Лингвистическая экспедиция (сценарий игры для учащихся 4—7-х классов)

Разделы: Русский язык


Цели:

  • повышать интерес к изучению русского языка;
  • способствовать формированию знаний об уровнях языка и единицах этих уровней;
  • развивать коммуникативные качества учащихся;
  • содействовать развитию творческой активности.

Оборудование: карта страны Лингвинии (<Приложение 1>); костюмы для инсценировок; экран; таблицы для проецирования; указатель “Фонетика – Графика”, карточки с изображениями букв и звуков; аудиозапись с голосами птиц и животных; бумажное “болото” с корнями-близнецами; указатель “комната смеха”, “зеркала” - рисунки с изображениями гребня волны, гребня – расчески и гребня петуха; “ущелье устаревших слов” - декорированная палатка; спортивные снаряды; сундук и 5 волшебных ключей.

Участники мероприятия: В игре принимают участие 3 команды: две команды из учащихся 4-х или 5-ых классов и команда – экспедитор из 7-х классов. Каждый 4-ый или 5-ый класс выставляет для участия в игре по 5 групп в количестве 5 человек каждая. Игра проходит в три этапа.

  • I этап – представление команд. У каждого игрока команды должна быть эмблема, соответствующая теме экспедиции. 4-ые и 7-ые классы представляют свои команды в любой творческой форме (3-5 минут).
  • II этап – путешествие по островам Лингвинии. 5 островов – 5 групп от каждого 4-го класса, в каждой группе – свой командир, помогающий быстро и точно принять решение за определенное время. Цель экспедиции – клад, находящийся в сундуке, который можно будет открыть при помощи 5 заветных ключей, найденных ребятами в ходе путешествия.
  • III этап – нахождение клада, подведение итогов игры.

Ход игры

I этап

На сцене появляется Пятница и Её Величество Грамматика.

Пятница: Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас сегодня в этом зале, так как сейчас все вместе мы отправляемся в удивительное путешествие. Путешествие по Лингвинии! Вы помните, что изучает Лингвистика?

Верно, эта наука изучает Русский язык. Но наше путешествие необычное. Нам предстоит длинный путь через пять материков Лингвинии. (Указывает на карту) Как называются материки этой волшебной страны? (Фонетика-графика, морфемика, лексика, морфология, синтаксис). Молодцы!

На каждом острове спрятан ключ. Преодолев все препятствия, мы с вами сможем спасти моего друга, героя прекрасной книги Даниэля Дефо, Робинзона. Страшные пираты взяли его в плен… И найти настоящий клад!

Грамматика: Пятница, верный друг Робинзона, собирает команду в опасное путешествие…

Пятница: А ее Величество Грамматика укажет нам верный путь! Итак, команды готовы? Проверяем готовность 7-х классов!

  • Представление команды 4-ого (5 –ого) “…” класса! На сцену!
  • Молодцы, ребята! А теперь очередь команды 4-го (5-го) “…” класса! Поприветствуйте участников экспедиции!

- Отлично, наш корабль к отплытию на первый материк Лингвинии готов! Хочу напомнить, на каждом материке соревнуется по одному экипажу из каждого класса. Пройдя маршрут, нам необходимо найти 5 ключей. Тот класс, который получит большее количество ключей, сможет первым получить таинственный клад! 1-ые экипажи, на старт!

II этап.

1-я стоянка. Фонетика и графика.

Грамматика: Дорогие герои, вы причалили к берегу, и перед вами открылся живописный остров. Добро пожаловать! Как вы чувствуете себя в этой волшебной местности?

Местность разделена надвое канатом и указателем “фонетика-графика” с нарисованными глазом и ухом.

- Немного освоились? Тогда попытайтесь ответить, почему остров поделен надвое? Зачем нарисованы глаз и ухо? Кто и почему встретились у границы между Фонетикой и Графикой? Наши буквы перепутались, растеряли свои пары звуков. Помогите им скорее разобраться, ведь только с их помощью мы сможем оказаться в Буквограде, где у дядюшки Ау и хранится первый ключ от заветного клада.

После выполнения задания выходят А и [а].

- Спасибо, дорогие ребята, за помощь. Теперь мы можем двигаться дальше. Наш путь лежит через берег твердых согласных к Буквограду.

Слышен плач мальчика-звука.

- Почему ты плачешь, малыш?

- Дело в том, что я хотел стать разведчиком. И отправился один на поиски заветного ключа. Зашел в лес… и заблудился. А старый филин мне сказал, что выбраться отсюда сможет только тот, кто услышит звон и будет знать, откуда он. Ведь из этого леса пропали все животные. Надо вспомнить названия животных, которые обитают в Африке, используя последние звуки. Какими буквами обозначаются эти звуки на письме?) (носорог, бегемот, лев, гепард, леопард;  проецируется на экране).

По мере получения правильных ответов “лес” наполняется звуками диких животных.

А и [а]:

- Ребята, мы почти у цели. Вперед! Мы уже у стен Буквограда. Но город большой, а нам надо найти здесь дядюшку Ау … А я знаю, как его вызвать.

Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом –
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
(А.С.Пушкин)

- О ком написал Александр Сергеевич Пушкин это стихотворении? (Эхо). Так давайте с помощью эха и позовем его: -Ау-у-у… (с помощью микрофона создается эффект эха).

Выходит дядюшка Ау.

- Кто меня потревожил? Зачем?

- Дядюшка Ау, мы пришли к тебе за ключом, с помощью которого хотим найти клад страны Лингвинии. Помоги нам, пожалуйста!

- Вижу я, вы дети смышленые, любознательные, коли добрались до меня. Хорошо, я помогу вам, но и вы потешьте старика. Уж очень много людей путают меня, сбивают с пути… А все почему? Не хотят слова выговаривать правильно, четко. Так вот, кто из сможет первым быстро и без ошибок проговорить данные скороговорки, тот и получит первый ключ!

Шли сорок мышей, несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.

-Что ж, молодцы! Получайте первый ключ! Удачи вам в дальнейшем пути!

2-ая стоянка. Морфемика.

- Вот мы и на следующем острове. Что вы видите вместо флага? О чем говорит название острова? Ключ, который мы ищем, спрятан на дне озера Окончание. Но путь туда непрост. Здесь таится множество опасностей и ловушек. Кто же станет нашим проводником?

Появляется попугай (Лёт):

-Друзья! Моя задача такова –
Открыть вам, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль они в словах играют.

-Уважаемый попугай! Помогите нам поскорее найти дорогу к озеру. Ведь это новый неизведанный остров.

Попугай: Новый остров – новые впечатления! Тесновато, не правда ли? Ну еще бы! Морфем так много. Они такие разные. Я помогу вам, но и вы постарайтесь не застрять здесь. Ваши знания и смекалка приведут вас к разгадке второго ключа. Оглядитесь получше! Я прочитаю вам стихотворение. а вы вставьте пропущенные слова-термины, называющие значимые части слова-морфемы.

Та часть слова, что изменяется,
…называется,
Остальную же часть слова
Именуем мы …
За корнем …
Обогрел местечко,
Не словом угодил,
А лишь словечком.
Река большая
Превратится в речку,
Лес – в лесника,
А печь – всего лишь в печку.
У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая - …
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.

-Молодцы, ребята! Хорошо знаете морфемы. Можем отправляться в путь. Нам надо переправиться через реку Корень, но главное – не завязнуть в болоте Слов с корнями-“близнецами”.

-Помните, как Алиса в сказке Л. Кэрролла рассуждала: “От уксуса – куксятся, от горчицы – огорчаются, от лука – лукавят, от вина – винятся, от сдобы – добреют. Как жаль, что никто об этом не знает… Все было бы просто. Ели бы сдобу и добрели”.

-Как различить слова-родственники от других “близнецов”?

-Верно, надо проверить, одинаковы ли значения у этих слов. Разделим слова на две группы.

  • Водить, подводный, вывод, проводник, водянистый.
  • Берег, берег, приберегать, береговой, сберегательная (касса).
  • Борьба, боровик, бор, оборонный, борец.

Ребята распределяют слова на группы и получают возможность прохода через болото.

-Через реку можно переправиться вплавь, на лодке или по мостику. Мы построим мостик из морфем, за которыми прячутся слова.

Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)

-Река позади, и уже очень скоро мы окажемся на берегу озера. Ключик находится на дне. Достать его может только тот, кто знает, как это озеро появилось. Способ образования: приставочно-суффиксальный. Команда-победитель получает второй ключ.

3-я стоянка. Лексика.

Выхолит Лексика:

- Я изучаю то, чем наш язык богат,
Что все богатство мира отражает,
Людей, животных, вещи называет,
Хранит надежно наших знаний клад.

- Третий ключ спрятан глубоко в Ущелье Устаревших Слов, но путь туда лежит через Пик синонимов. Вперед! Но что это?

(Указатель “Комната смеха”). Попугай смело делает шаг вперед.

- Я войду первым!

Три “зеркала” стоят “закрытыми”. По мере появления попугая поворачиваются гребень петуха, гребень-расческа и гребень волны. Попугай смеется:

- Это все мой гребень?

- Глупый! – отвечает Зеркало. – Это ты попал в заколдованное царство Зеркал! И чтобы выбраться отсюда , ты должен вспомнить, как называются такие слова, и помочь мне разобраться в той путанице, которая произошла с Алисой и Шмелем в Зазеркалье.

Звучит запись:

“…Шмель развязал платок – и Алиса с удивлением увидела, что на голове у него надет парик. Парик был ярко-желтый, как и платок, и весь встрепанный и запутанный, словно груда водорослей.

- Вы могли бы привести свой парик в порядок, если бы у вас был гребешок.

- А-а, так ты, значит, курица, да? – спросил Шмель, вглядываясь в нее с большим интересом. – Гребешок у тебя, говоришь, есть. А яйца ты несешь?

- Нет, это совсем другой гребешок, - поспешила объяснить Алиса…”

- Ребята, давайте поможем Попугаю выбраться из царства Зеркал! Вспомните, как называются такие слова, о каком гребешке говорила Алиса и о каком гребешке подумал Шмель?

Перед нами – Пик синонимов.

Ты мой друг, и я твой друг,
Вместе нам не страшно!
Одного забудут вдруг –
Встал другой отважно.
Потерянный – пропавший,
Сверкающий – блестящий,
К любому слову мы найдем
Синоним подходящий.

- Какие слова называют синонимами? Подберите как можно больше синонимов к словам друг и клад.

-Пик синонимов позади, спускаемся в Ущелье устаревших слов.

Путь преграждают необычные воины.

- Я – воевода, а это мои ратники. Ураган порвал наше ветрило, челн потерпел крушение. Мы отдыхаем и собираемся с силами в этом ущелье. Туда для вас пути нет!

- Ребята, что вы знаете об устаревших словах? Когда у них “начинается вторая жизнь”? Подберите пары новых слов в современном языке к устаревшим, и мы преодолеем эту преграду!

Воевода, ратник, ветрило, челн.

3-й ключ найден!

4-ая стоянка. Морфология

Для новой доброй встречи
Сошлись все части речи
И стали спорить, кто важней,
А значит, кто из них нужней.

- Я слово удивительное, -
Сказало Существительное. –
Обозначаю я предмет, -
Всему опора – спору нет.

- Разве не знаете, глупые вы,
То, что без действий
Все вещи мертвы?

- Ну, нет! Я всех нужнее
И, значит, всех важнее.
Я слово замечательное, -
Сказало Прилагательное.

И тут Местоимение вскричало:

- Меня бы вы послушали сначала!
Ведь многих я из вас
Сумею заменить,
Мне суждено поэтому
Важнее всех вас быть.

- Чтоб заменить нас всех, -
Слова вскричали дружно, -
Сначала каждой части речи
В языке быть нужно!

Существительное: Ребята, а какие части речи вы знаете? Слово каждой самостоятельной части речи отвечает только на свои вопросы. Поэтому по вопросам можно определить, к какой части речи относится слово. Кто из вас за 1 минуту сможет определить все части речи в этом предложении?

Варкалось, хливкие шарьки пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки, как мюмзики, в мове.

- Молодцы, ребята! А теперь посмотрите вокруг. Всё на свете имеет свою форму! Мы любуемся формой облаков, удивляемся форме цветка. Даже предметы, которые мы привыкли называть бесформенными (например, комок глины), на самом деле имеет форму. И у слов есть форма. Знаете ли вы, на какой род указывает форма существительного

  • единственного числа с окончанием –а, -я ? (ж.р.)
  • единственного числа с основой на мягкий согласный и нулевым окончанием в именительном падеже ? (ж.р.)
  • единственного числа с основой на твёрдый согласный и нулевым окончанием в именительном падеже ? (м. р.)

Глагол: Ребята! А вы в хорошей форме? Давайте проверим! Спортивные соревнования команд!

(Мяч, скакалки, обручи, сбор игрушек с завязанными глазами и пр.) Глагол вручает победителям 4-й ключ.

Пятница: Уважаемый Глагол! Помогите нам, пожалуйста, перебраться на последний остров Синтаксис!

Глагол: О! Это задача непростая, ведь его берега охраняют пираты, которые никак не могут найти заветные ключи к спрятанному кладу! Вы готовы с ними сразиться? Тогда в путь!

5-я стоянка. Синтаксис.

Синтаксис:

Я изучаю связи слов
И знаю их предназначенье,
Я вам всегда помочь готов
Из слов построить предложенье.

Глагол: Друзья! Пятый ключ спрятан здесь. И мы почти у цели.

Появляется Сильвер и другой пират: Ха-ха! Так вы и получите 5-ый ключ! Мы опередили вас! И поработали здесь немного!

Пятница: Ребята, нам предстоит выдержать тяжёлый бой с пиратами! Они спрятали все заглавные буквы и знаки препинания в тексте, хранящем тайну 5-ого ключа. Сможете ли вы справиться с заданием и расставить правильно знаки препинания и заглавные буквы?

“Когда-то давным-давно старый пират Сильвер высадился у берега материка синтаксис там он прожил две недели и изучил его вдоль и поперек ключ старый Сильвер спрятал на плоскогорье сложных предложений под камнем с высеченным изречением не бойся что не знаешь бойся что не учишься”

Пираты: Мы побеждены!

III этап.

Пятница и Грамматика: Друзья! Мы нашли пять ключей к великому кладу, хранящему тайну страны Лингвинии! Какая из команд принесла больше ключей? Её участникам – персональные призы!

- А кто же победил в этой нелёгкой борьбе? (Дружба и прекрасные знания, которые и помогли нам достичь цели!)

-Путешествие закончилось?!!

- В общем, да. Но вы можете продолжить его. Ребята, придумывайте свои собственные интересные задания и продолжайте путешествие!

- А теперь прекрасная волшебница Грамматика сможет открыть заветный сундук.

Раз, два, три!
Сундук открыт!

Клад – книга “Остров сокровищ” (каждой из команд).

Список используемой литературы:

  1. Чеснокова Л.Д. “На берегах лингвинии”. Занимательный задачник по русскому языку. Москва, “Просвещение”, 1996г.