Лингвистическая игра "Лексика и фразеология"

Разделы: Русский язык


Цель занятия: систематизация и обобщение знаний по теме "Лексика и фразеология" в 6 классе.

Задачи:

  • расширение и углубление знаний учащихся по лексике и фразеологии; обогащение активного словарного запаса учащихся и формирование лингвистической компетенции;
  • развитие познавательного интереса учащихся к изучению лексики и фразеологии, воспитание потребности изучать русский язык;
  • создание ситуации успеха у учащихся при изучении русского языка;
  • развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, самостоятельности в принятии решений;
  • развитие основных мыслительных процессов учащихся (анализ, синтез, сравнение, обобщение, воображение);
  • воспитание коммуникативной культуры школьников.

Оборудование: мультимедийный проектор, 4 персональных компьютера для работы команд, различные виды словарей: толковый, фразеологический, иностранных слов, синонимов, антонимов, этимологический, газета (2 экз.).

При подготовке учащихся к игре даются следующие вопросы для повторения и обобщения знаний по теме "Лексика и фразеология":

  • Что такое лексикология?
  • Однозначные и многозначные слова.
  • Омонимы, синонимы, антонимы.
  • Общеупотребительные и необщеупотребительные (профессиональные, диалектные) слова.
  • Исконно русские и заимствованные слова.
  • Устаревшие слова и неологизмы.
  • Фразеологизмы.

На игру приглашаются учащиеся двух 6-х классов, из числа которых формируются 4 команды по 4 человека. Предполагается использование групповой и фронтальной работы. Цель каждой команды - набрать максимальное количество баллов, по которому определяется победитель.

Ход занятия

1. Приветственное слово организаторов.

2. Письмо Словаря о начале рабочего дня: (команды должны угадать - какого):

"Я сегодня встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От ледяной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали такой волчий аппетит, что у меня потекли слюнки. В ресторане на завтрак мне предложили разнообразное меню: биточки, тефтели, фрикадельки, винегрет, спагетти, чай и какао. Но я съел только бутерброд, сардельку, салат из помидоров, торт "Наполеон" и выпил чашку кофе с сахаром."

- Какой словарь рассказал о начале своего рабочего дня? ( Оказывается, перемешаны сообщения - здесь высказывания Словаря иностранных слов и Фразеологического словаря.)

Задание для болельщиков: составьте меню торжественного обеда, используя для названия блюд иноязычную лексику.

3. Кроссворд-разминка. (См. приложение 1)

Во время подготовки команд болельщики работают с заданием:

Найдите устаревшие слова, объясните их значение. С какой целью А.Пушкин использует их в своем произведении? Назовите это произведение поэта.

В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мед из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.

4. Один за всех, а все за одного (домашнее задание).

Вопросы командам:

1. Что такое сажень, вершок, пядь? Покажите эти меры длины на себе. Составьте и запишите предложение по схеме: [сущ. им. п. - сущ. им. п.].

2. Во фразеологизмах ни пяди не отдать, косая сажень в плечах найдите устаревшие слова. Что означают эти фразеологизмы? Составьте с одним из фразеологизмов предложение, запишите его и разберите по членам предложения.

5. Электронное тестирование. Следующий этап занятия - работа с электронным тестом. Учащимся предлагается выполнить максимальное количество заданий за 12 минут. Результат вычисляется автоматически. (См. приложение 2.)

Во время работы групп болельщики представляют выполнение задание "Меню".

6. Блиц-вопросы (См. приложение 3). Вопросы и задания выводятся на общий экран. Отвечает та группа, которая первой подняла руку.

- Чем различаются по своему значению слова абонент - абонемент?

- У какого бора никогда нет листвы и хвои?

- Всякий ли пар способен подниматься кверху?

- Не вставая с места, покажите, что у газеты появились ноги.

- Что нужно разбить: яйцо, лед или стекло, чтобы получить выбитки?

- Опасны ли хабубы в пустыне? Если опасны, то почему?

- Где можно встретить мыто: на таможне, на болоте, в ванной?

- Что такое пугач: птица, игрушка, человек с отпугивающей внешностью?

7. Расположите синонимы по принципу градации (по нарастающей) и вставьте в левый столбец.

Скоро хохотали все:

  смеялся мальчик в лифте
  хихикала горничная
  улыбались официанты в ресторане
  крякнул толстый повар отеля
  визжали поварята
  хмыкал швейцар
  заливались рассыльные
  усмехался сам хозяин отеля

8. Подберите соответствующее пояснение к выделенному многозначному слову и введите в нужную клеточку.

С Земли стартовала ракета к Марсу.  
По правому борту судна показалась земля.  
Зерно, брошенное в землю, прорастет, а попавшее на камень засохнет.  
Я люблю свой край, свою русскую землю.  
На многие километры тянутся земли совхоза "Борец".  

- Верхний слой земной коры; почва.

- Страна, государство.

- Территория с угодьями, находящаяся в чьем-либо владении.

- Планета.

- Суша (в отличие от водной поверхности).

Подведение итогов игры, награждение команды-победительницы.

Рефлексия.