Лингвистическая игра для учащихся 8-х классов

Разделы: Русский язык, Литература, Внеклассная работа


Цель: в игровой форме повторить изученный материал по литературе, русскому языку, риторике.

Предварительная подготовка:

  • столы для участников игры,
  • листы бумаги,
  • ручки,
  • карандаши,
  • табло,
  • куда жюри вносит результаты конкурсов.

Игра проводится по трём предметам:

  • литература,
  • русский язык,
  • риторика.

1 тур "Литературный коллейдоскоп"

1. Разминка.

Командам поочередно зачитываются строки из известных стихотворений русских поэтов.

Участники должны вспомнить название стихотворения и автора (2 балла)

Люблю тебя, Петра творенье!
Люблю твой строгий, стройный вид.
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит. (А.С.Пушкин)

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду. (С.А.Есенин)

Светить всегда,
Светить везде, До дней последних донца,
Светить -
И никаких гвоздей!
Вот лозунг мой - и солнца. (В.В.Маяковский)

Науки юношей питают,
Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут. (М.В.Ломоносов)

Тучки небесные, вечные странники,
Цепью лазурною, цепью жемчужною,
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную. (М.Ю.Лермонтов)

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда:
Кому помять, кому слава:.,
Кому темная вода, -
Ни приметы, ни следа. (А.Т.Твардовский)

Запомни же ныне ты имя моё:
Воителю слава - отрада;
Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратах Цареграда. (А.С.Пушкин)

Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод -
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?

2. "Каждому - своё".

В этом конкурсе игроки должны соотнести название произведения с литературным жанром.

Командам выдаются карточки. Время работы - 2 минуты.

"Садко" сказ
"Лесной царь" историческая повесть
"Мцыри" баллада
"Капитанская дочка" поэма
"Ревизор" повесть
"Станционный смотритель" комедия
"Левша" сказка-быль
"Кладовая солнца" былина

3. "Ба, знакомые все лица!"

Зачитывается отрывок из произведения (описание литературного героя).

Участники игры должны по описанию узнать героя, определить название произведения, вспомнить автора. Если выполнены все требования, команда получает 3 балла.

"Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под черной замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровее и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза" ("Бирюк", Бирюк, Тургенев)

":он был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый 15 век. Он из числа коренных, старых полковников"

("Тарас Бульба", Тарас, Гоголь)

"Перед судебным заседателем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе, латаных портах:. На голове целая шапка давно уже нечесаных волос, что придает ему большую паучью суровость. Он бос" (Денис Григорьев, "Злоумышленник, Чехов)

"Он был мал ростом, худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы, глаза же у него были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы" ("Юшка", Юшка, Платонов)

":девушка лет осемнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у неё так и горели" (Маша Миронова, "Капитанская дочка", Пушкин)

"На нем был красный казацкий кафтан, обшитый голунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза" (Пугачев, "Капитанская дочка", Пушкин)

2 тур "Языковеды"

1. Составить 5 слов, используя звуки: а, о, б, в, г, л.

(Примерные варианты: гол, вал, вол, обвал, вобла) - 5 баллов

2. "Знаешь ли ты?" (вопросы задаются командам поочередно)

Какие словари нужно использовать при подготовке ответов на данные вопросы?

Каково происхождение слова азбука?

Каково значение слов: инфляция, приватизация?

Что обозначают выражения: "танталовы муки", "попасть впросак"?

Как правильно поставить ударение в словах: каталог, баловать, мусоропровод?

3. Найдите лишнее слово, поясните свой выбор. Чтобы выполнить данное задание, участникам игры предлагаются карточки. Если выполнены все задания верно, команда получает 3 балла.

Бюро, окно, метро, кино.

Меня, тебя, себя, вас.

И, не, лишь, ли.

4. Выполнить синтаксический разбор предложения, указать части речи.

Молясный болдняник перешехал кувиру.

Валенщик умащил перекрупающую проутужнильницу.(2 балла)

3 тур "Риторы"

Сформулируйте общее содержание данных тем-афоризмов. Подберите к ним синонимичные пословицы. 1 из представленных афоризмов является темой вашего сочинения. Запишите его.

  • "Труд - это единственный титул истинного благородства" (Роллан)
  • "От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб" (Притчи Соломона)
  • "Кто привык к труду, тому труд облегчён" (Гельвеций)

(Максимальное количество баллов зависит от количества приведенных примеров), составить небольшой устный рассказ, используя приведённые пословицы. Один из участников команды презентует сочинение-рассуждение.

2 часть задания можно дать в качестве домашнего задания.