Школа находится в самом человеке.
Джордж Викторович Сультеев,
Директор МОУ «СОШ № 29», г. Ульяновск.
Дорогие коллеги, в этой работе я попыталась очень схематично обрисовать тот путь, по которому, на мой взгляд, нужно идти в нашем, как ни тривиально это звучит, нелегком, но благородном труде. Для меня это лестница в небо, то есть дорога к такому Человеку, которым призван стать каждый из нас, приложив все свои духовные и физические силы, чтобы иметь право на это высокое звание.
Шаг первый:
В начале пути, как мы знаем, лежит желание перемен, желание разобраться в самом себе, изменить что-то в своей жизни.
Отправная точка – неуспешный учитель, неудачный урок, неуспевающий ученик.
Основные проблемы моих учеников:
- слабое владение формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками;
- пассивное отношение к процессу познания;
- неумение выделить главное, сравнить, обобщить, сделать выводы;
- отсутствие цели образования, мотивации к успешному обучению.
Шаг второй:
определение роли педагога в формировании личности ученика.
Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.
Аристотель
Задачи педагога:
- всемерно развивать творческие способности учащихся, раскрывать потенциал каждого;
- ориентировать учащихся на высокие нравственные ценности, интегрировать в систему национальной и мировой культур;
- участвовать в духовном развитии общества;
- оказывать помощь ребенку в его самопознании, самоопределении, саморазвитии, самовоспитании и самоутверждении в жизни, социуме, самореализации своих возможностей через опору на положительное в его личности.
Истинное назначение педагога – духовное творение и развитие человека, приобщение к духовным ценностям, формирование духовности. Учитель русского языка и литературы от природы получил особое право быть проводником междунравственным и интеллектуальным; гуманитарная культура – это культура человековедения и человекосозидания. Поэтому педагог – не просто предметник, а учитель жизни, который помогает ученикам постичь их предназначение.
Процесс познания – творческий процесс, где учитель и ученик – одно целое.
Учитель не имеет права остановиться в своем развитии, ведь, как сказал наш русский гений, Н.В. Гоголь, «христианин – всегда ученик.»
Учитель должен, прежде всего, убедить учеников в их человеческой ценности и развивать то, что заложено в них.
Позвольте напомнить вам историю взаимоотношений учителя и ученика, которая, как нельзя лучше, проиллюстрирует эту аксиому.
В начале жизненного пути Виктору Петровичу Астафьеву встретился замечательный человек – Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. Он преподавал русский язык и литературу.
Впервые за все время существования 5 б, даже у лентяев, в графе «поведение» появились отличные оценки. Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы, книжки – это было тогда редкостью – и обязательно читал вслух 10-15 минут. Всем было очень интересно.
Дети очень полюбили самостоятельную работу – не изложение писать, не зубрить наизусть длинные стихи, а сочинять, творить самим.
В 1953 году в Перми вышла первая книжка Астафьева. Виктор Петрович поставил первый в жизни автограф человеку, который привил ему уважительность к слову, пробудил жажду творчества.
Учитель, как носитель духовного опыта человечества должен учить самостоятельному, творческому, личностному подходу к окружающей действительности, к своей личности, к обществу. Передача этого опыта предполагает диалог, творческое оформление, пробуждение чувств.
В русле духовной, гуманистической педагогики встает задача образования самого учителя, педагога как врачевателя человеческих душ. В школе невозможно работать, в ней надо служить.
Шаг третий:
выявление способностей ребенка.
Чтобы понимать ребенка, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость.
Д.И. Писарев
Способности – это владение эффективными способами достижения результата деятельности. Способность не передается по наследству, не транслируется как готовый способ освоения мира, она формируется в процессе активного участия в деятельности. (В.В. Степанова.«Школа развития индивидуальности»)
Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей.
Принято выявлять одаренных детей и способствовать развитию их одаренности, но так же важно относиться к обычному «среднему» ученику как к одаренному.
У кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности, но не нужно делать не только интересное, но и все, что нужно, делать с интересом. Для этого необходимо осознавать цель ученичества ежедневно, ведь это путь к осознанию своего места в жизни..
Шаг четвертый:
Самостоятельность – такая познавательная мыслительная деятельность обучающихся, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, при которой дети учатся самостоятельно
- наблюдать языковые явления;
- сравнивать и сопоставлять их;
- анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы.
Иными словами, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.
Что дают самостоятельно выполненные упражнения или задания?
- совершенствуют и укрепляют волевую сферу;
- тренируют в принятии решений;
- формируют умение защищать свои решения и мнения;
- воспитывают внимание, целеустремленность, стремление довести дело до конца.
Принципы самостоятельной работы:
- Самостоятельная работа обучающихся неразрывно связана с развитием их мышления: умение определить цель работы, осознанное выполнение заданий.
- Принцип постепенного наращивания трудностей.
- Принцип разнообразия видов упражнений, направленных на самостоятельное решение задач.
- Самостоятельная работа возможна на базе уже имеющихся практических знаний и навыков или личного опыта учащихся.
- Самостоятельная работа должна иметь место на всех этапах обучения (объяснение теоретического материала, закрепление, выполнение упражнений, обобщающее повторение, выполнение контрольных заданий.)
- Связь преподавания с жизнью. Урок есть часть жизни ребенка, проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
- Использование литературных текстов для развития речи обучающихся.
- Самостоятельная работа – индивидуальная работа, реализующая личностно – ориентированный подход.
Шаг пятый:
Учение есть труд и должно быть трудом, полным мысли
К.Д. Ушинский
Выбор средств, форм, методов для результативного обучения.
Как учить результативно?
С чего начать?
Как построить урок?
- диагностика личности ученика, диаграмма отношения к предмету;
- стимулирование общей активности, самостоятельности, личной инициативы, творчества учащихся;
- условия психологического комфорта;
- эффективные методы контроля.
Шаг шестойЖ
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило интеллектуального богатства, показатель культуры, эрудиции.
В.А. Сухомлинский
Современному ученику – современный урок
Типы уроков, которые мной используются в педагогической деятельности (узнать все типы современного урока можно, только опробовав их на практике.)
- Урок – лабиринт;
- урок – путешествие;
- урок-соревнование;
- следствие ведут знатоки;
- творческая мастерская;
- урок развития речи: «Пишем сочинение вместе»;
- урок – спектакль (инсценировки, мини-спектакли, элементы костюмирования);
- Урок - конкурс
- урок – практикум;
- урок – зачет;
- интегрированные уроки, уроки словесности;
- уроки внеклассного чтения, посвященные одной теме в течение всего учебного года;
- урок «погружение в тему» - восстановление культурных народных традиций- «народный календарь», «посиделки», «рождественские колядки» и т.п.
Использование методических находок (своих и ставших своими)
Учителя-практики в своей повседневной деятельности опираются не только на достижения передовых педагогических технологий, труды ученых, опыт учителей – новаторов, но и на многолетний личный опыт преподавания предмета, который содержит немало «изюминок», методических находок, помогающих активизировать познавательную деятельность, развить творческие способности:
- эпиграф к уроку (не только к уроку литературы, но и к уроку русского языка) – не украшение, а органичный элемент урока;
- загадки (словарные слова, слова по теме урока – в отгадках);
- создание «Энциклопедии слова»;
- ведение тетради – справочника;
- использование правил в стихах;
- создание учебных текстов, содержащих изучаемое правило, юмористического характера.
Шаг седьмой:
Чтобы переварить знания, нужно поглощать их с аппетитом.
А.Франс
Активизация познавательной деятельности
1. Создание ситуации успеха:
- Успех начинается с признания детьми права учителя учить (авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха обучающихся).
- Психологический климат, обстановка жизнерадостности, создание ситуации общения на уроке.
- Разумное сочетание репродуктивных и творческих методов, освоение наиболее рациональных способов выполнения задания. (Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь.Китайская пословица.)
- Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент игры. (Игра – путь детей к познанию мира.А.М. Горький)
- Начало урока – момент, от которого зависит успех всего урока.
- Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, практикоориентированными, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей.
2. Оценка деятельности
- Наряду с цифровой отметкой необходима развернутая текстовая оценка, отметка выставляется в процессе выполнения задания, а не только по итогам всей работы, итоговая отметка за четверть – результат труда, а не случайность.
- Школьники заранее должны определить, на какую отметку по предмету они претендуют, чтобы оптимально грамотно выбрать формы и методы обучения, способ педагогической поддержки каждого, в заданиях заранее проставляется балл сложности
3. Развитие творческого мышления.
Тренируйте воображение и лелейте мечту.
А.Грин
- система заданий проблемного, поискового характера с опорой на личный опыт ученика;
- реализация высокого предназначения человека быть Человеком:
- понимать;
- принимать;
- сострадать;
- помогать;
- любить.
- быть личностью:
- развиваться;
- становиться;
- совершенствоваться;
- быть творцом:
- творчески мыслить;
- созидать.
Потребность детей в творчестве проявляется с самого раннего детства, при этом художественные дарования проявляются у детей ранее, чем другие.
Творчество – возможность воплощать свои замыслы и вдохновение, причем вдохновение – строгое рабочее состояние, у которого есть свой поэтический подтекст. Творчество неразрывно связано с изобретательностью – умением добиваться результата теми средствами, которые есть в распоряжении.
4. Литературное творчество.
Сказка, игра, фантазия – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочным образом, ребенок учится мыслить словами. Сказка неотделима от красоты, благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
В.А. Сухомлинский
- Способствует формированию личности в целом (творческого мышления, эмоциональной и волевой сферы).
- Обогащает содержание образования, привлекает внешкольный опыт ребенка.
- Воспитывает читателя, глубоко и эмоционально воспринимающего художественное произведение.
- Формирует потребность в общении средствами искусства.
- Преодолевает изолированность между составляющими образовательно-воспитательного процесса.
- Способствует осознанию учащимися процесса обучения и принятию получаемых знаний в личный опыт.
- Оценка результативности обучения по всем направлениям: образование, развитие, духовно- нравственное воспитание.
Литературное творчество является основой воспитания культуры человека, так как цель всех творческих заданий - направить деятельность учащихся именно в то русло, где возможно пробуждение лучших качеств его души.
5. Внеурочная деятельность
Обучение дает навык к труду, образование - к творчеству, воспитание – к адаптации в обществе.
С.П. КапицаУ ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворять.
А.С. Макаренко
- Клуб любителей русской словесности «Живое слово»
- Пресс – центр «Акулы пера», издание школьной газеты, литературного альманаха.
- Интернет – игры «Русский медвежонок», «Пегас», «Гамотей +», «Ёж» и другие.
- Олимпиады по предметам.
- Предметные недели.
- Областной социокультурный проект «Чистое слово».
6. Проектная деятельность
- Творческая завершенная работа, соответствующая возрастным особенностям ребенка.
- Проект - это не любая деятельность учащихся, результатом которой является тот или иной продукт, а деятельность исследовательская, поисковая, ориентированная на реальный практический результат.
Требования к проекту:
- наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы;
- практическая значимость результатов;
- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
- возможность самостоятельной (индивидуальной, групповой) деятельности.
Этапы работы:
- выбор темы, количества участников;
- варианты проблем, которые нужно исследовать в рамках намеченной тематики (выдвигают участники с подачи учителя);
- распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений;
- самостоятельная работа по индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;
- промежуточное обсуждение полученных данных в группах (в НОУ, групповая работа в библиотеке над источниками);
- защита проектов, оппонирование;
- коллективное обсуждение, экспертиза, результаты, оценка.
Виды оформления проекта:
- презентация;
- буклет;
- сценарий спектакля по произведениям классической литературы, литературно – музыкальная композиция;
- киносценарий;
- сборник «Любимые страницы русской классики», «Страшно интересная книга», «10 необычных фактов из жизни писателя»;
7. Исследовательская деятельность
Школьное научное общество «Глобус»
- Способствовать более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам.
- Вырабатывать умения, навыки самостоятельной работы.
- Формировать умение применять теоретические знания на практике.
- Развивать личностные качества ученика.
- Оказать помощь в выборе будущей профессии учеников.
- Вырабатывает навыки применения методов научного познания при изучении вопросов, выходящих за рамки учебных программ.
Научно-практические конференции
Ученики совершают восхождение к уже открытым вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений.
Шаг восьмой:
Поиск единомышленников и сотрудников
Конечно, идти этим путем нелегко, наша профессия жертвенная, это скорее служение, а не работа. Как и вообще на жизненном пути, человек может оступаться, не на все хватает времени, подводят коллеги или дети, страдает без мамы семья… Но стоит ли отказываться идти?
Для себя я твердо решила: пока есть силы, буду карабкаться, Бог и намерения человека целует. Потому хочу всем коллегам пожелать: ТВОРЧЕСКИ ВЫСТРАИВАЙТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ, СВОЁ СЛУЖЕНИЕ! УСПЕХА В ПУТИ!