Цель урока: расширить представление обучающихся о морфемном составе слова, сформировать представление о функции морфемы в слове.
Задачи:
- Сформулировать представление о морфемике как о разделе языкознания;
- Научиться определять морфемы в слове;
- Сформировать представление о функциях морфем в разных словах.
Планируемые результаты.
Предметные:
- Умение определять морфемы в слове;
- Умение определять функции морфемы в слове;
- Умение определять однокоренные слова.
Метапредметные:
- Умение интерпретировать информацию;
- Умение на основе анализа объектов делать выводы;
- Умение формулировать цели и ставить перед собой задачи.
Личностные:
- Осознание языка как основного средства человеческого общения;
- Самопроверка и взаимопроверка;
Тип урока: урок открытия нового знания.
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Садитесь!
Для нашего урока я выбрала следующий эпиграф. Подумайте, о чём сегодня пойдёт речь?
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
- О каких частях слова идёт речь? Давайте их назовём (Ученики называют приставку, суффикс, корень, окончание).
- Молодцы, ребята! Морфемное строение слово изучает морфемика, раздел науки о языке. Соответственно, приставка, корень, суффикс, окончание - это морфемы, т.е. наименьшие значимые части слова. Давайте в тетрадях запишем число, тему урока («Морфемика как раздел лингвистики») и сформулируем его цель и задачи.
2. Актуализация знаний
- Теперь давайте ответим на следующие вопросы:
- Какая морфема самая главная в слове? Какая морфема стоит перед корнем?
- Какая морфема стоит после корня?
- Может ли слово содержать два корня? Приведите примеры. А две приставки? Попробуйте привести пример.
- Какая часть слова объединяет почти все морфемы?
- Какая морфема стоит после этой части слова?
- Молодцы! Наверняка вы себе задавали вопрос: «Зачем же мы делим слово на части, если морфемы сами по себе ничего не значат?» Предлагаю вам самостоятельно ответить на этот вопрос. Давайте поиграем! Вам нужно собрать слова и обозначить их части.
- Давайте проверим себя! Какие слова у вас получились? (ветерок, ветрище, ветряной, подветренный). Какой вывод вы можете сделать? (при помощи морфем образуются новые слова).
3. Первичное закрепление
Чтобы подтвердить ваше предположение, предлагаю вам решить лингвистическую задачу:
- Какие варианты у вас получились? (Приводят примеры: «Маленькие котята играют с игрушками». «Миленькие щенята бегают за игрушками», «Маленькие утята плавают с игрушками» и др.) Какой вывод мы можем сделать? (морфемы обладают собственным значением).
- Давайте проведём физкультминутку (проводит подготовленный ученик):
С ПРИ- приставкою ПРИСЕСТЬ,
С ПОД- приставкой ПОДМИГНУТЬ,
С ВЫ- ВЫТЯГИВАЕМ руки, С О- ОПУСТИМ их опять.
Вот и все настало время
С ЗА- зарядку ЗАВЕРШАТЬ.
4. Обобщение и систематизация знаний
- Молодцы, ребята! Давайте продолжим работу. Сейчас мы будем работать с главной морфемой в слове - корнем. Скажите, пожалуйста, какие слова называются однокоренными? Ваше следующее задание: нужно найти пары однокоренных слов и записать их в тетрадь:
- Водный - проводить;
- Лесной - лесистый;
- Удалить - удалой;
- Добрый - добренький;
- Сложение - сложный;
- Образ - преображение;
- Удобный - удобрение.
- Какие пары вы выписали? Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте друг друга (правильные ответы на слайде). Всё получилось? Хорошо! Как вы определили, что перед вами однокоренные слова? (по лексическому значению слов, однокоренные слова обладают схожим значением)
- Давайте выполним ещё одно упражнение. Задание звучит так: Спишите. Найдите в каждом ряду «лишнее» слово и подчеркните его.
Море, морской, морковь. Лес, лестница, лесной.
Горло, горловина, горестный. Летать, летательный, летний.
- Что нам поможет это сделать? (умение разграничивать морфемы, определять однокоренные слова).
5. Подведение итогов
- Давайте сделаем вывод (вывод делают самостоятельно):
- В русском языке огромное количество морфем: корней, суффиксов, приставок и окончаний.
- Слово - это не случайное соединение морфем. Оно образуется по определённой модели (схеме, образцу), которая имеется в русском языке и хорошо понятна каждому носителю этого языка.
6. Домашнее задание
- Давайте запишем домашнее задание. Вы выбираете одно из заданий:
- Упражнение 425 из учебника (выполняется по заданию);
- Составить кроссворд по теме «Морфемика».
7. Рефлексия
- На этом уроке я узнал…
- Было трудно…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- У меня получилось …
- Особенно понравилось…
- Нужно выучить…
Список использованной литературы
- Русский язык: Лингвистические игры: 5-9 классы. ФГОС / С.И.Львова. - 2-е изд., перераб., и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2020. - 318с.