Цели урока:
- Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по разделам "Лексика и фразеология" для успешного выполнения заданий ЕГЭ.
- Обогатить словарный запас учащихся новой лексикой; способствовать развитию устной и письменной речи.
- Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- карточки для групповой работы,
- раздаточный материал (задания для речеведческого анализа),
- тестовые задания.
Эпиграф
Повторное чтение уже прочитанных книг – самый надёжный пробный камень образованности. Кристиан Фридрих Геббель
Ход урока
Слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в вашей жизни. Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому предмету, во многом определяется тем, насколько вы подготовлены к нему. Сегодня наш урок посвящён теме "Лексика. Фразеология". Он поможет вам не только обобщить и систематизировать свои знания по теме, но и потренироваться в выполнении различных видов заданий, пополнить свой лексический запас.
Эпиграфом сегодняшнего урока взяла слова Кристиана Фридриха Геббеля: "Повторное чтение уже прочитанных книг – самый надёжный пробный камень образованности". Как вы понимаете эти слова? (Ребята отвечают)
Каково значение слов в жизни человека?
Приведите примеры из истории, из истории развития человечества того, что без слова человек не может существовать.
Что называется словарным запасом человека?
Что может сказать о человеке его лексикон?
Лингвистическая разминка:
Вспомните хрестоматийный пример из художественной литературы, героиня которого имела лексикон меньше, чем у племени мумба-юмба .
Кроссворд:
По горизонтали – раздел науки о языке, который изучает слово и его лексическое значение (лексика)
1) По вертикали – словарный запас человека
(лексикон)
2) Слова, сходные по лексическому значению, но
отличающиеся оттенками лексического значения
или стилистической окраской (синонимы)
3) Слова противоположного значения (антонимы)
4) Синоним слову “благоухание” (аромат)
5) Синонимы, расположенные по возрастанию
признака (градация)
6) Слова, одинаковые по звучанию, но разные по
лексическому значению (омонимы)
7) Синоним слову дипломат (атташе)
8) Контраст (антитеза)
9) Слова, сходные по звучанию или морфологической
структуре (паронимы)
Обобщение изученного:
“Переводчик”
В миниатюре Л. Петрушевской замените придуманные слова словами с понятным лексическим значением
Сяпала калуша по напушке и увязила бутявку. И
волит: “Калушата! Калушаточки! Бутявка!”
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И
подудонились.
А Калуша волит: “Ое-е, ое-е! Бутявка-то
некузявая!”
Калушата бутявку вычучили. Бутявка
вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с
напушки. А Калуша волит: “Бутявок не трямкают.
Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок
дудунятся”.
А бутявка волит за напушкой: “Калушата
подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!”
Антитеза Игра “Бумеранг”
Вам надо продолжить название
“Война и …”
“Отцы и …”
“Волки и …”
“Красное и …”
“Живые и …”
“Толстый и …”
Градация
Из предложений, записанных на доске, выпишите синонимы, расположив их по принципу градации.
Казак на гетмана стремился сквозь битву с саблею в руках, с безумной яростью в очах. В его глазах читались разочарование и негодование. “Ты лжёшь, мерзавец!” – вскричал я в бешенстве. В эту минуту презрение заглушило во мне чувство гнева.
Анекдоты
На каких лексических явлениях они основаны?
К женщинам нужно подходить с лаской. А ещё лучше с соболем! (омонимия)
В парикмахерской:
– Вы можете меня побрить?
– Да, но только “Невой”.
– Да я и не вою. (мофония)
– Как сделать заливное из осетрины?
– Очень просто: покупаешь селёдку и заливаешь
всем, что это осётр. (жаргонные слова, каламбур)
Паронимы (Слова, сходные по своему значению или морфологической структуре)
Спишите с доски предложения, исправив ошибки в употреблении паронимов.
Это был умный, красивый, горделивый человек. Ты совершил поступок и должен ответить за это. Почва в этом районе тяжёлая, глиняная. Находиться здесь опасно: встречаются скопления болотистого газа.
Подведение итогов:
На этом уроке мы закрепили знания по лексике и фразеологии. Поработали с текстом. Рассмотрели типы заданий ЕГЭ по лексике и фразеологии. Вернёмся к эпиграфу урока. Прочитайте слова Кристиана Фридриха Геббельса. Может быть, добавите ещё что-то к сказанному в начале урока?
Прочитайте стихотворение Маурина “Утор”. Какие слова создают юмористический эффект?
Едва отверзнешь ты свои опухлы вежды,
Оно уж тут как тут – проклятое похмелье!
Ужасен лик его. Вчерашним дышит зельем.
И цвета серого измятые одежды.
Где пировал вчера – припомнить нет надежды.
Мрак поглотил вчерашнее веселье.
И жажда страшная справляет новоселье
Во рту алкавшего дурной портвейн невежды.
И вновь помчишься ты по замкнутому кругу:
Рассол, пирамидон, и, как заведено,
Своим “бросаю пить” порадуешь супругу…
Ах, милый мой алкаш, скажу тебе как другу:
Не пей дешёвое креплёное вино,
Лишь водку чистую возьми себе в подругу!
(устаревшие слова)
Фразеологизмы
Найдите пары фразеологизмов-антонимов.
Голубая кровь; сердце кровью обливается; черная кость; сердце обросло мохом; вставлять палки в колеса; хоть пруд пруди; кот наплакал; дать зеленый свет.
Укажите значения фразеологизмов, определите их стилистическую окраску и сферу употребления.
Составьте фразеологизмы из рассыпанных слов. Запишите их. Определите значение. Укажите их стилистическую принадлежность, сферу употребления.
Рубикон, на, перейти, узел, последнему, сжигать, становиться, слову, на, по, щит, разрубать, поднимать, гордиев, мосты, пьедестал, ложе, прометеев, прокрустово, огонь.
Запишите предложения с любыми двумя фразеологизмами. Определите их синтаксическую роль.