Лексическое значение и этимология слов

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока:

  • Учебные:
    • продолжить работу над изучением лексического значения слов;
    • закрепить знания о простых и сложных предложениях;
    • закрепить навык постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях;
    • закрепить понятие об этимологии слова.
  • Развивающие:
    • развивать умение конструировать сложные и простые предложения;
    • активизировать внимание к лексическому значению и этимологии слова.
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к предмету «Русский язык»;
    • воспитывать бережное отношение и любовь к слову.

Оборудование:

  • Словари С.И. Ожегова, В.Даля.
  • Слайды с изображением картин природы  

ХОД УРОКА

1. Организационный  момент

Положительный настрой  учащихся на работу.

Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмём слова утюг, пенал,
Котёнок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работу над изучением лексического значения слов, закрепим знания о простых и сложных предложениях, знаках препинания в них . Обратимся к этимологии некоторых слов. А поможет нам в этом небольшое путешествие.

2. Подготовка к прогулке по лесу

– Отгадайте загадку, отгадка на нее поможет нам узнать, куда сегодня мы отправимся на     прогулку.

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малиной,
А Васю – хворостиной.  (Лес)

Учитель: Верно, ребята, это лес.
– А какое лексическое значение имеет слово «лес»? (Ответы детей)
Обратимся к словарю Ожегова – «Лес» – множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами.
– Кто из вас бывал в лесу?
– Что интересного вы там видели?
– Что из увиденного вам запомнилось надолго? (Ответы детей)

Учитель: Лес – это не только огромные богатства страны, не только приятное времяпровождение на лоне природы. Лес хранит множество различных исторических тайн  и секретов слов. Нам поможет разобраться в этих секретах  наука этимология .
Этимология –слово греческое, что значит «истина», «истинное значение».
Сегодня мы будем знакомиться с истинным происхождением и значением некоторых слов. Итак, мы отправляемся на прогулку в лес.

1. В лес за  загадками происхождения слов.

На доске записано предложение :

Яркие лучи солнца светили всю  окрестность, и мы по извилистой дорожке отправились в  сторону леса.

Учитель: Ребята, запишите предложение в тетрадь.
– Какое это предложение?  Простое или сложное?  Какое предложение называется сложным? Подтвердите  свой ответ доказательством. (Это сложное предложение , потому что в нем две грамматические основы: лучи осветили; мы отправились)
– Как отделяются друг от друга простые предложения , входящие в состав сложного?
– подчеркните грамматические основы этого предложения.
– подберите схему, к которой относится это предложение.

Учитель: Мы очень часто в речи употребляем слово «дорога». Лексическое значение слова «дорога»– это полоса земли, предназначенная для передвижения. Но знаете ли вы о его происхождении? Как это слово появилось, как оно прочно вошло в наш язык?
Чтобы проложить дорогу, люди расчищали полоску земли от деревьев, кустарников, дерна (верхнего слоя земли с корнями растений).
Таким образом, слова «дорога» – это «продранное в лесу пространство, полоска земли, очищенная от леса». Любопытно, что слово «дорога» родственно словам «деревня», «дерево».

Учитель: Запишите следующее предложение:

Лесная тропинка вывела нас к чудесной березке, на которой заливался голосистый соловей.

Вопросы:

– Определите  конструкцию данного предложения,  оно простое  или  сложное? (Это сложнее предложение, так как в нем две грамматические основы: тропинка вывела, соловей заливался)
– Обозначьте части речи в данном предложении.
– Давайте обратим внимание на слова «березка» и «соловей». Лексическое значение слов «береза»–это лиственное дерево с белой корой и с сердцевидным листьями и «соловей»– буро-серая птичка семейства дроздовых, отличающаяся красивым пением.

Березка – получила название от светлой коры дерева. В языке, раньше, существовало слово «бер», что значит «светлый, ясный, белый». От слова «бер» вначале образовалось слово «берза», а затем уже «береза».

Соловей – корень «солв» имел значение «серый, с рыжеватым оттенком». После развития полногласия стало звучать «соловей». Замечательного лесного певца лесов и садов назвали соловьем по цвету его оперения.

Учитель: Запишите следующее предложение. Вставьте  пропущенные буквы в словах и обоснуйте свой выбор. ( Ответы детей)

Как х..р..шо в л..су! В зарослях м..лины огромный бурый м..дведь лакомится яг..дами.

– Охарактеризуйте  эти  предложения.

Учитель:  Обратите внимание на этимологию слов «малина», «медведь», «ягода».

Малина – считают, что в основу названия положен вид плода, состоящего из малых частей. Слово «малина» образовано от слов «малый», «маленький».
Ягода – образовалось от слова «яг» – «щечки» с помощью суффикса -од- . ягоды названы так потому, что похожи на щечки: по цвету ( яркие, румяные, красные), по форме ( круглые).
Медведь – это слово общеславянское. Медведь буквально – «медоед», «мед едящий». Медведя так называю потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мед.
Учитель:
А теперь, ребята, нужно отдохнуть. Давайте проведем физминутку.

Физминутка

Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)

Учитель: Продолжаем нашу прогулку по лесу. Народная фантазия наградила лес всевозможными тайнами: люди верили , что в лесу живут таинственные существа, которые мешают или помогают человеку в трудных ситуациях.
Записываем следующее предложение.

На болоте, в самой глуши леса, живет героиня сказок Баба-Яга.

– Охарактеризуйте предложение (Простое, распространенное, повествовательное, невосклицательное)
–  Объясните постановку запятых в  данном предложении (Запятыми выделены уточняющие слова)
– Найдите и подчеркните изученные ранее орфограммы, обоснуйте ответ.
Обратите внимание на слова «Баба-Яга», и  «болото».

Баба-Яга – сказочное страшилище. Это исконно русское слово, означающее «ведьма». В  этом слове произошло сращивание двух слов: «баба» – старуха; «яга» –злая. Буквально– злая женщина, мучительница. Но первоначально Баба– Яга была у славян очень милой женщиной,
«берегиней». Она была очень заботливой, а называли ее не Яга, а ласково Яшка.

Болото образовано от индоевропейского слова «балтас» , означающее «белый». Старославянское слово было «блато». Считают, что слово «болото» получило свое название по белому цвету растущих на нем мхов.

Учитель: Записываем новое предложение.

В чаще леса ребята заблудились, звали на помощь, и только эхо раздавалось в ответ.

Определите конструкцию этого предложения .( Это сложное предложение с двумя грамматическими основами: ребята заблудились, звали; эхо раздавалось)
Обратите внимание на слово «эхо».  Это слово было заимствовано в Петровскую эпоху из немецкого  языка, где эхо восходит к греческом «отзвук».  Эхо – в греческой мифологии имя нимфы, которая в наказание за болтливость могла лишь повторять окончания слов, произнесенных другими.
Учитель : Наша прогулка завершается. Мы сегодня долго гуляли по лесу, а теперь пора вернуться домой и поделиться своими впечатлениями.

5. Подведение итогов урока

Рефлексия

– Что интересного узнали сегодня на уроке?
– Что вам хорошо запомнилось?
– Что такое этимология слова?

6. Домашнее задание

– Подготовьте по одному этимологическому толкованию слов.

7. Выставление оценок