Цели:
- Дать представление об истории развития и становлении русского языка.
- Осветить проблемы, связанные с современным состоянием русского языка; рассмотреть причины нарушения экологии современного русского языка, попытаться найти пути и способы их устранения.
- Воспитывать осознание ценности русского языка, формировать бережное отношение к языку.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная ( при подготовке к мероприятию).
Участники: учащиеся 7-x классов.
Ход занятия
Оргмомент Слайд 1
Учитель: «Русь» – короткое – в один слог всего! – А такое просторное и загадочное слово! – Русь! Оно пришло из седой древности и навеки осталось с нами. Что оно означает? У слова «Русь» много значений, как много притоков у великой реки. Русь. Русские. Россияне. Россия. Но есть и такие родственные слова: русло, русалка, роса, росяница. Значит, Русь – это страна, где много рек и озер, а русский – это человек, живущий у воды. Человек, говорящий на русском языке.
Ученик читает стихотворение А. Яшина Приложение
Учитель: А вот чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам стать участниками экспедиции в удивительный мир русского языка. Слайд 2
Словарная работа (учащиеся выясняют значение слова экспедиция) Слайд 2
Учащиеся делятся на группы («экипажи»)
Учитель: Давайте определим цели нашей экспедиции.
Перед каждой группой учащихся лежит лист с заданиями, которые выполняются в ходе мероприятия (Приложение)
Ученики рассуждают: (предполагаемый ход размышления) цель научная (изучение языка); наука, изучающая язык – лингвистика. Мы будем искать ответ на поставленный в стихотворении А. Яшина вопрос; обобщить знания об истории развития языка; выявить проблемы, связанные с развитием современного русского языка; попытаться найти пути и способы их решения; попытаться осознать ценность русского языка, ответственность каждого за его состояние.
Слайд 3
Учитель: Вот мы и отправимся с вами в экспедицию, по завершении которой вы узнаете много нового и интересного о своем родном языке и ответите на поставленные вопросы.
Путешествовать мы будем во времени. Итак, запускаем машину времени и отправляемся в путь!
Слайд 4
Учитель: В глубокой древности люди вместо того, чтобы писать, рисовали. Остатки рисуночного письма сохраняются еще и в нашем быту. Подумайте, где можно встретить рисуночное письмо?
Слайд 5
Учитель: То время, когда еще не было письменности, называлось доисторическим, так как люди еще не умели фиксировать свою историю.
Слайд 6
Ученик-ассистент: Если нужно было отправить послание, то делали это с помощью предметов, которые нужно было расшифровать. Однажды могущественному персидскому царю пришел посланник с дарами: птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы сразу предположили, что скифы преклоняются перед своими врагами и отдают во власть им свои земли, воду, небо, а стрелы – от сопротивления. А один из самых умных мужей царя сказал, что знает скифов как гордый и бесстрашный народ. Их послание твердит: “Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю и не ускачете как лягушки в озера, то падете под ударами наших стрел”.
Слайд 7
Учитель: Затем картинки, меняясь в течение тысячелетий, превратились сначала в иероглифы, а потом в буквы. И вот славяне стали узнавать, что в других странах пользуются знаками для обозначения каждого звука.
Славянин: Но это не значит, что славяне были темными и неграмотными тогда, когда другие народы уже читали и писали книги. Они писали тоже, только по-своему: чертили и резали на камне и бересте особые гадательные знаки или завязывали узелки на длинной веревке, которую потом сматывали в клубки. «Узелковое письмо» считалось священным, ему обучались языческие жрецы, называемые Волхвами или кудесниками. Волхвы носили эти библиотеки в легких берестяных коробах и могли «читать» в любом подходящем месте. Правда, «веревочные» книжки оказывались недолговечными — клубки могли разматываться, веревки рваться, слова – узелки легко забываться, однако память о предшественнике русского письменного слова, «узелковом письме», сохранилась в некоторых выражениях: «Узелок на память», «бессвязная речь», «путаные мысли».
Учитель: Вспомните, когда возникла письменность на Руси? С каким историческим событием оно связано? (988 год, принятие христианства на Руси.)
Слайд 8
Ученик-ассистент:Рождение славянской азбуки неотделимо от имен Константина (Кирилла) и Мефодия, «братьев из Солуни».
Слайд 9
В Х веке греческий монах Кирилл создал для южных славян азбуку, использовав для этого греческий алфавит. Этой азбукой, названной в честь ее изобретателя кириллицей, начали пользоваться и восточные славяне, предки нынешних русских, белорусов, украинцев.
Слайд 10
В славянской азбуке, чтоб облегчить запоминание, буквы назывались словами: АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ, ДОБРО, ЕСТЬ и т. д., что по-русски значит: «Я буквы ведаю (знаю), говорю – добро есть». Азбука представляла цельный текст нравоучительного характера.
Учитель: Сегодня мы пользуемся с вами алфавитом, который нам кажется простым и удобным, но не всегда наша азбука была такой и выучить ее было гораздо труднее.
– Посмотрите инсценированный эпизод из повести М. Горького “Детство”.
(“Помню был тихий вечер; мы с бабушкой пили чай в комнате деда…" До слов: “Грамота давалась мне легко…”)
Учитель: Ребята, а кто из вас знает, пословицы , поговорки, героями которых стали буквы кириллицы? Что они обозначают? (Прописать ижицу – кому-то сделать внушение. Сначала АЗ да Буки – потом все науки.)
Слайд 11 (учащиеся читают стихотворение Приложение
Слайд 12
Учитель: 1564 год – что за дата в истории русского языка? (Напечатана 1-я книга «Апостол» – начало книгопечатания в России.)
Слайд 13
Ученик-ассистент: Первые книги были рукописными и поэтому создавались очень медленно. Переписчиками были монахи. В тиши монастырских келий они старательно изо дня в день трудились над старинными текстами, любовно выписывали каждую буковку. Рукописи держали на коленях, в руках – гусиное перо, которое они обмакивали в баночку с чернилами. Красными писались заглавные, а черными все остальные буквы. Отсюда название «красная строка» – начало текста.
Богато украшенные переплетами из кожи, сверкающие золотом, серебром и драгоценными камнями, книги считались большой ценностью, их берегли.
Слайд 14
Учитель: Писцы не успевали переписывать книги, так как их требовалось все больше и больше. И вот в 16 веке создал Иван Федоров такой станок, где книги можно было печатать. Со временем появились более удобные станки, а с ними и современные книги, да и письменность менялась постепенно и дошла такой, какая она есть сейчас.
- В 1564 году открылась книгопечатня. А каким современным синонимом можно заменить это слово? (Типография.)
- Чем печатные книги лучше рукописных? (Увеличение скорости книгопроизводства, книги стали дешевле, меньше стало ошибок.)
- Зачем нужны были книги в те времена? (Учить детей, справлять церковную службу, передавать знания от поколения к поколению.)
Учитель: А мы с вами продолжаем наше путешествие во времени.
Слайд 15 «Русский язык в 18 веке».
Учитель: На протяжении своего развития русский язык несколько раз претерпевал изменения. Одним из реформаторов русского языка был М.В. Ломоносов.
Слайд 16
Учитель: М.В.Ломоносов известен как физик, химик и геолог, поэт, художник и филолог, астроном, географ и технолог, литератор, историк и философ, -казалось, всюду он успевал и везде привносил новое, неожиданное, прогрессивное…Такой разносторонностью в прошлом обладал, пожалуй, лишь Леонардо да Винчи, а в последующем уже никто.
Ученик-ассистент: Очень важное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами Ломоносов произвел существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в 18 и 19 веках и дошла до наших дней.
( выходит «Ломоносов», садится за стол, берет в руки перо и, задумываясь, произносит слова)
Ломоносов:
– Ой, и богат русский язык! В нем «великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильная в изображении краткость греческого и латинского языка.» Однако русский язык сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями. Первоочередная задача – очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить русский литературный язык на народной основе. Слайд 17
Как же это сделать? ( задумывается) В российском языке есть три рода речений, то есть, три рода слов. К первому относятся слова, общие для славянского и русского языка, например, слава, ныне, почитаю. Ко второму принадлежат славянские слова, которые хотя и редко употребляются, особенно в разговорной речи, но понятны грамотному человеку, например, отверзаю, взываю. К третьему относятся слова, которых нет в церковнославянских книгах, это чисто русские слова.
От различного сочетания слов этих групп и рождаются ТРИ ШТИЛЯ– высокий, средний и низкий.
Слайд 18
Высокий штиль торжественный, важный, складывается из слов 1 и 2 групп. Им должно писать поэмы, оды.
Средний штиль состоит из слов первого и третьего рода. Этим стилем нужно писать трагедии, элегии, сатиры.
Низкий штиль состоит исключительно из русских слов. Им надо писать комедии, эпиграммы, песни.
Ученик-ассистент: Большое значение для укрепления национального русского языка имела борьба Ломоносова с засорением русского языка иностранными словами.
Гениальный ученый и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем заложил основание русского технического и научного словаря. Очень многие из составленных им научных выражений прочно вошли в обиход и применяются до настоящего времени, например: земная ось, удельный вес, равновесие тел, кислота и другие. Многие научные слова он упростил: вместо квадратуум– квадрат, оризонт– горизонт, вместо препорция– пропорция.
Учитель: А мы с вами продолжаем наше перемещение во времени
Слайд 19 «« Русский язык в XIX веке».
Слайд 20
Ученик-ассистент: « Языку нашему надобно воли дать, своеобразно с его духом»,– писал А. С. Пушкин. Пушкин относился внимательно к простому слову. Уже ранние заметки Пушкина свидетельствуют о поисках источников развития и усовершенствования русского литературного языка, среди которых на первое место выдвигаются источники народные, фольклорные. Восторженное отношение Пушкина к сказкам, из которых «каждая есть поэма», широко известно.
Слайд 21: отрывок из «Сказки о Царе Салтане…»
Слайд 22
Ученик-ассистент: Александр Сергеевич считал народную речь «живым и кипящим источником». Им был выдвинут принцип «нагой простоты языка», и Пушкин в поэзии смело использовал бытовую лексику народной жизни. Освободив литературный язык от искусственных запретов и канонов, Пушкин открыл путь для его естественного и свободного саморазвития.
Учащиеся читают стихотворение Николая Доризо "Посвящение" Приложение 1
Учитель: – В развитии современного русского языка , формировании его норм важную роль сыграла языковая практика крупнейших русских художников слова– писателей 19 ( начала 20 ) века: М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А.П. Чехова…)
Ученик читает отрывок из стихотворения И. Гришашвили Приложение
Слайд23
Учитель: – Одним из крупных событий 19 века является издание четырехтомного словаря В.И. Даля (в нем собрано более 200 тыс. слов)
Учащийся читает стихотворение С.Я Маршака "Словарь" Приложение
Учитель: – А мы с вами переносимся в следующий век
Слайд 24 «« Русский язык в XX веке».
Слайд 25
Учитель: В 1918 году были упразднены лишние буквы алфавита ЯТЬ, ИЖИЦА, ФИТА и Ъ в конце слов, что позволило легче усваивать азбуку.
Слайд 26
XX век-это век научного подхода к изучению языка. Это исследования Льва Владимировича Щербы, Измаила Ивановича Срезневского… Большой вклад в развитие языка внесен составителями словарей: Сергеем Ивановичем Ожеговым, Дмитрием Николаевичем Ушаковым и др. Именно словари являются отражением и развития и обогащения языка и русской культуры.
Слайд 27 «« Русский язык в XXI веке».
Учитель: – Вот так, почти незаметно, мы с вами оказались в XXI веке
Новый век только начался, а язык уже неоднократно претерпевал различные изменения. Чего стоят иностранный слова, бурным потоком хлынувшие в родной язык; язык «СМС», «Чатов», «Асек»… Кажется, мы совсем забыли, что родной язык– «это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает …Пушкин». Язык Пушкина, Лермонтова, Гоголя «велик и могуч», певуч и звучен.
Уже сегодня мы должны задуматься над тем, какой язык мы оставим в наследство нашим потомкам? Вряд ли они поблагодарят нас за то, на что мы променяли язык Пушкина…
Слайд 28
Сценка «Красная Шапочка на новый лад»
Всю дорогу, со страшной силой тусуясь по лесу, отрываясь на все 100, Серый Волк клеился к крутой чиксе в потрясающей красной шапочке от Дольче&Габана. Та сразу въехала, что Серый Волк – лох, лузер и стала вешать ему лапшу на уши про хилую клюшку, т.е. больную бабушку.
– Слушай, детка, прими таблетку. А если хочешь, киска, купи себе вискас, – сказал Серый Волк, – это все не фонтан, пшено не в жилу.
– Отпад, – сказала Красная Шапочка. Будь здоров, не чихай! А то склеишь ласты и гикнешься.
Слайд 29
Учитель: Такой пересказ сказки – яркая иллюстрация речи, содержащей жаргонизмы, вульгаризмы. За последние годы русский язык превратился в неблагозвучную смесь нецензурной брани, бандитского жаргона, искажённых «американизмов» и безграмотно употребляемых русских слов. Сейчас не услышишь сочетания «в жизни», а почему-то лишь «по жизни». Ранее употребляемый глагол «прикинь» превратился в своеобразное слово – связку.
Язык – всегда отражение жизни людей, человеческого общества. В нем нет ничего того, чего нет в человеке. Судьба языка полностью в руках людей. Положение языка – одновременно и соц. диагноз, и показатель внутренней культуры человека.
Давайте вместе определим проблемы современного русского языка.
(Каждый «экипаж» предлагает свои варианты ответа)
Вывод: от этого многие страдают, т.к. не могут подобрать слов, чтобы правильно выразить свои мысли.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам уникальную возможность заглянуть в будущее.
Слайд 30 «Машина времени».
Слайд 31 «Русский язык в будущем».
Учащийся читает стихотворение О. Лебедушкиной «Фантастическое» Приложение
Ученик-ассистент: Каким будет будущее нашего языка, зависит от каждого из нас! И мы сегодня обращаемся ко всем присутствующим словами классика: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык», обращайтесь почтительно с этим могущественным «орудием», не засоряйте его неоправданными заимствованиями, жаргонизмами. И тогда мы сохраним эту удивительную жемчужину – наш родной русский язык!
Учащийся читает стихотворение Сергеева-Ценского Приложение
Слайд 33
Рефлексия. Учитель собирает «Путевые заметки», полученные детьми в начале мероприятия, и подводит итоги. (Приложение)
Список использованных источников:
- Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание, Русский язык. – М.: Аванта +, 2004.
- Немировский Е.П. Путешествие к истокам русского книгопечатания. – М.: Просвещение, 1991.
- Шматкова Н. Праздник славянской письменности. – Педагогический вестник Кубани. Информационно-методический журнал. №1(39) 2007. Издатель: ОИПЦ «Перспективы образования».
- http://ru.wikipedia.org