Дидактическая цель: обобщить и систематизировать теоретические знания по указанным разделам программы. Предлог и союз как части речи, деление союзов на группы и по значению; сформированность навыка различия предложения с однородными членами и сложносочинёнными предложениями с союзом И; совершенствовать правописание предлогов и союзов, речевые навыки учащихся
Развивающие: развивать у учащихся внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные: прививать любовь к предмету, постоянно поддерживать хороший психологический климат в классе.
I. Психологический настрой.
Контрольный словарный диктант:
КУРГАН ПАМЯТИ
Цель: систематизировать знания о правописании предлогов и союзов
Отложить из-за непогоды, банка из- под варенья, в течение лета, он тоже поедет; вследствие дождей, впоследствии, вследствие того что; благодаря тому что, фантазия, ситуация, по окончании, по прибытии, резиденция, как будто, светофор; освещать, потому что темно; натереть, чтобы блестел.
(Взаимопроверка: слова, записать на доске)
II. У доски а) составить план ответа по теме "Сходство и различие предлогов и союзов"
План
1. Общее:
а) служебные части речи;
- не изменяются
- не являются членами предложения
2. Различие:
Предлог соединяет зависимые друг от друга слова в СС.
Союз - независимые друг от друга слова соединяет в предложения.
Предлог осуществляет связь совместно с окончанием, союз - самостоятельно.
Курган Знаний
II. (О союзах)
б) Рассмотрение функций союза в пределах простого и сложного предложений.
Рассмотрим союзы как средство связи самостоятельных предложений и сложных синтаксических целых.
Я уже собирался выйти на улицу, размести снег и положить на ящик завтрак птицам, но тут неожиданно увидел соек.
Все лето я искал знакомства с этими сойками, но крикливые сварливые птицы отвергали все знаки внимания (А. Ожегов)
В 1-м предложении союзы сочинит. И - соединительный, но - противительный. Cвязывают однородные члены предложения - сказуемые, причем соединит. союз и связывает слова, которые выражают поддерживающие, дополняющие друг друга понятия или явления, а противительный. союз но соединяет слова, выражающие контрастные противоречащие друг другу понятия. Во втором случае союз но соединяет противопоставляющиеся друг другу в смысловом отношении части сложного предложения.
Функция союзов как средства связи однородных членов, частей сложного предложения и самостоятельных предложений текста.
Четыре дня бились и боролись казаки, отбивались кирпичами и каменьями. Но истощались запасы и силы, и решился Тарас пробиться сквозь ряды.
В 1-м предложении союз сочинит. Разряд соединительный- связывает однородные сказуемые и дополнения. Второе предложение противопост.1-му, соединяясь с ним противит. союзом но. В этом предложении есть и свои собственные. "Внутренние союзы": первый из них соединяет два однородных подлежащих (запасы и силы), второй - две части сложного предложения.
III. Класс работает над словом (Отличие предлогов от других частей речи)
I | II | III |
Впереди | впереди Впереди замелькали огни |
впереди своего войска Он ехал впереди своего войска (Он ехал перед своим войском) |
Что вы можете сказать, написать о данных словах?
IV. Составить предложения
В течении реки
В течении реки произошли значительные изменения.
В течение
Он работал над изображением в течение трех лет.
В продолжении в продолжение
В продолжении романа рассказывается о гражданской войне на Кубани. Он был в командировке в продолжение месяца.
Как отличить предлоги от других частей речи?
V. Морфологический разбор
В продолжение - предлог
1. Был в продолжение месяца
2. Морфологические признаки:составн., произв., неизменяем.
Что назыв. предлогом?
VI. Исправьте Все ли верно записано?
Он смотрел через очки (означает поверх очков) (сквозь)
Перейти сквозь улицу. (через)
Предлоги через и сквозь близки по своему грамматическому значению, но у них разница в оттенках значения (употр. с Вин.пад.)
Предлог через может обозначать
- с одной стороны на другую (перейти через улицу; ремень через плечо
- поверх чего-нибудь (прыгнуть через забор)
- при помощи кого-то (передать письмо через друга; писать слово через черточку)
- спустя какое-то время или повторяя в какие-то промежутки времени (через час по чайной ложке.)
- значение, равное предлогу сквозь (влезть через окно; пройти через лес)
Предлог сквозь обозначает - через внутренность чего-нибудь, например: Пробираться сквозь толпу. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Вода просочилась сквозь плотину. Каплет сквозь крышу.
VII. А еще о каких предлогах вы можете сказать, что есть различие в значениях?
Различие в значении предлогов между, среди
Предлог между указывает на положение предмета в середине по отношению к двум или большему числу других предметов (между домом и рекой, между двух огней).
Предлог же среди обозначает:
- средним положение предмета в какой-то однородной среде (среди площади, среди ноги, среди людей)
- в числе других предметов (среди участников спартакиады были студенты и рабочие. Среди весенних цветов особенной прелестью выделяется фиалка).
Итак, что вы узнали о предлоге (А новое - между, среди)
- А сейчас рассмотрим опорный конспект и вы расскажете все, что знаете о союзах.
- Работа по учебнику В.В. Бабайцевой № 834 1 вариант - определить тип придаточных
- № 835 2 вариант как вы распределили предложения
- Работа с сигнальными карточками (П - простое
предложение, ССП- сложносочинённое предложение,
СПП - сложноподчинённое предложение.)
- Мы соорудили кормушки, чтобы синички не голодали зимой.
- Дождь прекратился, и над деревьями показалась полоса светлого неба.
- Вечер прохладен и светел.
- Небо начало голубеть, а легкие облачка окрашивались в розовый цвет.
- Весь день пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался.
- Товарищи занялись ловлей рыбы, потому что начался клев.
- Вечер был душный, но окна в комнате были закрыты.
- Я думал, что быстро найду лагерь по дыму от костра.
- Работа по учебнику В.В. Бабайцевой
№ 834 I вариант в пр. - определить тип придаточных.
№ 835 II вариант - как вы распределили предложения.
IV. Составить предложения
- За то, зато 1 ряд.
- Чтобы, что бы 2 ряд.
- То же, тоже 3 ряд.
Сделать морфологический разбор союза
- Какие случаи мы не взяли?
- Есть ли они в наших учебниках?
Слитно или раздельно КАК РАЗЛИЧИТЬ
Оттого =потому | от того |
1) Он торопится оттого, что
боится опоздать Он торопится потому, что боится опоздать |
Это семечко от того цветка (от этого, от тех, от той) |
2) Зачем | за чем |
Зачем ты это сделал? | За чем пойдешь, то и найдешь. |
3) отчего | от чего |
Отчего я так люблю эту скромную природу | От чего ты можешь на этот раз |
4) Затем туристы поехали на экскурсию | За тем домом строится стадион |
5) Итак, все трудности позади | И так легко стало на душе |
6) Я не смогу приехать, поэтому встреча откладывается | По этому плану легко найти нужную улицу |
7) Она была красива и притом умна | При том доме был большой сад |
8) Мне грустно потому, что весело тебе. | Вы не должны судить меня по тому, что я делаю |
Подобрать синонимичные союзы
То есть = или
Курган Умений
Графический диктант
Определите тип предложения, виды придаточных разд. союзов.
Запишите схемы предложений.
1. Несколько раз матрос приоткрывал дверь и осторожно выглядывал наружу.
Мартовское солнце по-настоящему пригревало, и с крыш брызгала веселая капель.
Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду.
[- = ] ,( как) - СПП с придаточн. Изъяснительн.
Теперь, когда машины повернули к перевалу, море осталось позади.
[ , (когда) , ] - СПП с придаточным времени
Какой вывод можно сделать?
Что можно сказать о данных предложениях. Как их можно распределить. Определить разряды союзов. Как вы определили тип придаточных?
- Огонь в лампе дрогнул и потускнел, но через секунду слова разгорелся ровно и ярко.
- Листья то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву.
- Все встали со своих мест, как только затихли звуки музыки.
- Наука любит трудолюбивых, ибо труд - это талант.
- Небосклон все больше и больше темнеет, и кое-где уже начали загораться звездочки.
- Давным-давно известно, что от частого употребления слова теряют свою свежесть и образность.
Составить из двух простых предложений сложные с помощью сочинит. И подчинит. союзов. Указать тип придаточного предложения.
- Начало смеркаться. Он пошел домой. Когда начало смеркаться , он пошел домой. Он пошел домой, потому что начало смеркаться.
- Озеро славилось рыбой. Мы отправились туда. Мы отправились туда, потому что озеро славилось рыбой. Так как озеро славилось рыбой мы отправились туда. - причин.
VIII. Самостоятельная работа по перфопапкам
I 3, II 4, III 5, IV (5), V - 2, VI-4, VII 4
ИТОГ
Итак, что вы знаете о союзах?
А новое что узнали (функция союзов. Предлож. связ)
- За каждый вид работы вы выставили себе оценку, посмотрите, выведите общую. Кто - "5" У кого "4", "3".
- Какой курган удачливее. А где было трудно?
- Запишите, что усвоили плохо, еще есть пробелы по какой-то теме?.
Курган Творчества
Домашнее задание
IX. Сочинение-миниатюра.
Используя изученный материал о предлогах и союзах, напишите сочинение:
- Мой друг дома и в классе
- Наша семья утром и вечером.
- Лес летом и зимой.