В этом учебном году в рамках Недели словесности для учащихся 5-7 классов была подготовлена и проведена лингвистическая игра "Путешествие в страну Фразеологию".
Цель - привлечь внимание учащихся к самым занимательным конструкциям, обладающим переносным значением, - фразеологизмам; показать многообразие этих словосочетаний; развивать мышление, логику, память, учить работать в группе; проверять эрудицию школьников, поддерживать интерес к русскому языку.
Вступительное слово.
Дорогие ребята, коллеги, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике юных филологов. Предметная неделя в школе - это особое событие.
И уж коли наш праздник посвящен русскому языку, то пусть прозвучат сегодня и слова восхищения и благодарности, обращенные к нему, "великому и могучему русскому языку" (И.Тургенев "Русский язык").
Послушайте строки из стихотворения Марии Комиссаровой:
Народ - властитель тайны слова
И всех сокровищ языка,
Им выткана его основа
Для поколений на века.
Он создал чудо тени, света,
И звука взлет, и слова лад,
И жизнь поэзии согрета,
В нем звезды вечности горят.
Народ - певец, ваятель воин,
И в безмятежности своей
Бессмертия он удостоен,
Одной с ним жизнью жить умей.
Пусть эти слова станут эпиграфом к нашему конкурсу.
Итак, сегодня - "Путешествие в страну Фразеологию".
Мы желаем каждому из вас, дорогие ребята, оказаться самым знающим, эрудированным, настоящим филологом! За право оказаться лучшим сегодня сражаются : команды.
Мы представляем вам членов жюри.
Правила игры:
- Время для подготовки задания - 5 минут.
- Готовность к ответу команда демонстрирует поднятым флажком.
- За каждый правильный ответ команда получает 3 балла.
- Болельщики могут принести "своей" команде 1 балл.
- Команды должны работать слаженно и четко. В случае, если представители команды мешают проведению конкурса, жюри имеет право назначить штрафные очки.
Сегодня мы с вами будем говорить об очень интересном разделе языка - фразеологии. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далеких времен, в них выражен дух народа, его история, обычаи.
Первый конкурс.
Шла я к вам сегодня на игру, а какой-то шустрый мальчишка-первоклассник наскочил на меня, и все карточки, которые я несла, рассыпались. Одна надежда теперь на вас. Помогите их собрать. На карточках 10 фразеологических оборотов.
Без сучка и задоринки Море по колено Тертый калач Стреляный воробей Тянуть кота за хвост Заткнуть за пояс Считать ворон Козел отпущения Сидеть сложа руки Заварить кашу
Второй конкурс.
Внимание на экран. Командам предстоит "разгадать" загадки фразеологизмов. На экране записаны античные и библейские имена. Назовите фразеологические обороты античного и библейского происхождения. Раскройте смысл одного из них.
- Ахилл - Ахиллесова пята (уязвимое место)
- Ариадна - нить Ариадна (путеводная нить)
- Гордий - Гордиев узел (запутанное дело)
- Прометей - Прометеев огонь (спасительный огонь)
- Авгий - Авгиевы конюшни
- Соломон - Соломоново решение
- Ной - Ноев ковчег
Сейчас мы дадим время жюри подвести итоги 2-х конкурсов, а ребята вам расскажут о происхождении некоторых фразеологизмов.
Третий конкурс.
Наш третий конкурс называется "Эстафета"
Замените фразеологизмы синонимами:
- Кожа да кости
- Лететь сломя голову
- Из рук валиться
- Дырявая память
- Много воды утекло
- На всех парусах
- Перемывать косточки
- Попасть пальцем в небо
- Рукой подать
- Как рыба в воде
Четвертый конкурс "Эстафета наоборот"
Замените слова синонимичными им фразеологическими оборотами:
- Метко - не в бровь, а в глаз
- Неожиданно - как снег на голову
- Тесно - яблоку негде упасть
- Опытный - стреляный воробей
- Мокрый - ни одной сухой нити
- Молчать - держать язык за зубами
Прежде, чем рассказать о следующем конкурсе, каждая команда должна выбрать двух человек. Они должны будут при помощи мимики и жестов показать фразеологизм. Та команда, которая быстрее всех догадается, получится 3 балла. Ребята могут использовать реквизит. Но помните, вы не должны произносить ни звука. Желаю удачи!
Пока ребята будут в течение 5 минут готовиться, мы с вами услышим еще очень много интересного о фразеологизмах.
Пятый конкурс "Угадай-ка"
- Реветь в три ручья
- Попасть пальцем в небо
- Водить за нос
- Взять себя в руки
- Стричь под одну гребенку
- Возносить до небес
- Два сапога - пара
- Считать ворон
- Хоть глаз выколи
- Заткнуть за пояс
- Пальчики оближешь
Шестой конкурс "Профессионалы"
К какой профессии относятся данные фразеологизмы, что они означают?
- Стричь под одну гребенку
- Сложить оружие
- Петь с чужого голоса
- Закусить удила
- Брать на прицел
- На живую нитку
- Закидывать удочку
- Сгущать краски
- Ход конем
- Играть первую скрипку
Седьмой конкурс. Фразеологические загадки
Правило в игре такое. Я подхожу по очереди к каждой команде и читаю первое высказывание. Если вы отгадываете, то получаете 3 балла, если нет, то я читаю следующую подсказку. Но вы получите уже 2 балла. Итак, начинаем
- Его вешают, приходя в уныние.
- Его задирают, зазнаваясь.
- Его суют, вмешиваясь не в свое дело.
(нос)
- Не цветы, а вянут.
- Не ладоши, а ими хлопают.
- Не белье, а их развешивают чрезвычайно доверчивые и любопытные.
(уши)
- Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека.
- Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.
- На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
(ветер)
- Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело.
- Ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться.
- Ее просит рваная обувь.
(каша)
- Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.
- Ее набирают в рот, когда молчат.
- Ей нельзя разлучить неразлучных друзей.
(вода)
- Его проглатывают, упорно не желая говорить.
- Он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко.
- Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
(язык)
Восьмой конкурс.
Сейчас на экране появятся рисунки, но художник забыл их подписать. Догадайтесь, какие фразеологизмы изобразил он.
Девятый конкурс.
За пять минут вы должны записывать как можно больше устойчивых оборотов.
Нос Зуб Задирать нос Зуб на зуб не попадает Вешать нос Око за око, зуб за зуб Водить за нос Говорить сквозь зубы Зарубить на носу Иметь зуб Клевать носом В зубах навязло Держать нос по ветру Положить зубы на полку Остаться с носом Ни в зуб ногой Не видеть дальше собственного носа Скалить зубы
Десятый конкурс.
Вы сегодня так много и узнали о фразеологизмах, и научились их распознавать, что вам ничего не стоит выполнить последнее задание.
Допишите фразеологизмы:
- Дрожит как :
- Катается как :
- Выводить на :
- Держать в :
- Поразить как :
- Сидеть :
- Вариться в :
- Знать как:
Жюри подводит итоги конкурса. Сейчас будет определена команда, которая получит звание "Победитель".
Но, как мне кажется, важнее всего было то, что мы еще раз прикоснулись к удивительным тайнам русского языка.
Обогащайте свой лексический запас. Читайте больше книг. И не забывайте заглядывать в словарь! В "умелых руках и опытных устах русский язык становится красивым, певучим, послушным и выразительным".