Дети с ТМНР
Общая характеристика
- Тяжелые и множественные нарушение развития - это сочетание двух и более дефектов.
- Выделяют первичный и вторичный.
Первичный - повреждение биологических систем (ЦНС, анализаторы).
Вторичный - те нарушения, которые возникают в следствие первичного (например, нарушения памяти, внимания и т.д.)
Особенности функционирования
ВПФ и моторики
- Мышление наглядно-действенное, критичность мышления снижена, снижена абстрактность, воображение очень скудно или отсутствует вовсе. Трудности удержания и регуляции внимания, снижение его объема. Нарушена целостность восприятия, объем и распределение внимания, часто страдает память и, естественно, речь. Чаще всего это неречевые дети. Часто понимание и дифференциация эмоций недоступна, снижен самоконтроль и волевая регуляция деятельности.
- Нарушена координация и согласованность движений, моторная заторможенность или расторможенность. Мелкая моторика чаще не сформирована, детям трудно работать с мелкими предметами, держать карандаш.
Диагностика детей (через ПМПК)
- Категория ТМНР присваивается детям лишь после прохождения Психолого-медицинской Педагогической Комиссии с обязательным участием всех выше перечисленных специалистов и подписанием протокола. В нём отражаются все данные на ребёнка и прописывается образовательный маршрут, по которому он в дальнейшем может обучаться.
- Существуют территориальные (районные) и центральные (областные) ПМПК, которые принимают заявки на обследование детей в течение всего года.
Специальные программы
- ИПРА - индивидуальная программа реабилитации и абилитации, в которой отражаются необходимые для ребенка специалисты, средства реабилитации. (выдается медицинским центром, где обследовался ребенок)
- СИПР - специальная индивидуальная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития и адаптированную образовательную программу. (пишется дефектологом, либо педагогическим коллективом, работающим с ребёнком)
Участники системы реабилитации
- Ребенок
- Родители
- Дефектолог
- Логопед
- Психолог
- Специалист АФК, реабилитолог, кинезиолог и пр.
- Музыкальный педагог
- Эрготерапевт, специалисты сенсорной интеграции и т.д.
- Нейропсихолог
Описание методики
- Индивидуальная работа и образовательный маршрут
- Находим зону ближайшего развития ребёнка
- Опираемся на сохранные функции
- Во что играть выбирает ребёнок, а как играть - педагог.
- Работаем на «коленках» - на одном уровне с ребёнком
- Разбиваем действие на множество поддействий
- Даём чёткие однозначные инструкции
- «Растём» вместе с ребёнком
- Искренне радуемся всем малейшим достижениям
Основные требования к методике обучения детей с ТМНР
- Первичное удовлетворение базовых потребностей ребёнка
- Гибкая структура
- Игровая форма обучения
- Частая смена видов деятельности
- Повторяемость программного материала (сколько угодно раз)
- Перенос полученных знаний и умений в новые условия
- Практическая направленность обучения
- Использование здоровьесберегающих технологий
Актуальные направления коррекционной деятельности
Рис.1 Актуальные направления коррекционной деятельности
Таблица 1. Актуальные направления коррекционной деятельности
Направление деятельности
|
Способы реализации |
Результаты |
Предметы |
Альтернативная коммуникация |
сигнальные карточки, пиктограммы, жесты, знаки |
построение диалога |
РИАК, ОПМ, Человек |
Сенсорное развитие |
воздействия на слух, зрение, обоняние, кожу |
развитие анализаторов |
КРЗ, Адаптивная физкультура, Музыка и движение |
Предметно практическая деятельность |
упражнения, опыты, моделирование |
коррекция ВПФ |
Домоводство, Профильный труд, ИЗО |
Социальный опыт |
создание ситуаций разнообразной деятельности |
усвоение правил и норм |
Математические представления, ОСМ |
Организация процесса и среды
- Безопасность
- Доступность
- Многоразовость
- Качество, надежность
- Привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, оборудование, вспомогательные средства)
- Связь предметного содержания с жизнью
- Спокойная, доброжелательная обстановка
- Последовательность действий
Методы и приёмы работы
Методы (способ совместной деятельности учителя и ученика):
- Наглядные
- Словесные
- Игровые
- Практические
Приёмы (составная часть метода):
- Активные
- Пассивные
Этапы работы
- установление эмоционального контакта, мотивация к взаимодействию.
- совместные действия, оречевление всех движений.
- имитационные действия. Уже бОльшая активность отдана ребёнку.
- этап проб и ошибок. Самостоятельная деятельность обучающегося.
- ребёнок действует по речевой или наглядной инструкции, которая становится всё более краткой.
Структура коррекционно-развивающих занятий
Три основных этапа:
- Вводная часть или разминка. В этой части, вне зависимости о направленности занятия, осуществляется психологическая и физиологическая подготовка организма к работе
- Основная часть. В основной части мы вспоминаем старый материал, актуализируем его и водим новый материал. Это самая длительная по времени часть, самая трудоемкая. Здесь ребенок должен быть максимально включен и сконцентрирован.
- Заключительная часть. В этой части мы подводим итоге урока, играем или выполняем творческие задания для подкрепления эмоционального уровня. Также оцениваем свою деятельность, отмечаем, что получилось, а что нет. Рассказываем и объясняем ребенку, почему он молодец и на что нужно обратить внимание.
Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР
- Главные задачи: развития социально-бытовой ориентировки и развитие альтернативной коммуникации
- Важно задействовать все органы чувств по максимум и делать это системно и комплексно
- Позитивное эмоциональное подкрепление и вовлеченность в процесс, создание ситуации успеха.
- Реабилитация ребенка с ТМНР должна быть комплексной и включать междисциплинарный подход
- С точки зрения организации коррекционно-развивающего процессе для детей с ТМНР - он должен быть максимально четкий и спланированный, понятный и доступный для ребенка.
Междисциплинарный подход
Организация коррекционно-развивающей работы
- Все специалисты должны работать согласовано и сообща, придерживаясь одной стратегии и одинаковых целей.
- Все участники процесса реабилитации должны отталкиваться от имеющегося диагноза и корректировать цель и задачи процесса, в случаях необходимости. Каждый специалист должен провести свою диагностику ребенка, сделать свое заключение и определить 1-2 цели и несколько задач коррекционно-развивающего процесса.
- Необходимо составить единую карту диагностики ребенка, в которой каждый специалист отразит актуальный уровень развития и маршрут реабилитации, в котором все специалисты укажут зону ближайшего развития ребёнка
- Единая и слаженная работа всех участников процесса определяет его успешность.
Организация коррекционно-развивающей работы
- Функциональность пространства, в котором будет осуществляться процесс
- Внешний вид и речь педагога
- Формирование и соблюдение правил ребёнком
- Работа по определенным алгоритмам
- Взаимодействие всех структур и участников коррекционного процесса
- Планирование занятий и учет индивидуального маршрута ребенка
- Использование здоровье сберегающих технологий и позитивное эмоциональное подкрепление
- Опора на сохранные функции и интересы ребенка
- Активность и вовлеченность ребенка в процессе занятий
- Организацию двигательной активности в процессе любого занятия
- Мониторинг результатов
- При составлении СИПР педагог выбирает из списка действий те, которые будут подвергаться мониторингу в ближайшее время
- Отслеживаем их и записываем в специальной таблице 2 раза в год
- Подсчитываем результаты
- Заполняем наглядные графики
- Проводим коррекцию программы (при необходимости) на будущее полугодие/год
Благодарю за внимание! Успехов в работе!