"Лингвиада" (лингвистический тренажер)

Разделы: Русский язык


Ход урока

Урок состоит из страниц - этапов.

1 страница: Занимательная

Блиц - вопросы из конверта. (лёгкие, занимательные, умные)

  1. Что было «завтра», а будет «вчера»?
  2. Какое наречие пишется с двумя чёрточками и 2 мягкими согласными?
  3. В каком слове буква я встречается 7 раз ?
  4. Назовите слово, которое может быть 2 частями речи.
  5. Докажите, что слово эфиоп нерусского происхождения.
  6. Разряд числительного, у которого имеется суффикс –ер.
  7. Что такое нулевой аффикс?
  8. Как называются слова горячий- горючий?
  9. Произнесите фразеологизм с названием человеческого тела.
  10. Назовите бескорневой глагол.
  11. Что такое шуйца?
  12. По - болгарски звучит ковач, а по- русски…
  13. Докажите,что слова соха-сохатый-посох исторически родственные.
  14. Есто ли различие в образовании слов домашний – вчерашний?
  15. К какой языковой семье относится русский язык?
  16. Есть ли различие суффиксов в словах носатый – бородатый - усатый?

2 страница: Грамота - второй язык

Словарная диктовка на повторение: чугунолитейный, вагонно-паровозный, длинношеий, златострунный, златотканый, свежемороженый, самозваный.
(Слова какой части речи записали? Докажите. Назовите лишнее. Определите тему урока).

3 страница: Нам нужна компания знаков препинания

Предлагаются на карточках всем одинаковые тексты. (Текст взят из романа И.А.Гончарова «Обломов») -2 минуты для постановки знаков препинания.
Учитель после проверки работ у учеников-консультантов предлагает проверить остальные работы им. (Пока тексты проверяются учитель проводит игру-паузу с мячом. Учитель бросает мяч ученику и называет слово, в котором есть корень с чередованием гласной. Ученик называет эту гласную.)

Касается, угорелый, коснулся, наклонение, несгораемый, склониться, заря, зоревать, зорянка, затворить, утварь, поплавок, пловец, пловчиха, росток, растение, отрасль, скакать, подскочить, скачок, обмакнуть, непромокаемая, уравнение, равнина.
Проверка текста. Устный анализ предложений.

4 страница: Знаешь? Скажи!

Работа с терминами: фонетика, фонология, морфология, морфонология, лексика, лексикология, лексикография, лобби, саммит, джоггинг, инаугурация, инвестиция.

Проверка домашнего задания (упр.160).Назвать орфограммы в прилагательных. Какие изобразительные средства использовал поэт А. Белый?

Назвать изобразительно-выразительные средства в примерах:
Съел 3 тарелки.
Все флаги в гости будут к нам.
Забав и роскоши дитя.
Мужичок с ноготок.
В 140 солнц закат пылал.

Назовите типы градации (климакс и антиклимакс). Приведите примеры.

5 страница: Делу – время, потехе – час

Учитель предлагает заимствованный фразеологизм. Ученики дают русский эквивалент.

  1. Жить как петух на откормке  (жить как у Христа за пазухой)
  2. Ему о козе, а он о возе (ему про Фому, а он про Ерёму)
  3. Промокший пудель (мокрая курица)
  4. Как псу муха (как слону дробина)
  5. Принять пузыри за фонари (принять за чистую монету)
  6. Записать за ушами (зарубить на носу)
  7. Когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (когда рак на горе свиснет)
  8. Спеши медленно – не торопясь (тише едешь – дальше будешь)
  9. Что дома сварено, то дома съедено ( не надо выносить сор из избы.)

Минутка тишины с закрытыми глазами.

6 страница: «Снежный ком»
Упр.158. Составить с выделенными прилагательными словосочетания. С 1 словосочетанием составить простое предложение, а затем сложное.

7 страница: Финишная

Подводится итог урока. Даётся домашнее задание.

Приложение