Цели урока: Определить роль лексического и грамматического значений слова в связной речи, развивать связную речь и творческие способности детей, совершенствовать навыки самооценки и работы в парах, привить любовь к русскому языку.
Оборудование: схемы, карточки, словарь.
Ход урока
I. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель: Ребята, мы с вами продолжаем работу по теме "Лексика". Что же такое лексика?
Учащиеся: Лексика - раздел науки, который изучает словарный состав языка с точки зрения его лексического значения.
Учитель: Давайте посмотрим на доску и прочитаем слова, записанные на доске.
Берёза, бабушка, ёлка, доска.
Учитель: Что общего у этих слов?
Ученик: Грамматическое значение.
Учитель: Давайте докажем это.
Ученик: У этих слов окончание -а-, оно показатель грамматического значения. Оно указывает на Ж.Р., ЕД.Ч., ИМ.П. Общие грамматические значения рода и падежа.
Учитель: А у этих слов есть что - либо общее? Грамматическое значение?
Запись на доске: помидор, капуста, баклажан, морковь
Ученик: Нет.
Учитель: Лексическое значение?
Ученик: Да. Это овощи.
Учитель: По какому признаку мы выделяем группы слов?
Ученик: По грамматическому и лексическому значению.
Учитель: Давайте сформулируем тему урока?
Ученики: Лексическое и грамматическое значение слова.
II. Актуализация знаний
Учитель: Сегодня мы определяем, какую роль играют лексическое и грамматическое значение слова в связной речи.
Задание 1. Определите лексическое значение слов: Сосна, зелёный, стоит
Ученик: Сосна - вечнозелёное хвойное дерево. Зелёный - цвет травы. Стоять – находиться, не передвигаясь, в вертикальном положении.
Учитель: Лексическое значение известно. Можно эти три слова считать предложением?
Ученик: Нет.
Учитель: Почему? Что нужно сделать с этими словами, чтобы получилось предложение?
Ученик: Изменить окончание, по-другому сказать - изменить форму слова.
Ученики записывают полученное предложение вместе с учеником, работающим у доски: Стоит зелёная сосна.
Учитель: Выделите окончания, определите части речи членов в предложении.
Стоит - ед.ч, 3 лицо., наст . вр., зелёная - ед.ч, ж .р, и.п., сосна - ед.ч., ж.р., и.п..
Учитель: В какой части слова заключено грамматическое значение?
Ученик: В окончании.
Учитель: Лексическое значение?
Ученик: В основе слова.
Учитель: Если мы закроем окончания, что можно сказать о словах?
Ученик: Знаем, о чём говорят, но не знаем, какие между ними отношения.
Учитель: Можно ли, не изменяя грамматического значения, построить предложение?
Ученик: Нет. Слова должны быть связаны грамматически.
Учитель: А теперь, что вы можете сказать о словах: молесный, молодильник, перемахал, рувицу?
Ученик: Ничего не понятно. Но слова между собой связаны.
Учитель: Докажите это и определите часть речи.
У доски работает один ученик.
Молесный - прил.,ед.ч., м.р., и.п., молодильник - сущ.,ед.ч.,м.р.,и.п., перемахал - глаг.,ед.ч.,м.р., прош.вр., рувицу - сущ., ед.ч., ж.р., в.п.
Учитель: Почему трудно определить лексическое значение?
Ученик: Потому что слова не связаны с жизненными явлениями ,но грамматическое значение определить можно.
Учитель: Значит, у нас не получится предложение, если мы не знаем лексического значения? Давайте посмотрим на доску, там вы видите слова: брыкаться, круглый, чай?
Постройте предложение:
Ученик: Брыкается круглый чай.
Учитель: Получилось предложение? Мы же знаем лексическое значение всех слов?
Ученик: Нет лексической сочетаемости, т.е. смысла.
Учитель: Что нужно знать, чтобы построить предложение?
Ученик: Лексическое и грамматическое значение, учитывать лексическую сочетаемость.
III. Первичное усвоение новых знаний. Работа в парах
Учитель: Определите слова, которые имеют следующие лексические и грамматические значения.
а) Наружный твёрдый слой хлеба ж.р. ,ед.ч., и.п.
б) Передвигаться по воздуху: прош .вр. ,ед,ч., м.р.
в) Имеющий цвет неба: ед,ч, м.р., дат .пад.
г) Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка: ж.р., ед.ч., им.п.
Проверка в парах.
Учитель: По лексическому и грамматическому значению находим слово. Молодцы, все справились с этим заданием, а теперь задание посложнее.
IV. Первичная проверка понимания
Посмотрите на грамматические модели. Выпишите слова к указанным моделям и докажите, что сделали верно.
1 ряд - род(постоянный), число, падеж.
2 ряд - род, число, падеж
3 ряд - время, число, род, лицо
Снег, дождь, дуют, скользкий, пришла, замечательный, мороз, бодро, воды, был, горячий, подул, ветер, выпал, зима, коньки, лыжи, катался, долгожданный, тихо.
Учитель: Прочитайте слова к своим моделям? Почему не все подошли?
Ученик: Не у всех есть окончания.
Учитель: Что общего у этих слов?
Ученик: Все они относятся к зиме.
V. Первичное закрепление. Творческое задание
Напишите сочинение-миниатюру на тему "Зима пришла"
VI. Рефлексия
Что было главным на уроке? Интересным? Что запомнилось?
VII. Домашнее задание
Определите лексическое и грамматическое значение слов невежа и невежда. Составьте предложения с этими словами.