Наглядное пособие "Книга-игра "Оленёнок идёт в школу"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика

Класс: д/с


Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. В своей работе мы используем как традиционные методы педагогического воздействия, так и стараемся найти новые, инновационные методы и технологии. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения. Наглядное пособие игра-тренажер «Невероятные приключения Оленёнка в лесу» помогает достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей с Общим недоразвитием речи.

Наглядное пособие представляет собой книгу, сделанную из плотных листов картона, обклеенных выставочным ковролином. Размер страниц книги 70*45 см. Выставочный ковролин не имеет основы и не имеет ворса. Он может быть разных цветов. Эти свойства позволяют с помощью ножниц и клея быстро изготовить необходимое пособие. Игровой материал в книге надёжно крепится с помощью липучек, не скользит. Это создает условия для комфортного проведения занятия, проявления фантазии и творчества логопеда.

Фигурки игр на страницах книги выполнены из ламинированной бумаги, кожзаменителя и ковролина. Все страницы книги можно использовать как игру одновременно, а можно использовать отдельно, в зависимости от цели и задач коррекционной работы. Страницы в книге удобно соединяются кольцами.

Сюжет книги-игры: Оленёнок готовится к поступлению в Лесную школу. Он путешествует по лесу, встречается с разными лесными животными, побывает на пруду и на берегу моря, придёт в гости к домашним животным в деревню и т.д. На каждой странице книги, ребёнка ждёт интересная обучающая и увлекательная игра.

Применение этого наглядного пособия очень эффективно. Наша книга решает своеобразный конфликт между обучаемостью и усидчивостью ребёнка: яркие картинки и игровая форма обучения помогут привлечь и удержать внимание, а простота методики позволит педагогу добиться результатов в короткие сроки.Использование пособий из разноцветного тонкого ковролина помогает решить проблему потери интереса к занятию и быстрого утомления детей. Игры приносят радость и удовлетворение детям. Мы считаем, что наша игра носит инновационный характер, так как:

  • повышает познавательную активность и мотивацию детей;
  • обеспечивает вариативность и разнообразие предлагаемых заданий;
  • индивидуализирует коррекционный процесс;
  • способствует повышению результативности коррекционной работы, а также помогает провести коррекционные занятия в увлекательной форме.

Обложка книги - игры ««Невероятные приключения Оленёнка в лесу»

Игра «Звуковые гусеницы» (лексическая тема «Дикие животные»)

Цель: научить детей выделять первый звук в слове и составлять звуковые схемы слов.

Ход игры: Олененок пришел на лесную полянку, где встретил своих друзей. Логопед предлагает детям назвать лесных жителей и подобрать к названиям животных звуковых гусениц.

Игра «На лугу» (лексическая тема «Насекомые)

Присоздании этой игры использовался метод наглядного моделирования.

Ход игры: На середину цветка логопед кладёт нужную для работы картинку с изображением предмета. На лепестках - съёмные пиктограммы. Для формирования лексико-грамматических категорий логопед может использовать пиктограммы «Жадина» («Мой, моя, моё»), «Назови ласково», «Сосчитай», «Один-много».
Так же с помощью «Ромашки» можно отработать навык словоизменения (пиктограммы «Дружу с кем?», «Пою о ком?», «Вижу кого? Что?
Превратить звуковой анализ слова в интересную и динамичную игру помогают пиктограммы «Назови гласные». «Назови согласные», «Отхлопай слоги», «Сосчитай все звуки».

Игра «Найди букву» (лексическая тема «Транспорт») Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и соотнесении звука и буквы.

Ход игры: Дети называют транспорт, изображенный на странице. Затем логопед предлагает назвать первый звук в названии каждого транспорта и соотнести его с буквой.

Игра «Звуковая дорожка»

Цель: Автоматизация в речи правильного произношения звуков.

Ход игры: Маша пригласила Олененка к себе в гости. Чтобы попасть в дом Маши нужно пройти по волшебной дорожке и назвать все картинки, которые встретятся на их пути.

Игра «Помоги Олененку очистить морское дно»

Цель: образование и употребление относительных прилагательных.

Ход игры: Педагог предлагает детям помочь Олененку собрать мусор со дна моря, и назвать, из какого материала он сделан. Ребенок называет, что он собирает, а затем складывает весь мусор в мусорное ведро.

Игра «Олененок - почтальон» лексическая тема «Дикие животные»)

Цель: Развитие пространственной ориентировки, закрепление знаний о диких животных.

Ход игры: Логопед предлагает детям помочь Олененку разнести письма их адресатам и назвать, кому оно адресовано.

Игра «Деревня предлогов» (лексическая тема «Домашние животные»

Цель игры: научить детей правильно употреблять предлоги в речи.

Ход игры: Олененок отправился в гости к своим друзьям в деревню. Логопед предлагает детям назвать домашних животных и рассказать где они находятся.

Игра «Живые слоги»

Цель: упражнять детей в соединении слогов в слова и чтении их; автоматизация звука [ж] словах.

Ход игры: Логопед предлагает детям составить и прочитать из слогов слова и найти соответствующую картинку.

Игра «Разноцветные верёвочки»

Цель: определить соответствия и соединить понятия из левого столбика с правым.

Звуковой анализ (цифры на левом конце веревочек соответствуют схеме - гусенице, расположенной справа)

Ход игры: Соединить веревочку с нужной цифрой с гусеницей, схема которой подходит к данному слову.

Анализ положения звука в слове (оставляем три веревочки)

Ход игры:

Веревочку с цифрой 1 соединяем с картинкой, где заданный звук находится в конце слова.
Веревочку с цифрой 2 соединяем с картинкой, где заданный звук находится в начале слова.
Веревочку с цифрой 3 соединяем с картинкой, где заданный звук находится в середине слова.

Игра «Бабочки» (лексическая тема «Птицы»)

Цель: научить детей составлять предложения с предлогами по предметным картинкам и схемам предлогов: на, в, за, к, от, около.

Ход игры: В кармашки на крылья бабочки вставляются картинки с изображением предметов. На брюшке бабочки - схема предлога. Ребенок должен составить предложение с этими словами по предложенной схеме.

Игра «Сосчитай слоги» (лексическая тема «Морские обитатели»)

Цель: научить детей определять количество слогов в слове.

Ход игры: В море можно встретить много морских обитетелей. Логопед предлагает детям назвать их, определить количество слогов и подобрать капельку с соответствующим числом.

Игра «Отгадай слово» (лексическая тема «Космос»)

Цель игры: научить детей подбирать к слову звуковую схему.

Ход игры: Ночью на небе можно увидеть не только звезды. Вот и Олененок, подняв глаза,увидел много удивительного и интересного. Логопед предлагает детям назвать то, что увидел Олененок, и составить звуковые схемы.

Использование пособий из разноцветного тонкого ковролина помогает решить проблему потери интереса к занятию и быстрого утомления детей. Игры приносят радость и удовлетворение детям. Мы считаем, что наша игра носит инновационный характер, так как:

  • повышает познавательную активность и мотивацию детей;
  • обеспечивает вариативность и разнообразие предлагаемых заданий;
  • индивидуализирует коррекционный процесс;
  • способствует повышению результативности коррекционной работы, а также помогает провести коррекционные занятия в увлекательной форме.