Содержание начального курса русского языка предусматривает глубокое изучение младшими школьниками грамматического строя русского языка. Освоение и усвоение сущности грамматических понятий традиционно вызывает у учащихся начальных классов объективные трудности. Они обусловлены противоречием между конкретностью детского мышления и абстрактностью грамматических категорий, которые являются, по меткому выражению Д.Н.Богоявленского, «вторым этажом абстракции», «обобщением над уже обобщёнными признаками».
Безусловно, современных школьников сложно удивить, а тем более заинтересовать. Множество определений, большое количество правил, орфограмм для учеников представляются однообразными и неинтересными. Вследствие чего снижается интерес и желание к освоению предмета в целом.
Преобладание абстрактности и сухости в изложении грамматического материала формирует у учащихся эмоционально-негативное отношение в изучении русского языка. Следовательно, в ходе освоения грамматических понятий важно работать живо, энергично, с интересом и грамотно использовать разнообразные виды наглядности, методы и приемы. Ведь при использовании принципа занимательности в процессе объяснения трудного материала на уроке, информация запоминается без особо труда, так как у учащихся это вызывает лишь положительную мотивацию.
Методическим средством, которое обладает потенциалом, способным вызвать интерес к изучению русского языка, могут выступать лингвистические сказки.
Известно, что сказка с самого раннего возраста входит в жизнь ребенка и остается с ним на всю жизнь.
В центре внимания на уроках русского языка находится текст: именно в нём проявляются во всей полноте признаки языковых единиц.
Оценивая наличие элемента сказочности в содержании грамматического материала, Л.Е.Тумина пишет, что он «способствует формированию интереса к предмету у учащихся, развивает детскую любознательность, раскрывает взаимозависимость разных явлений языка». [1,45]
Ещё К.Д.Ушинский считал, что применение сказочного материала на уроках русского языка является одним из результативных приемов организации обучения, который способен повысить уровень мотивации для формирования языковой компетенции.
«Я не представляю обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказки. Красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке. Сказка - это колыбель мысли» - писал В.А.Сухомлинский. [2, 101]
Изучать грамматическое понятие с интересом, мотивировать на повторение правила или создавать проблемную ситуацию поможет оригинальная сказка. Лингвистические сказки легко, интересно и познавательно переносят школьников в необыкновенный мир слов или их частей, языковых явлений, фактов, которые живут, спорят, решают языковые проблемы, борются с несправедливостью, подчиняются законам безжалостного Правила. Сопереживание героям сказки мотивирует детей к освоению необходимой лингвистической теории. При сочинении детьми собственной сказки уровень осознания сущности понятия становится более высоким, развивается интерес и творческие способности, и главное, - активизируются различные анализаторы, смысловые ассоциации, речь.
Т.А.Ладыженская определяет то, что «Лингвистическая сказка - речевой жанр, представляющий «своеобразный симбиоз» поэзии и науки, эмоционального и рационального, созданный с целью воспитывающего обучения». [3,64]
Наиболее полное и корректное определение лингвистической сказки было дано Л.Е.Туминой: «Под лингвистической сказкой понимается особый дидактический рассказ, в котором используется сказочная фабула или бытовая ситуация для передачи сообщения о языковых фактах, правилах, законах и закономерностях языка и речи». [4,21]
На сегодняшний день существуют методические рекомендации, посвященные разработке методики работы с лингвистическими сказками в школе. Но в методической литературе недостаточно разработаны методические приёмы, с помощью которых можно было бы организовать обучение младших школьников созданию лингвистической сказки.
Исследованиями в области использования сказки для творческого рассказывания занимались такие ученые как Е.А.Флерина, П.Г.Воробьев, О.С.Ушакова и др., сказки для инсценировки исследовали В.К.Мовсесян и др., для игр - В.В.Белоусов, Л.С.Топольницкая и др.
Выделяют основные дидактические задачи лингвистических сказок:
- способ подачи нового материала;
- средство проверки знаний об изучаемой грамматической категории;
- средство повышения интереса к изучению русского языка.
Сочинение сказки самим учеником, помимо совершенствования письменной речи, логического построения текста, обогащения словарного запаса, формирование орфографической зоркости, помогает усвоению теории, грамматических правил.
Лингвистическая сказка имеет свои особенности:
- объясняет законы языка;
- в ней обязательны сказочные элементы, различные сказочные превращения, а также герои;
- сначала появилась фольклорная сказка, а затем сама лингвистическая.
Отличия лингвистической сказки от фольклорной:
- лингвистическая сказка имеет поучительный характер;
- главным сюжетом выступают различные лингвистические понятия. Она является разновидностью предметной сказки;
- герои - Буквы, Слова, Части Речи, Значимые Части и др. они живут в сказочном царстве. Все герои имеют свой характер;
- лингвистическая сказка не допускает фактических ошибок. Необходимо знать все правила, законы языка, правильное написание орфограмм.
Рис. 1 Классификация сказок
Т.Ю.Угроватова выделила ещё одно основание для классифкации: «По структурно-смысловой модели сказка - это, прежде всего, повествование, но с элементами описания и аргументированного типа текста». [5,91]
В лингвистической сказке, как и в любой другой, также есть присказка, зачин, сказочное действие (завязка) и концовка. Некоторые сказки начинаются присказками - шутливыми прибаутками. Присказка может содержать вопрос, который побуждает детей к его решению. Например, «Когда в корнях с чередованием Е-И пишется - И? Попробуй разберись: расст. лить, расст. лать. Чтобы ответить без подсказки, слушай мил дружочек сказку». Роль присказки в лингвистической сказке играет важную роль. Она помогает настроить детей на сказочный лад, помочь переключится с научного повествования на образное, подготовить на восприятие особого сказочного мира, где все герои живут по определенным правилам («в некотором царстве, в некотором государстве….)
Далее следует зачин. Зачин говорит о времени и месте действия, обстановке, действующих лицах (героях лингвистической сказки). События разворачиваются в сказочной стране (Морфология, Части Речи, Грамматика, Языкознание, Пунктуация и пр.)
Затем идет сказочное действие (завязка). Действия или функции героев лингвистической сказки образуют ее сюжет, который является оригинальным и неповторимым. Но сложное развитие событий, напряженный сюжет в лингвистической сказке отсутствуют. Для нее характерны упрощенный сюжет и краткость, ведь переполненный событиями сюжет будет отвлекать внимание детей и отодвинет решение учебной задачи на второй план.
В концовке лингвистической сказки даются ответы на поставленные задачи, либо содержится вопрос, на который еще предстоит ответить, то есть, как бы делается вывод о том, о чем в сказке рассказывалось. Например, «А ну-ка, не подведите Алфавит и скажите правило!».
Лингвистическая сказка может быть представлена в виде диалога, но чаще всего это монолог.
При создании лингвистической сказки реализуются развивающие задачи:
- развитие речи;
- развитие интеллекта младших школьников;
- развитие мышления: то есть умение делать анализ, сравнение, составлять аналогии, решать проблемы;
- творческое развитие младших школьников;
- исследовательские способности учащихся.
При использовании лингвистической сказки устанавливаются воспитательные цели:
- создание творческой эмоциональной обстановке;
- овладение нравственными понятиями;
- раскрытие, необходимых для жизни любого человека, ценностей; гуманность, доброта, уважение;
Разделяют лингвистические сказки на такие виды:
- сказки-игры, где дети активно принимают участие в сказочном сюжете;
- сказки-упражнения, которые выступают как дидактический материал в ходе обучения;
- информативные сказки, при использовании которых подается новый учебный материал;
- сказка как способ развития речи (собственное сочинение).
Легко понять, усвоить учебный материал, а также увидеть главное, помогает лингвистическая сказка, так как она способна вызвать интерес у младшего школьника. Поставленный вопрос перед прочтением лингвистической сказки помогает ученикам активизировать воссоздающее воображение, ведь необходимо найти ответ на предъявляемый проблемный вопрос.
Особое место при изучении лингвистической сказки занимает инсценировка - своеобразное театрализованное действие, помогающее учащимся рассказ сказки представить образами языковых явлений, дающее возможность видеть и следить за поведением образов. Хотя инсценировку языковой сказки можно использовать на разных этапах урока, для ознакомления с новыми понятиями нужно подбирать простую, доступную сказку с краткими диалогами и понятным сюжетом.
Лингвистическая сказка разнообразит урок, позволит учащимся в легкой и интересной форме изучить необходимую информацию, развить языковые навыки. Созданная сказочная форма при подаче учебного материала способствует развитию интереса к преподаваемому предмета, а также раскрывает любопытство в познании различных языковых явлений.
Cписок литературы
Научная и методическая литература
- Тумина Л.Е. Сочини сказку. М.: Просвещение, 1995. - 325с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский. - Киев: Радянская школа. 1969. - 248с.
- Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.: Просвещение. 1992. - 106с.
- Тумина Л.Е. Лингвистическая экспедиция в страну сказочного языка // Русский язык в школе - М., 1994. №4
- Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. М.: Дрофа, 2001. - 125с.