Русский язык
-
Лингвистическая сказка на уроке русского языка (методические предпосылки работы) 2011
Подача материала в сказочной форме во многом поможет, если учесть её жанровое своеобразие и следующие принципы: практической значимости жанра лингвистической сказки для учащихся; доступности; коммуникативности; усложнения мыслительной деятельности учащихся: продвижения от работы с готовым текстом к самостоятельному составлению лингвистических сказок; эмоциональности, занимательности.
-
Лингвистическая экспедиция 2014
Мероприятие воспитывает осознание ценности русского языка и формирует бережно отношение к нему. Читая текст, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое. Кроме небольшого экскурса в историю развития и становления русского языка, учащиеся освещают проблемы, связанные с современным состоянием языка, рассматривают причины нарушения его экологии, предпринимают попытки найти способы их устранения.
-
Лингвистическая экспедиция (сценарий игры для учащихся 4—7-х классов) 2009
Урок-игра, позволяющий активизировать творческие способности детей. Учащиеся 7-х классов (команда-экспедитор) организуют данное мероприятие для младших школьников (4—5-х классов) с целью повторения и закрепления знаний об уровнях языка (от фонетики до синтаксиса) и их единицах.
-
"Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка" 2008
Для того чтобы познакомить детей с удивительным сказочным языком, показать, какими художественными приемами и средствами создается "сказочная обрядность" и достигается та прозаическая ясность языка волшебных сказок, которая не перестает восхищать при каждом обращении к тексту народных сказок, мы проводим "Лингвистическую экспедицию в страну Сказочного Языка".
-
Лингвистическая экспедиция. Урок в 7-м классе "Предлоги и союзы. Экспедиция "Лингвистические раскопки" 2010
Цели урока: обобщить и систематизировать теоретические знания по указанным разделам программы. Предлог и союз как части речи, деление союзов на группы и по значению; сформированность навыка различия предложения с однородными членами и сложносочинёнными предложениями с союзом И; совершенствовать правописание предлогов и союзов, речевые навыки учащихся.
-
Лингвистические задачи на уроках русского языка (на примере урока "Морфемика как раздел науки о языке") 2024
Цель урока: расширить представление обучающихся о морфемном составе слова, сформировать представление о функции морфемы в слове.
-
Лингвистические и методические аспекты изучения темы «Причастие» в свете обучения по стандартам второго поколения 2018
Изучение материала направлено на формирование умений, способствующих качественному усвоению темы «Причастие». Умения и навыки по русскому языку формируются с помощью упражнений, поэтому виды упражнений тесно связаны с типами и видами умений. Не всякое упражнение может быть использовано для формирования того или иного умения. При помощи каких упражнений формируется то или иное умение, вы узнаете, прочитав данную статью.
-
Лингвистические игры (материал к уроку) 2008
Подборка лингвистических игр для уроков словесности в начальной школе. Описаны правила игр, даны методические рекомендации по применению. Все игры снабжены ответами.
-
Лингвистические конкурсы для учащихся 5–6-х классов "Игра в слова" 2010
Большой популярностью среди учащихся приобрели различные конкурсы по русскому языку. Они способствуют лучшему усвоению детьми грамматических правил, обогащают их словарный запас, повышают грамотность учащихся. Конкурсы требуют смекалки, сообразительности и потому содействуют ещё и развитию логического мышления школьников.
-
Лингвистические Олимпийские игры 2009
В основе предлагаемого внеклассного мероприятия по русскому языку лежит идея совмещения истории Олимпийского движения и занимательного лингвистического материала. Учащиеся узнают интересные сведения о некоторых спортсменах, составляющих славу Олимпийского движения, получат возможность проявить свои знания по предмету и творческие способности.
-
Лингвистические старты (5-й класс) 2010
В основу мероприятия положен хорошо знакомый всем алгоритм проведения «Веселых стартов». Мероприятие по возможности проводится в спортивном зале или школьном коридоре. Оно не требует особой подготовки, но приносит массу положительных эмоций пятиклассникам – участникам «Лингвистических стартов».
-
Лингвистический анализ отрывка из повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат". Элективное занятие в 10-м классе 2012
Элективный курс «Лингвостилистический анализ текста» рассчитан на 34 часа. Представляет собой путь к синтезу художественного произведения и «ключ» к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе. На занятии анализируется отрывок из художественного произведения на всех языковых уровнях. Языковые единицы разъясняют содержательную и символическую части текста.
-
Лингвистический анализ стихотворений М.Цветаевой на уроках литературы (русского языка) 2012
Целью лингвистического анализа является изучение системной организации языкового материала. Анализ стихотворений М. Цветаевой показывает, что она интуитивно и лингвист, и историк языка. Представлен анализ стихотворений «Красною кистью…», «Рябину рубили…».
-
Лингвистический анализ стихотворения в прозе "Эгоист" И.С. Тургенева 2009
На данном уроке используется текст И.С. Тургенева, так как обращение к тургеневскому слову на занятиях, посвященных лингвистическому анализу текста, представляет наибольший интерес. В реальной жизни человек сталкивается с подобными текстами, и умение понимать, интерпретировать такие тексты жизненно важно и необходимо.
-
Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус" 2009
Лингвистический анализ основан на учете нормативности и исторической изменчивости литературного языка и четком разграничении и верной оценке индивидуально-авторских и общеязыковых фактов. Здесь объясняются использованные в художественном тексте языковые факты в их значении и употреблении.
-
Лингвистический анализ текста 2008
К теме Родины, патриотизма мы не раз обращались на уроках. На данном уроке, проанализировав тексты разных авторов, попробуем ответить на вопрос: "Из чего вырастает огромная любовь к Родине?"
-
Лингвистический анализ текста (урок русского языка в 6-м классе) 2008
Урок предполагает повторение некоторых лингвистических понятий, например, прямое и переносное значение слова, тема текста, основная мысль текста и т.д. На уроке рассматриваются также вопросы, связанные с определением роли имени прилагательного и глагола в тексте. На уроке продолжается работа над формированием у шестиклассников умения выступать перед аудиторией, говорить о лингвистических вопросах, работать в группе.
-
Лингвистический анализ текста в 10-м классе (по тексту К.Г. Паустовского "Скрипучие половицы") 2009
Анализ текста может осуществляться от содержания к форме и, наоборот, от определенных языковых средств к основной идее рассматриваемого текста. Анализ языкового материала исходит из представления о языке как о системе, имеющей различные уровни: лексический, морфологический, синтаксический и др. Выполняя лингвистический анализ текста, делается попытка показать, как разные уровни системы языка "работают" в комплексе над передачей содержания текста, его смысла.
-
Лингвистический анализ текста по материалу рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг" (развивающий курс по русскому языку, 6-й класс) 2009
Урок лингвостилистического анализа текста в рамках развивающего курса имеет своей целью приучить школьников к внимательному прочтению художественного произведения, умению анализировать его языковые и стилистические особенности. Задания подобраны с учетом современных требований по подготовке к ЕГЭ.
-
Лингвистический анализ текста. Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь". 10-й класс 2013
Урок рекомендуется проводить параллельно с уроками литературы, на которых изучается творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина, в классе, в котором большинство учащихся отличает высокий уровень мотивации. Цель урока: вызвать у учащихся интерес к изучению особенностей стиля писателя в лингвистическом анализе сказки «Премудрый пискарь» как явления литературной, культурной и социальной жизни России.
-
Лингвистический анализ учебно-научных текстов части А в ЕГЭ по русскому языку 2012
Представленная разработка и предложенные в ней формы работы по формированию универсальных учебных действий при обучении лингвистическому анализу учебно-научных текстов можно использовать как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков в 10–11-х классах по подготовке к сдаче итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Конспект содержит описание основных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.
-
Лингвистический анализ художественного текста 2009
Этот урок создан как урок развития речи в системе уроков русского языка. Он может быть использован как при изучении темы «Текст. Лексические средства связи в тексте», так и при изучении «Повестей Белкина» на уроках литературы для привлечения внимания учащихся к лексико-семантическим особенностям текста, являющимся ключевыми в реализации смыслового и композиционного единства.
-
Лингвистический вечер для учащихся 6-х классов "Фразеологический калейдоскоп" 2011
Мероприятие проводилось с целью повторить тему "Фразеологизмы", расширить и углубить знания о синонимии и антонимии фразеологизмов. Оно призвано развивать умение использовать фразеологизмы в речи, умение работать с толковыми и фразеологическими словарями. Тем самым, проведя уроки и мероприятия такого плана, мы воспитываем любовь к русскому языку.
-
Лингвистический и методический аспекты изучения текста в школе 2011
Статья отвечает на вопросы: что же такое текст? Почему необходимо учиться понимать его и работать с ним в школе? Какие проблемы в области владения родным языком можно решить с помощью анализа текста?
-
Лингвистический КВН в 6-м классе 2012
Внеклассное мероприятие в форме КВН проводится с целью развития интереса к изучению русского языка, проявления творческих способностей учеников, повторения слитного и раздельного написания слов, значения пробела в понимании текста; правописания частицы НЕ в русском языке; уяснения роли знаков препинания в русском языке; правописания разделительных Ъ и Ь.
-
Лингвистический КВН по русскому языку для учащихся 6—7-х классов 2009
Форма лингвистического КВН помогает проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, привлечь к игре учеников разных уровней знаний. Занимательный материал мероприятия способствует формированию языковой и коммуникативной компетенций, развивает логическое мышление и интеллектуальный уровень.
-
Лингвистический КВН по теме "Сложное предложение. Сложное?" 2007
Данный материал представляет собой разработку лингвистического КВНа, который можно провести в качестве обобщающего урока по теме «Сложное предложение». Эта игра сможет опровергнуть мнение о том, что сложное предложение сухо и неинтересно. Она наглядно покажет все стилистические возможности сложного предложения, которое может быть интересным и занимательным по смыслу, нести искромётный юмор, таить экспрессивные возможности, заражать оптимизмом. Связь лингвистического КВНа с художественной литературой будет способствовать формированию языкового вкуса учащихся.
-
Лингвистический КВН, 5-й класс 2008
Сценарий лингвистического КВНа для 5-го класса. Соревнование рассчитано на участие двух команд. Приведен богатый фактический материал для организации конкурсов. Ко всем вопросам даны ответы.
-
Лингвистический КВН. Игра "Умники и умницы" (по творчеству А.С. Пушкина) 2003
Интеллектуальная игра по литературе "Умники и умницы" для учащихся 6-го класса по творчеству А.С. Пушкина. Отборочный тур проводится по теме "Пушкин в Лицее".
-
"Лингвистический кросс". Урок-викторина по русскому языку 2013
Обучение русскому языку осуществляется не только на уроках, но и на внеклассных занятиях. Данные занятия, проводимые в игровой форме, дают возможность детям самостоятельно выявить уровень знаний, полученных на уроках. Такие занятия активизируют детей, развивают их творческие способности.