за столом во время еды (рис.1). Что пьет мальчик? - молоко, чай, кофе, какао, компот, сок (вишневый, томатный, березовый). От ответа на этот вопрос будет зависеть и цвет жидкости в стакане.
Рис. 1
б) картинка, изображающая плачущего мальчика, сидящего на бревне (рис.2).
Рис. 2
Если рассматривать ситуацию, что мальчик споткнулся и упал, то при раскраске брюк, можно учесть не только их цвет, но и нарисовать дырку на колене (кода упал, разорвал брюки), на колене может быть пятно: грязное (испачкался) или кровавое (разбил колено и кровь просочилась на ткань брюк)
Следуя предлагаемой последовательности от тетради № 1 к тетради № 7, усложняются мыслительные и речевые задачи для ребенка, виды его деятельности, типы упражнений; поэтапно «свертываются» наглядные опоры (картинный план) и ученикам предоставляется все в большей степени мера самостоятельных действий.
Как показала наша практика, рабочие тетради могут быть одинаково эффективно использованы при работе с детьми как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и общеобразовательных школах; а так же при работе с двуязычными детьми (дети, для которых русский язык - неродной). Внедряя технологию О.И.Кукушкиной по развитию речи младших школьников, я столкнулась и с рядом проблем:
При выполнении заданий в тетради № 1 дети особо не задумывались над тем, почему именно так они раскрашивают картинки.
Пытаясь показать вариативность раскрашивания и, объясняя, с чем это может быть связано, очень ярко обозначилась проблема бедности и однообразия используемой детьми лексики. Чтобы расширить словарный запас учащихся и максимально увеличивать их активный речевой словарь, мы к картинкам, выбранным для работы, стали делать карточки (сначала бланковый, а затем электронный вариант) с набором слов, отражающих различные стороны изображенных предметов: цвет, форма, размер, использование и назначение; возможные действия героев, их личностные характеристики, эмоциональное состояние, родственные связи, социальный статус (приложение 1)
В дальнейшем эти наборы слов были использованы и при работе с тетрадью № 2. Для составления предложений и рассказа в целом дети выбирали (подчеркивали) из предлагаемого набора слова в соответствии с придуманным сюжетом (перечень слов в наборе может варьироваться, так как многие слова, которые были важны для описания раскрашиваемых предметов, теперь, относительно основной сюжетной линии, могут быть в рассказе несущественными, «лишними»).
Вторая проблема, с которой я столкнулась - однообразие сюжетов: дети рассказывали практически одну и ту же (с незначительными изменениями) историю.
Чтобы избежать этого, я стала использовать тетрадь № 6 сразу параллельно тетради № 2. Проговаривание различных вариантов развития событий стало своеобразной мерой помощи, на основе которой дети стали придумывать рассказы с различными сюжетными линиями. Так по картинке (рис. 2) ученики предположили: мальчик плачет потому что
- потерял деньги (ключи, и т.п.)
- получил «двойку»
- обидно, что проиграл
- обидели старшие мальчишки
- заблудился, испугался
- упал, сильно ударился и теперь очень больно
- упал, разорвал брюки, боится, что мама будет ругать
- брат не взял с собой на рыбалку
- поссорился с другом
- сделал что-то плохое, стало стыдно и заплакал
При анализе рассказов мы обязательно обращали внимание учащихся на то, как можно было бы разрешить эту ситуацию, найти разумный выход; формулировали общий вывод, полезный для всех.
Не смотря на положительную динамику в подборе различных контекстов одной и той же истории, очень много ошибок (грамматических, лексических, стилистических) дети допускали при построении предложений.
Школьникам, испытывающим трудности на этом этапе, предлагались памятки-схемы (приложение 2). «Работа над ошибками» проходила более эффективно и занимательно, что немало важно, когда в работу «включался» компьютер. Дети с удовольствием «строили» различные варианты предложений, используя наборы слов к картинкам (приложение 1 в электронном варианте), распространяли и корректировали их.
Для включения в текст сложно-подчиненных предложений, велась специальная работа по использованию в речи учащихся слов-связок. Это были специальные упражнения типа: Придумай предложение по схеме «Если …, то …»; «Из-за того, что …»; « …, поэтому...» (как отвлеченное задание на любую тему, так и относительно конкретной картинки) и вопросы проблемного характера (рис.1): Почему мальчик завтракает один? Где его родители?; Как ты думаешь, какое настроение у мальчика? С чем это связано?
При работе с альбомом № 3 определенной сложностью для учащихся было определение границы завершения истории.
Дети не чувствовали временных рамок, они выбирали по 6-10 картинок и вместо конкретного рассказа (один сюжет) получался целый «сериал». Поэтому первично для таких детей было ограничение количества используемых картинок и особое внимание уделялось тому, чтобы ребенок соблюдал логичность и целостность сюжета. В помощь детям была создана памятка-опора, в которой представлен общий план рассказа с наводящими вопросами и словами-связками, что в конечном итоге позволяло ребенку соблюдать логику и последовательность событий.
Но самой сложной, на мой взгляд, оказалась работа по формированию у детей умения выражать эмоциональное отношение к описываемым событиям.
Принимая во внимание категорию обучающихся (дети-инвалиды) и зная, что многие из них эмоционально зажаты, могут демонстрировать неадекватность эмоциональных реакций или их уплощенность, при работе с картинками я старалась акцентировать внимание на позы, жесты, мимику героев; включала специальные упражнений на тренировку мышц лица, воспроизведение мимических и жестовых движений и соответствующей им интонации.
Для введения в текст рассказа слов и выражений, отражающих эмоциональное состояние героя, использовала карточку с перечнем соответствующего лексического материала. (Приложение 3)
Комплект тетрадей «События жизни» я использовала при проведении специальных занятий или уроков по развитию речи на протяжении обучения детей в начальной школе. Положительный результат относительно уровня речевого развития был получен при обучении всех категорий учащихся: умственно отсталые школьники, учащиеся с задержкой психического развития, дети с сохранным интеллектуальным развитием. Работа по развитию связной речи, безусловно, нашла свое отражение в общих результатах школьного обучения детей: учащиеся стали чаще давать полные, аргументированные ответы на вопросы; научились самостоятельно конструировать вопросы по заданной теме, свободно высказываться и выражать собственное мнение. Устные рассказы, записанные на диктофон (стартовые и итоговые в течение каждого года и по курсу в целом), письменные работы учащихся (сочинения по картинкам: тетрадь № 4 и тетрадь №7) выгодно отличаются не только объемом, но и качественным уровнем: они стали более интересными и разнообразными по развитию сюжета, логически завершенными и эмоционально окрашенными.