Цель занятия: систематизация и обобщение знаний по теме "Лексика и фразеология" в 6 классе.
Задачи:
- расширение и углубление знаний учащихся по лексике и фразеологии; обогащение активного словарного запаса учащихся и формирование лингвистической компетенции;
- развитие познавательного интереса учащихся к изучению лексики и фразеологии, воспитание потребности изучать русский язык;
- создание ситуации успеха у учащихся при изучении русского языка;
- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, самостоятельности в принятии решений;
- развитие основных мыслительных процессов учащихся (анализ, синтез, сравнение, обобщение, воображение);
- воспитание коммуникативной культуры школьников.
Оборудование: мультимедийный проектор, 4 персональных компьютера для работы команд, различные виды словарей: толковый, фразеологический, иностранных слов, синонимов, антонимов, этимологический, газета (2 экз.).
При подготовке учащихся к игре даются следующие вопросы для повторения и обобщения знаний по теме "Лексика и фразеология":
- Что такое лексикология?
- Однозначные и многозначные слова.
- Омонимы, синонимы, антонимы.
- Общеупотребительные и необщеупотребительные (профессиональные, диалектные) слова.
- Исконно русские и заимствованные слова.
- Устаревшие слова и неологизмы.
- Фразеологизмы.
На игру приглашаются учащиеся двух 6-х классов, из числа которых формируются 4 команды по 4 человека. Предполагается использование групповой и фронтальной работы. Цель каждой команды - набрать максимальное количество баллов, по которому определяется победитель.
Ход занятия
1. Приветственное слово организаторов.
2. Письмо Словаря о начале рабочего дня: (команды должны угадать - какого):
"Я сегодня встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От ледяной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали такой волчий аппетит, что у меня потекли слюнки. В ресторане на завтрак мне предложили разнообразное меню: биточки, тефтели, фрикадельки, винегрет, спагетти, чай и какао. Но я съел только бутерброд, сардельку, салат из помидоров, торт "Наполеон" и выпил чашку кофе с сахаром."
- Какой словарь рассказал о начале своего рабочего дня? ( Оказывается, перемешаны сообщения - здесь высказывания Словаря иностранных слов и Фразеологического словаря.)
Задание для болельщиков: составьте меню торжественного обеда, используя для названия блюд иноязычную лексику.
3. Кроссворд-разминка. (См. приложение 1)
Во время подготовки команд болельщики работают с заданием:
Найдите устаревшие слова, объясните их значение. С какой целью А.Пушкин использует их в своем произведении? Назовите это произведение поэта.
В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мед из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.
4. Один за всех, а все за одного (домашнее задание).
Вопросы командам:
1. Что такое сажень, вершок, пядь? Покажите эти меры длины на себе. Составьте и запишите предложение по схеме: [сущ. им. п. - сущ. им. п.].
2. Во фразеологизмах ни пяди не отдать, косая сажень в плечах найдите устаревшие слова. Что означают эти фразеологизмы? Составьте с одним из фразеологизмов предложение, запишите его и разберите по членам предложения.
5. Электронное тестирование. Следующий этап занятия - работа с электронным тестом. Учащимся предлагается выполнить максимальное количество заданий за 12 минут. Результат вычисляется автоматически. (См. приложение 2.)
Во время работы групп болельщики представляют выполнение задание "Меню".
6. Блиц-вопросы (См. приложение 3). Вопросы и задания выводятся на общий экран. Отвечает та группа, которая первой подняла руку.
- Чем различаются по своему значению слова абонент - абонемент?
- У какого бора никогда нет листвы и хвои?
- Всякий ли пар способен подниматься кверху?
- Не вставая с места, покажите, что у газеты появились ноги.
- Что нужно разбить: яйцо, лед или стекло, чтобы получить выбитки?
- Опасны ли хабубы в пустыне? Если опасны, то почему?
- Где можно встретить мыто: на таможне, на болоте, в ванной?
- Что такое пугач: птица, игрушка, человек с отпугивающей внешностью?
7. Расположите синонимы по принципу градации (по нарастающей) и вставьте в левый столбец.
Скоро хохотали все:
смеялся мальчик в лифте | |
хихикала горничная | |
улыбались официанты в ресторане | |
крякнул толстый повар отеля | |
визжали поварята | |
хмыкал швейцар | |
заливались рассыльные | |
усмехался сам хозяин отеля |
8. Подберите соответствующее пояснение к выделенному многозначному слову и введите в нужную клеточку.
С Земли стартовала ракета к Марсу. | |
По правому борту судна показалась земля. | |
Зерно, брошенное в землю, прорастет, а попавшее на камень засохнет. | |
Я люблю свой край, свою русскую землю. | |
На многие километры тянутся земли совхоза "Борец". |
- Верхний слой земной коры; почва.
- Страна, государство.
- Территория с угодьями, находящаяся в чьем-либо владении.
- Планета.
- Суша (в отличие от водной поверхности).
Подведение итогов игры, награждение команды-победительницы.
Рефлексия.