Цели урока:
- Учебные:
- продолжить работу над изучением лексического значения слов;
- закрепить знания о простых и сложных предложениях;
- закрепить навык постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях;
- закрепить понятие об этимологии слова.
- Развивающие:
- развивать умение конструировать сложные и простые предложения;
- активизировать внимание к лексическому значению и этимологии слова.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету «Русский язык»;
- воспитывать бережное отношение и любовь к слову.
Оборудование:
- Словари С.И. Ожегова, В.Даля.
- Слайды с изображением картин природы
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Положительный настрой учащихся на работу.
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмём слова утюг, пенал,
Котёнок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работу над изучением лексического значения слов, закрепим знания о простых и сложных предложениях, знаках препинания в них . Обратимся к этимологии некоторых слов. А поможет нам в этом небольшое путешествие.
2. Подготовка к прогулке по лесу
– Отгадайте загадку, отгадка на нее поможет нам узнать, куда сегодня мы отправимся на прогулку.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малиной,
А Васю – хворостиной. (Лес)
Учитель: Верно, ребята, это лес.
– А какое лексическое значение имеет слово
«лес»? (Ответы детей)
Обратимся к словарю Ожегова – «Лес» – множество
деревьев, растущих на большом пространстве с
сомкнутыми кронами.
– Кто из вас бывал в лесу?
– Что интересного вы там видели?
– Что из увиденного вам запомнилось надолго? (Ответы
детей)
Учитель: Лес – это не только огромные
богатства страны, не только приятное
времяпровождение на лоне природы. Лес хранит
множество различных исторических тайн и
секретов слов. Нам поможет разобраться в этих
секретах наука этимология .
Этимология –слово греческое, что значит
«истина», «истинное значение».
Сегодня мы будем знакомиться с истинным
происхождением и значением некоторых слов. Итак,
мы отправляемся на прогулку в лес.
1. В лес за загадками происхождения слов.
На доске записано предложение :
Яркие лучи солнца светили всю окрестность, и мы по извилистой дорожке отправились в сторону леса.
Учитель: Ребята, запишите предложение
в тетрадь.
– Какое это предложение? Простое или сложное?
Какое предложение называется сложным?
Подтвердите свой ответ доказательством.
(Это сложное предложение , потому что в нем две
грамматические основы: лучи осветили; мы
отправились)
– Как отделяются друг от друга простые
предложения , входящие в состав сложного?
– подчеркните грамматические основы этого
предложения.
– подберите схему, к которой относится это
предложение.
Учитель: Мы очень часто в речи
употребляем слово «дорога». Лексическое
значение слова «дорога»– это полоса земли,
предназначенная для передвижения. Но знаете ли
вы о его происхождении? Как это слово появилось,
как оно прочно вошло в наш язык?
Чтобы проложить дорогу, люди расчищали полоску
земли от деревьев, кустарников, дерна (верхнего
слоя земли с корнями растений).
Таким образом, слова «дорога» – это «продранное
в лесу пространство, полоска земли, очищенная от
леса». Любопытно, что слово «дорога» родственно
словам «деревня», «дерево».
Учитель: Запишите следующее предложение:
Лесная тропинка вывела нас к чудесной березке, на которой заливался голосистый соловей.
Вопросы:
– Определите конструкцию данного
предложения, оно простое или сложное? (Это
сложнее предложение, так как в нем две
грамматические основы: тропинка вывела, соловей
заливался)
– Обозначьте части речи в данном предложении.
– Давайте обратим внимание на слова «березка» и
«соловей». Лексическое значение слов
«береза»–это лиственное дерево с белой корой и с
сердцевидным листьями и «соловей»– буро-серая
птичка семейства дроздовых, отличающаяся
красивым пением.
Березка – получила название от светлой коры дерева. В языке, раньше, существовало слово «бер», что значит «светлый, ясный, белый». От слова «бер» вначале образовалось слово «берза», а затем уже «береза».
Соловей – корень «солв» имел значение «серый, с рыжеватым оттенком». После развития полногласия стало звучать «соловей». Замечательного лесного певца лесов и садов назвали соловьем по цвету его оперения.
Учитель: Запишите следующее предложение. Вставьте пропущенные буквы в словах и обоснуйте свой выбор. ( Ответы детей)
Как х..р..шо в л..су! В зарослях м..лины огромный бурый м..дведь лакомится яг..дами.
– Охарактеризуйте эти предложения.
Учитель: Обратите внимание на этимологию слов «малина», «медведь», «ягода».
Малина – считают, что в основу
названия положен вид плода, состоящего из малых
частей. Слово «малина» образовано
от слов «малый», «маленький».
Ягода – образовалось от слова «яг»
– «щечки» с помощью суффикса -од- . ягоды названы
так потому, что похожи на щечки: по цвету ( яркие,
румяные, красные), по форме ( круглые).
Медведь – это слово
общеславянское. Медведь буквально – «медоед»,
«мед едящий». Медведя так называю потому, что он
знает, ведает, где найти в лесу мед.
Учитель:
А теперь, ребята, нужно отдохнуть. Давайте
проведем физминутку.
Физминутка
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
Учитель: Продолжаем нашу прогулку по
лесу. Народная фантазия наградила лес
всевозможными тайнами: люди верили , что в лесу
живут таинственные существа, которые мешают или
помогают человеку в трудных ситуациях.
Записываем следующее предложение.
На болоте, в самой глуши леса, живет героиня сказок Баба-Яга.
– Охарактеризуйте предложение (Простое,
распространенное, повествовательное,
невосклицательное)
– Объясните постановку запятых в данном
предложении (Запятыми выделены уточняющие
слова)
– Найдите и подчеркните изученные ранее
орфограммы, обоснуйте ответ.
Обратите внимание на слова «Баба-Яга»,
и «болото».
Баба-Яга – сказочное страшилище. Это
исконно русское слово, означающее «ведьма». В
этом слове произошло сращивание двух слов:
«баба» – старуха; «яга» –злая. Буквально– злая
женщина, мучительница. Но первоначально Баба–
Яга была у славян очень милой женщиной,
«берегиней». Она была очень заботливой, а
называли ее не Яга, а ласково Яшка.
Болото образовано от индоевропейского слова «балтас» , означающее «белый». Старославянское слово было «блато». Считают, что слово «болото» получило свое название по белому цвету растущих на нем мхов.
Учитель: Записываем новое предложение.
В чаще леса ребята заблудились, звали на помощь, и только эхо раздавалось в ответ.
Определите конструкцию этого предложения .( Это
сложное предложение с двумя грамматическими
основами: ребята заблудились, звали; эхо
раздавалось)
Обратите внимание на слово «эхо».
Это слово было заимствовано в Петровскую эпоху
из немецкого языка, где эхо восходит к
греческом «отзвук». Эхо – в греческой
мифологии имя нимфы, которая в наказание за
болтливость могла лишь повторять окончания слов,
произнесенных другими.
Учитель : Наша прогулка завершается. Мы
сегодня долго гуляли по лесу, а теперь пора
вернуться домой и поделиться своими
впечатлениями.
5. Подведение итогов урока
Рефлексия
– Что интересного узнали сегодня на уроке?
– Что вам хорошо запомнилось?
– Что такое этимология слова?
6. Домашнее задание
– Подготовьте по одному этимологическому толкованию слов.
7. Выставление оценок