Цели: способствовать повышению интереса учащихся к изучению русского языка
Обучающие задачи:
- расширять кругозор учеников по предмету;
- обобщать знания, полученные учениками;
- способствовать формированию интереса учащихся к различным разделам лингвистики;
- отрабатывать навыки использования знаний на практике.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать умение работать в команде,
- воспитывать любовь к родному языку.
Участники: все ученики четырёх пятых классов, ученики восьмых классов (выполняют роль помощников, ведущих на станциях)
Время: 40 минут (4-й урок)
Правила игры:
Игра начинается после линейки по общему сигналу.
Каждый класс в соответствии со своим маршрутным листком путешествует по разным городам страны Лингвистики, где ребятам предлагается несколько заданий, соответствующих названию того “города”, в который они попали.
Работа на каждой станции прекращается по общему сигналу.
На работу на каждой станции отводится около 6 минут.
На переход от одного “города” к другому отводится 1 минута.
За нарушение дисциплины и правил игры с класса снимается 5 штрафных баллов.
Игра прекращается по общему сигналу, после чего капитаны (старосты) классов сдают организаторам свои маршрутные листы для подведения итогов.
На заключительной линейке организаторы называют победителей, благодарят ребят за игру, а старшеклассников – за помощь в организации мероприятия.
Ход игры
- ещё раз о правилах
- выдача маршрутных листов
- пожелание удачи
Город Словарёво (Лексикология и фразеология)
Город Предложенино (Синтаксис и пунктуация)
Город Звуко-Буквино (Фонетика и графика)
Город Частеречинск (Морфология)
- подведение итогов
- награждение победителей
- слова благодарности
Задания для работы на каждой из станций
Город Звуко-Буквино
- Здравствуйте, ребята! Вы прибыли в город Звуко-Буквино. Что будет самым главным в нашем городе?
(Ребята: звуки и буквы)
- Правильно! А ещё вам потребуется смекалка и сообразительность, быстрота и точность ответов. Первое задание – шарады. Я вам читаю текст шарады, а вы говорите ответ. Только не выкрикивайте! За каждый верный ответ по 1 баллу.
1) Хоть мала я, но взгляни:
Весь мир в себе отражаю.
Но К на Ц перемени -
Я по болоту зашагаю.
(КАПЛЯ - ЦАПЛЯ)
2) С К я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С П от вас не утаю -
Тоже в школе я стою.
(КАРТА - ПАРТА)
3) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким - сам звеню я на раздолье.
(КОЛОС - ГОЛОС)
4) С Л я слезы вызываю,
С Ж по воздуху летаю.
(ЛУК - ЖУК)
5) С буквой Н я по ночам
В небесах гуляю.
С буквой П частенько вам
Видеть помогаю.
(ЛУНА - ЛУПА)
6) Когда я - месяц, то легко дыша,
Ты, как и снег, на солнце словно таешь.
Коль вместо Т в меня поставишь Ш,
То под меня ты бодро зашагаешь.
(МАРТ - МАРШ)
7) С буквой Н, мои друзья,
Ничего не значу я,
Н на С перемените -
Смело в суп меня кладите.
Не берите с буквой М -
Я пальто у вас проем.
(НОЛЬ - СОЛЬ - МОЛЬ)
8) Мне не пройти в ветвистый лес -
Мои рога в ветвях застряли,
Но обменяй мне Л на С -
И листья леса все завянут.
(ОЛЕНЬ - ОСЕНЬ)
9) Я пышно красуюсь на клумбе в саду,
Захочешь - поставь меня в вазу.
Но с буквою К в огород я пойду,
И если капусту на грядке найду,
Капусте достанется сразу.
(РОЗА - КОЗА)
10) С буквой Х меня на себе носят,
С буквой С в столовой просят.
(ХАЛАТ - САЛАТ)
* Дополнительные вопросы:
Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Буква ё.) (1 балл)
Превратите слово мел в мелкое место, угол - в топливо, шест - в число?
(Сделать мягким конечный согласный: мель, уголь, шесть.) (2 балла)
Максимальное количество баллов – 10.
Максимальное количество баллов (с доп. заданием) – 13.
Город Словарёво.
- Здравствуйте, ребята. Наш город называется Словарёво. Какой корень в этом слове?
(Ребята: -слов-)
Молодцы! А это значит, что главными героями у нас будут слова. Вам предлагается разгадать кроссворд. В клетки кроссворда нужно вписать слова по их лексическому значению. А из букв, записанных в закрашенных клетках составить ключевое слово.
1 Ф |
И |
2 Л |
И |
Н |
|||||||||
О |
И |
||||||||||||
2 А |
К |
В |
А |
Л |
А |
Н |
Г |
||||||
Ь |
Е |
||||||||||||
К |
4 Й |
О |
3 Д |
||||||||||
Л |
К |
И |
|||||||||||
3 К |
О |
Р |
О |
В |
А |
А |
|||||||
Р |
5 С |
Л |
О |
В |
А |
Р |
Ь |
||||||
О |
|||||||||||||
Г |
По вертикали:
- Устное народное творчество.
- Приспособление для проведения ровных линий.
- Разговор двух людей.
По горизонтали:
- Ночная птица.
- Устройство, которое помогает дышать под водой.
- Животное, дающее молоко.
- Лекарственный препарат (раствор) для обработки ран.
- Книга, в которой собраны все слова языка и их значения.
Ключевое слово:
Автор первого толкового словаря русского языка
Д |
А |
Л |
Ь |
За каждое правильно угаданное и написанное слово – 1 балл. (максимум – 8).
За ключевое слово – 2 балла.
Максимальное количество баллов – 10.
Город Предложенино
- Ребята, здравствуйте! Вы прибыли в наш замечательный город Предложенино. А это значит, что главным персонажем здесь будет…
(ребята: предложение)
- Верно! А вот и ваше первое задание. Составить новое предложение, используя элементы других предложений.
Из предложения Ребята с радостью ухаживали за жёлтыми цыплятами взять определение.
Из предложения Разноцветными листьями украшены осенние деревья взять дополнение.
Из предложения Пушкин любил осень взять дополнение.
Из предложения Осень щедро одаривает леса краской взять обстоятельство, выраженное наречием.
Из предложения Весна выстилает на лугу разноцветный ковёр взять сказуемое.
Из предложения Дорожки были расцвечены яркими красками листвы взять подлежащее.
Ответ: Жёлтыми листьями осень щедро выстилает дорожки.
Дополнительное задание:
- разобрать получившееся предложение по составу.
Ответ:
За каждое верно записанное слово в предложении – 1 балл.
Итого за основное задание – 6 баллов.
За верно выполненное дополнительное задание – 3 балла (т.е. по 0,5 балла за каждый член предложения).
Максимальное количество баллов – 9.
Город Частеречинск.
- Приветствую вас, ребята! Догадайтесь, о чём мы будем говорить в нашем городе.
(Ребята: о частях речи)
- Сообразительные ребятишки! Что ж, начнём!
О нашем городе есть легенда, она записана на старинном свитке, но, к сожалению, некоторые слова в этой легенде стёрлись. Я думаю, что вы поможете нашим жителям восстановить эти слова.
Легенда о Частеречинске.
Давным-давно собрались все ……(части речи)…… на собрание под большим раскидистым дубом. И стали они выяснять, кто из них главнее.
- Я самая главная! – сказало ……(существительное)………………. Ведь я обозначаю предмет, а значит, любая вещь может быть названа мною.
- Я главнее! – прокричало ….(прилагательное)……… У меня есть такие слова, как красивый, умный, добрый, трудолюбивый, любознательный. Если не будет меня, то и ……(признак)…………. предмета никто не сможет обозначать.
- Вы все забыли про меня! Я …..(глагол)…..! Без меня вы не расскажите о том, что вы делали, не расскажите о действиях, которые совершаются.
Спорили, спорили ……(части речи)…… и никак не могли договориться. Только …(служебные)…. части речи (частица, ……(союз)….., ……(предлог)…..) скромно стояли в сторонке и молчали. Они-то понимали, что без .... (самостоятельных)…… частей речи им придётся очень непросто, а потому в спор не ввязывались.
На споры и крики пришёл король, который управлял всеми жителями этого города, Предложение. Он и рассудил спор. Каждый из вас главный: без одного не может быть другого, и в предложении вы все важны.
Тут все успокоились и споры утихли. С этого момента все жители нашего города живут мирно и дружно.
Дополнительное задание:
- Перечислите те части речи, которые не встретились в этой сказке.
(Наречие, числительное, местоимение, междометие).
За каждое верно вставленное слово – 1 балл.
Итого за сказку – 10 баллов.
За дополнительное задание – 4 балла (по 1 баллу за каждую часть речи).
Максимальное количество баллов - 14.