Проект методики коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: дети с ТМНР


Дети с ТМНР

Общая характеристика

  • Тяжелые и множественные нарушение развития - это сочетание двух и более дефектов.
  • Выделяют первичный и вторичный.
    Первичный - повреждение биологических систем (ЦНС, анализаторы).
    Вторичный - те нарушения, которые возникают в следствие первичного (например, нарушения памяти, внимания и т.д.)

Особенности функционирования

ВПФ и моторики

  • Мышление наглядно-действенное, критичность мышления снижена, снижена абстрактность, воображение очень скудно или отсутствует вовсе. Трудности удержания и регуляции внимания, снижение его объема. Нарушена целостность восприятия, объем и распределение внимания, часто страдает память и, естественно, речь. Чаще всего это неречевые дети. Часто понимание и дифференциация эмоций недоступна, снижен самоконтроль и волевая регуляция деятельности.
  • Нарушена координация и согласованность движений, моторная заторможенность или расторможенность. Мелкая моторика чаще не сформирована, детям трудно работать с мелкими предметами, держать карандаш.

Диагностика детей (через ПМПК)

  • Категория ТМНР присваивается детям лишь после прохождения Психолого-медицинской Педагогической Комиссии с обязательным участием всех выше перечисленных специалистов и подписанием протокола. В нём отражаются все данные на ребёнка и прописывается образовательный маршрут, по которому он в дальнейшем может обучаться.
  • Существуют территориальные (районные) и центральные (областные) ПМПК, которые принимают заявки на обследование детей в течение всего года.

Специальные программы

  • ИПРА - индивидуальная программа реабилитации и абилитации, в которой отражаются необходимые для ребенка специалисты, средства реабилитации. (выдается медицинским центром, где обследовался ребенок)
  • СИПР - специальная индивидуальная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития и адаптированную образовательную программу. (пишется дефектологом, либо педагогическим коллективом, работающим с ребёнком)

Участники системы реабилитации

  • Ребенок
  • Родители
  • Дефектолог
  • Логопед
  • Психолог
  • Специалист АФК, реабилитолог, кинезиолог и пр.
  • Музыкальный педагог
  • Эрготерапевт, специалисты сенсорной интеграции и т.д.
  • Нейропсихолог

Описание методики

  • Индивидуальная работа и образовательный маршрут
  • Находим зону ближайшего развития ребёнка
  • Опираемся на сохранные функции
  • Во что играть выбирает ребёнок, а как играть - педагог.
  • Работаем на «коленках» - на одном уровне с ребёнком
  • Разбиваем действие на множество поддействий
  • Даём чёткие однозначные инструкции
  • «Растём» вместе с ребёнком
  • Искренне радуемся всем малейшим достижениям

Основные требования к методике обучения детей с ТМНР

  • Первичное удовлетворение базовых потребностей ребёнка
  • Гибкая структура
  • Игровая форма обучения
  • Частая смена видов деятельности
  • Повторяемость программного материала (сколько угодно раз)
  • Перенос полученных знаний и умений в новые условия
  • Практическая направленность обучения
  • Использование здоровьесберегающих технологий

Актуальные направления коррекционной деятельности


Рис.1 Актуальные направления коррекционной деятельности

Таблица 1. Актуальные направления коррекционной деятельности

Направление деятельности

Способы реализации

Результаты

Предметы

Альтернативная коммуникация

сигнальные карточки, пиктограммы, жесты, знаки

построение диалога

РИАК, ОПМ, Человек

Сенсорное развитие

воздействия на слух, зрение, обоняние, кожу

развитие анализаторов

КРЗ, Адаптивная физкультура, Музыка и движение

Предметно практическая деятельность

упражнения, опыты, моделирование

коррекция ВПФ

Домоводство, Профильный труд, ИЗО

Социальный опыт

создание ситуаций разнообразной деятельности

усвоение правил и норм

Математические представления, ОСМ

Организация процесса и среды

  • Безопасность
  • Доступность
  • Многоразовость
  • Качество, надежность
  • Привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, оборудование, вспомогательные средства)
  • Связь предметного содержания с жизнью
  • Спокойная, доброжелательная обстановка
  • Последовательность действий

Методы и приёмы работы

Методы (способ совместной деятельности учителя и ученика):

  • Наглядные
  • Словесные
  • Игровые
  • Практические

Приёмы (составная часть метода):

  • Активные
  • Пассивные

Этапы работы

  • установление эмоционального контакта, мотивация к взаимодействию.
  • совместные действия, оречевление всех движений.
  • имитационные действия. Уже бОльшая активность отдана ребёнку.
  • этап проб и ошибок. Самостоятельная деятельность обучающегося.
  • ребёнок действует по речевой или наглядной инструкции, которая становится всё более краткой.

Структура коррекционно-развивающих занятий

Три основных этапа:

  • Вводная часть или разминка. В этой части, вне зависимости о направленности занятия, осуществляется психологическая и физиологическая подготовка организма к работе
  • Основная часть. В основной части мы вспоминаем старый материал, актуализируем его и водим новый материал. Это самая длительная по времени часть, самая трудоемкая. Здесь ребенок должен быть максимально включен и сконцентрирован.
  • Заключительная часть. В этой части мы подводим итоге урока, играем или выполняем творческие задания для подкрепления эмоционального уровня. Также оцениваем свою деятельность, отмечаем, что получилось, а что нет. Рассказываем и объясняем ребенку, почему он молодец и на что нужно обратить внимание.

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР

  • Главные задачи: развития социально-бытовой ориентировки и развитие альтернативной коммуникации
  • Важно задействовать все органы чувств по максимум и делать это системно и комплексно
  • Позитивное эмоциональное подкрепление и вовлеченность в процесс, создание ситуации успеха.
  • Реабилитация ребенка с ТМНР должна быть комплексной и включать междисциплинарный подход
  • С точки зрения организации коррекционно-развивающего процессе для детей с ТМНР - он должен быть максимально четкий и спланированный, понятный и доступный для ребенка.

Междисциплинарный подход

Организация коррекционно-развивающей работы

  • Все специалисты должны работать согласовано и сообща, придерживаясь одной стратегии и одинаковых целей.
  • Все участники процесса реабилитации должны отталкиваться от имеющегося диагноза и корректировать цель и задачи процесса, в случаях необходимости. Каждый специалист должен провести свою диагностику ребенка, сделать свое заключение и определить 1-2 цели и несколько задач коррекционно-развивающего процесса.
  • Необходимо составить единую карту диагностики ребенка, в которой каждый специалист отразит актуальный уровень развития и маршрут реабилитации, в котором все специалисты укажут зону ближайшего развития ребёнка
  • Единая и слаженная работа всех участников процесса определяет его успешность.

Организация коррекционно-развивающей работы

  • Функциональность пространства, в котором будет осуществляться процесс
  • Внешний вид и речь педагога
  • Формирование и соблюдение правил ребёнком
  • Работа по определенным алгоритмам
  • Взаимодействие всех структур и участников коррекционного процесса
  • Планирование занятий и учет индивидуального маршрута ребенка
  • Использование здоровье сберегающих технологий и позитивное эмоциональное подкрепление
  • Опора на сохранные функции и интересы ребенка
  • Активность и вовлеченность ребенка в процессе занятий
  • Организацию двигательной активности в процессе любого занятия
  • Мониторинг результатов
  • При составлении СИПР педагог выбирает из списка действий те, которые будут подвергаться мониторингу в ближайшее время
  • Отслеживаем их и записываем в специальной таблице 2 раза в год
  • Подсчитываем результаты
  • Заполняем наглядные графики
  • Проводим коррекцию программы (при необходимости) на будущее полугодие/год

Благодарю за внимание! Успехов в работе!