Лингвистические задачи на уроках русского языка (на примере урока "Морфемика как раздел науки о языке")

Разделы: Русский язык


Цель урока: расширить представление обучающихся о морфемном составе слова, сформировать представление о функции морфемы в слове.

Задачи:

  • Сформулировать представление о морфемике как о разделе языкознания;
  • Научиться определять морфемы в слове;
  • Сформировать представление о функциях морфем в разных словах.

Планируемые результаты.

Предметные:

  • Умение определять морфемы в слове;
  • Умение определять функции морфемы в слове;
  • Умение определять однокоренные слова.

Метапредметные:

  • Умение интерпретировать информацию;
  • Умение на основе анализа объектов делать выводы;
  • Умение формулировать цели и ставить перед собой задачи.

Личностные:

  • Осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • Самопроверка и взаимопроверка;

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Садитесь!

Для нашего урока я выбрала следующий эпиграф. Подумайте, о чём сегодня пойдёт речь?

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

- О каких частях слова идёт речь? Давайте их назовём (Ученики называют приставку, суффикс, корень, окончание).

- Молодцы, ребята! Морфемное строение слово изучает морфемика, раздел науки о языке. Соответственно, приставка, корень, суффикс, окончание - это морфемы, т.е. наименьшие значимые части слова. Давайте в тетрадях запишем число, тему урока («Морфемика как раздел лингвистики») и сформулируем его цель и задачи.

2. Актуализация знаний

- Теперь давайте ответим на следующие вопросы:

  1. Какая морфема самая главная в слове? Какая морфема стоит перед корнем?
  2. Какая морфема стоит после корня?
  3. Может ли слово содержать два корня? Приведите примеры. А две приставки? Попробуйте привести пример.
  4. Какая часть слова объединяет почти все морфемы?
  5. Какая морфема стоит после этой части слова?

- Молодцы! Наверняка вы себе задавали вопрос: «Зачем же мы делим слово на части, если морфемы сами по себе ничего не значат?» Предлагаю вам самостоятельно ответить на этот вопрос. Давайте поиграем! Вам нужно собрать слова и обозначить их части.

- Давайте проверим себя! Какие слова у вас получились? (ветерок, ветрище, ветряной, подветренный). Какой вывод вы можете сделать? (при помощи морфем образуются новые слова).

3. Первичное закрепление

Чтобы подтвердить ваше предположение, предлагаю вам решить лингвистическую задачу:

- Какие варианты у вас получились? (Приводят примеры: «Маленькие котята играют с игрушками». «Миленькие щенята бегают за игрушками», «Маленькие утята плавают с игрушками» и др.) Какой вывод мы можем сделать? (морфемы обладают собственным значением).

- Давайте проведём физкультминутку (проводит подготовленный ученик):

С ПРИ- приставкою ПРИСЕСТЬ,
С ПОД- приставкой ПОДМИГНУТЬ,
С ВЫ- ВЫТЯГИВАЕМ руки, С О- ОПУСТИМ их опять.
Вот и все настало время
С ЗА- зарядку ЗАВЕРШАТЬ.

4. Обобщение и систематизация знаний

- Молодцы, ребята! Давайте продолжим работу. Сейчас мы будем работать с главной морфемой в слове - корнем. Скажите, пожалуйста, какие слова называются однокоренными? Ваше следующее задание: нужно найти пары однокоренных слов и записать их в тетрадь:

  • Водный - проводить;
  • Лесной - лесистый;
  • Удалить - удалой;
  • Добрый - добренький;
  • Сложение - сложный;
  • Образ - преображение;
  • Удобный - удобрение.

- Какие пары вы выписали? Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте друг друга (правильные ответы на слайде). Всё получилось? Хорошо! Как вы определили, что перед вами однокоренные слова? (по лексическому значению слов, однокоренные слова обладают схожим значением)

- Давайте выполним ещё одно упражнение. Задание звучит так: Спишите. Найдите в каждом ряду «лишнее» слово и подчеркните его.

Море, морской, морковь. Лес, лестница, лесной.
Горло, горловина, горестный. Летать, летательный, летний.

- Что нам поможет это сделать? (умение разграничивать морфемы, определять однокоренные слова).

5. Подведение итогов

- Давайте сделаем вывод (вывод делают самостоятельно):

  • В русском языке огромное количество морфем: корней, суффиксов, приставок и окончаний.
  • Слово - это не случайное соединение морфем. Оно образуется по определённой модели (схеме, образцу), которая имеется в русском языке и хорошо понятна каждому носителю этого языка.

6. Домашнее задание

- Давайте запишем домашнее задание. Вы выбираете одно из заданий:

  • Упражнение 425 из учебника (выполняется по заданию);
  • Составить кроссворд по теме «Морфемика».

7. Рефлексия

  • На этом уроке я узнал…
  • Было трудно…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Особенно понравилось…
  • Нужно выучить…

Список использованной литературы

  1. Русский язык: Лингвистические игры: 5-9 классы. ФГОС / С.И.Львова. - 2-е изд., перераб., и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2020. - 318с.