Лингвистическая сказка на уроке русского языка (методические предпосылки работы)

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Как показывает практический опыт, одной из тем, являющейся наиболее важной для формирования орфографических навыков, является морфология. Именно на изучение данного раздела науки о языке отведено наибольшее число часов в 5 и 6 классах, а также весь 7 класс. Для более успешного усвоения материала, его закрепления и повторения, в 5-6 классе можно использовать систему лингвистических сказок, подача материала в такой форме вполне соответствует возрастным особенностям учащихся данных классов, способствует проявлению интереса к предмету, развитию творческого потенциала учащихся.

В самом начале 5 класса учитель-словесник объясняет ребятам, что необходимо приобрести дополнительную общую тетрадь в клетку, цветные карандаши или фломастеры, для того чтобы было возможным путешествие в сказочную Страну Русского Языка. В последствии эта тетрадь будет использована для записи сказок и иллюстраций к ним, сочинения собственных сказок. Важно, чтобы элемент сказочности появился уже на первых уроках, посвященных изучению морфологии. При этом сказка не должна заслонять собою тот лингвистический материал, над которым работает учитель, "сказочное" определение должно "переводиться" на язык научный, которым написан учебник.

Сказка может предварять ознакомление с теоретическим материалом учебника, при этом учитель обязательно должен поставить перед детьми учебно-поисковую задачу, чтобы во время объяснения материала через сказку ученик не был пассивным слушателем, но был готов к тому, чтобы сделать определенные выводы, ответить на поставленные учителем вопросы.

Лингвистическая сказка может также, и следовать за ознакомлением с теоретическим материалом учебника. При этом также ставится учебно-поисковая задача перед детьми, однако в этом случае происходит уже не объяснение нового материала, а закрепление уже объясненного.

Сказка может послужить и для актуализации знаний полученных учащимися ранее (в прошлом учебном году, в прошлом месяце и т.д.). В этом случае можно говорить о закреплении изученного материала с помощью сказки на лингвистическую тему. То, какое место на уроке учитель отводит лингвистической сказке, во многом зависит от индивидуальных особенностей класса, сложности изучаемой темы и, конечно, возможностями использования сказки при изучении данной темы.

Как показывает опыт, наиболее продуктивной является сказка, в которой совмещаются элементы уже известного лингвистического материала (происходит "узнавание" известного через яркие образы, создаваемые в сказке) и нового, которое необходимо запомнить.

Сказка, как уже было сказано выше, может послужить не только для повышения уровня теоретической подготовки учащихся, но и для формирования практических навыков.

Итак, приступая к изучению темы "Морфология", учитель приглашает  школьников в путешествие по Объединенному Королевству Грамматики, состоящему из двух отдельных государств, Синтаксиса и Морфологии.

В начале 5 класса повторяются основные сведения о частях речи, полученные в начальной школе. Как правило, для большинства учащихся повторение ранее изученных тем превращается в изучение их по-новому с новым преподавателем. Учителю, к сожалению, порой бывает трудно подобрать "ключик" к сознанию пятиклассника. Подача материала в сказочной форме во многом поможет преодолеть барьер, возникающий между учеником и учителем-предметником.

Первая сказка рассказывается на уроке, посвященном повторению того, какие бывают части речи. Учитель предлагает ребятам открыть "сказочную" тетрадь, приглашая их в гости к Сказке. Он сообщает о том, что королева Морфология собирает все слова на бал. Для этого им нужно выбрать себе подходящий костюм, и они отправляются в волшебное путешествие по Морфологическому морю. Морфологическое море выполнит в дальнейшем функцию опорной схемы морфологического разбора. Три острова, на которых должны поочередно побывать слова, представляют собой три этапа данного разбора.

На первом этапе определяем, какая перед нами часть речи, ее общее значение, находим начальную форму; на втором – узнаем морфологические признаки, постоянные и непостоянные; на третьем – решаем, каким членом предложения является данное слово. Желательно, чтобы Морфологическое море постоянно было перед глазами учащихся на стенде, идеально было бы, если по морю плавал корабль, на который можно поместить то или иное слово.

Учащиеся зарисовывают море в своих тетрадях, учитель приглашает их в путешествие по морю, выбирая слово для морфологического разбора. Естественно, что разбор должен быть устным. Учитель вводит понятие о постоянных и непостоянных морфологических признаках, рассказывая, что когда-то они жили дружно, но, в силу того что у одних характер постоянный, решения неизменны, воля непреклонна, а у других, наоборот, семь пятниц на неделе, они легко меняют свои решения в зависимости от настроения, поссорились они однажды, доказывая, как правильнее жить, построили стену через весь остров и даже в гости друг к другу не ходят.

Таким образом, сказка на лингвистическую тему может послужить вспомогательным средством для формирования навыка морфологического разбора различных частей речи.

Уже при повторении изученного в начальной школе учащиеся овладевают схемой разбора, затем по мере пополнения знаний о частях речи разбор усложняется, например, в конце 5 класса добавляются новые для пятиклассников сведения о постоянных признаках существительных: собственное – нарицательное, одушевленное – неодушевленное; сообщается о склонении существительных на -ий, -ие, -ия.

Лингвистическая сказка помогает формированию навыков правописания. Система сказок на лингвистическую тему приобретает особую значимость при изучении "сквозных" тем 5 и 6 класса: "Имя существительное", "Глагол". Как известно, для современного школьника особую трудность представляет тема, изученная еще в начальной школе: склонение существительных склонение имен существительных

При повторении в начале 5 класса темы "Имя существительное" сказка, посвященная склонениям существительных, помогает актуализировать знания о правописании падежных окончаний. Учитель рассказывает о том, что существительные живут в домиках на полянке. Домиков всего три. Для того чтобы попасть в домик, нужно ответить на вопрос кто? что?. (Следует спросить, почему). Вход в каждый из домиков охраняет слово, которое помогает всем жителям домика изменяться одинаково: земля (1 скл.), конь (2 скл.), степь (3 скл.) (Данные слова имеют ударные окончания, что помогает проверке правописания окончаний существительных при подстановке в предложение или словосочетание; однако не следует избегать и традиционной проверки правописания окончаний: учащиеся должны уметь объяснить их через склонение и падеж.

Таблица "трех трудных падежей" (родительного, дательного и предложного) помещается непосредственно после изображения полянки существительных, причем заполняется она при помощи "волшебных" слов.

Необходимо также и обращение к материалу учебника Можно спросить у учащихся, на крыше которого из домиков склонений живет мягкий знак. (На крыше домика третьего склонения.) Таким образом, с помощью сказки на лингвистическую тему учащиеся актуализируют знания сразу о двух орфографических правилах, при этом учитель воспитывает у учащихся интерес к русскому языку, используя не только занимательную форму сказки, но и рисование, помогающее осмыслению языка.

Как было сказано выше, подобная работа должна вестись в системе.

Таблица сюжетов и мотивов лингвистической сказки

Название сюжетов Мотивы
Сказка-спор Житие-бытие героев – зарождение спора, выяснение отношений "кто же главнее" – мотив вмешательства в спор старшего – мотив разрешения спора
Сказки-проделки Мотив сговора – мотив вредительства, переманивания – мотив вмешательства старшего с целью пресечь безобразия (лингвистическое правило) – мотив покаяния, признание своей вины.
Сказки о добрых помощниках Ошибки в работах учеников – появление доброго помощника – исправление ошибок
Сказка-чудесное знакомство Мотив встречи – путешествие – жалоба на свою судьбу – нахождение родителей или друга (чудесное знакомство) – мотив удачно сложившейся судьбы
Сказка о рождении и взрослении ее героя Мотив рождения – получения подарков (каких-то качеств, признаков) взросление – герой набирается житейской мудрости – мотив самостоятельной жизни
Сказки-неожиданные события Житие-бытие героев (описание города, его жителей) – мотив ссоры (разделение героев на "положительных" и "отрицательных") – неожиданное (неприятное) происшествие – мотив победы над противником – примирение
Сказка-ссора Житие героев – мотив дружбы – совместная деятельность (игра) – мотив обмана – ссора – не примирение
Сказка-жалоба Житие-бытие героев – мотив обиды – мотив жалобы
Сказка-путешествие (сон) Рассказчик во сне попадает в неведомую страну – мотив знакомства – путешествия – мотив прощания – возвращение в реальный мир
Сказки-задания Знакомство читателей с жителями той или иной страны – мотив путешествия героев либо заблудились, либо забыли о своих обязанностях – мотив задания
Сказка-чудесное превращение Характеристика героя – превращения – значение героя.

Приложение 1