Лексическое значение слова

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Обучающие:

  • повторить материал по теме "Лексика", изученный в начальной школе.
  • выявить степень усвоения нового материала.
  • формировать навык работы со словарями.

Развивающие:

  • развивать устную и письменную речь учащихся.
  • развивать индивидуальную творческую активность учащихся.

Воспитывающие:

  • способствовать чувствовать, понимать и любить слово.
  • воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Задачи:

  • дать учащимся понятие о региональной топонимике, ее своеобразии и неразрывной связи с русским языком, литературой, историей, географией через практические методы воспитания.
  • способствовать формированию у учащихся гражданско - патриотических качеств, расширению кругозора, основ национального самосознанания и любви к Отечеству.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

  • выставка словарей
  • словарные слова.
  • выставка рисунков.
  • таблица, знакомящая со строением словарной статьи.
  • презентация - мультимедиа "Эвенки"
  • экран, компьютер, мультимедийный проектор

Слово учителя:

Слова как значимые единицы языка служат для наименования предметов, их признаков, их действий, количеств.

Слова образуют его лексический состав, или лексику

Лексика изучается в разделе лексикология. Каждое слово что-то обозначает, лексическое значение разъясняется в толковом словаре. Словари располагаются в алфавитном порядке.

Давайте, ребята, познакомимся со значением слова земля. Откроем учебники, найдем в словаре слово. У каждого слова своя словарная статья, и составляется она по особому порядку.

Обратить внимание на расположенную на доске таблицу " Строение словарной статьи".

Выяснили, что слово земля имеет 4 значения. Все толкования слова нумеруются подряд, значит, слово многозначное.

Из курса начальной школы вам известно, какие слова называются многозначными, синонимами, антонимами, омонимами.

На сегодняшнем уроке мы будем изучать лексическое значение слова на основе уникальнейшей эвенкийской топонимики.

Давайте выясним, что же означает слово топонимика.

Топонимика- совокупность географических названий (наименований населенных пунктов, рек, озер) какой-либо местности.

ЗАПИСЬ. (презентация)

Что понимаем под местной топонимикой.

Это географическое названия городов, населенных пунктов края. Городская топонимика (название улиц, площадей, переулков)

По данным последней переписи населения в России проживает 142 миллиона. Все они живут и в больших городах, и в маленьких поселках, улусах, кишлаках. У каждого своя Родина.

Читается отрывок из стихотворения Сергея Викулова "Дума о Родине".

-Родина!- преданно, нежно, сурово
Произношу я. И вновь по складам:
- Родина:.-
Что это-слово? Да, слово.
Слово, понятное даже врагам.
Родина!- ласково, гордо, стоустно-
По букварю. И на старости лет:
-Родина:
-Что это - чувство? Да, чувство.
Чувство, названья которому нет.

Сергей Викулов в своем стихотворении пишет, что Родина- это чувство.

- Ребята, как вы понимаете слово Родина?

ИТОГ: Мы знаем, что наша Родина - великая мировая держава с гордым словом РОССИЯ.

Проведем словарную работу со словом РОДИНА

ЗАПИСЬ: (презентация)

РОД - РОДИНА.

Родина- общеславянское. Суффиксальное производное от слова РОД.(то, что выросло.)

Давайте подберем синонимы к слову РОДИНА

  • Отечество
  • Отчизна.
  • Держава.
  • Отчий край.

Родину называют матерью. Народ сложил много песен, пословиц, поговорок о Родине.

  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Всякому мила своя сторона.
  • Где кто родится, там и пригодится.
  • Каждому свой край сладок.

А нам дорог свой край, Северное Прибайкалье, многие родились здесь, в молодом и красивом городе, а знаете ли вы, уроженцы этих мест, богатую и интересную историю своей Малой Родины?

-Сколько лет городу Северобайкальск?

-Посланцы какого города строили наш Северобайкальск?

-Как называлась строительная организация, построившая школу?

Итог:

Ваши познания о родном крае пока скудны, но, возможно, вы слышали, что издавна живописные берега Байкала населяют эвенки, или тунгусы. По последним данным в районе проживает 864 человека, а в городе Северобайкальске -114.

Все эвенки разделяются на бродячих (горные или орочены, от слова орон-олень) и оседлых (береговых или ламучены, от слова ламу - вода, море)

Когда в наш суровый край пришли казаки, то прозвали эвенков инородцами. Их племена жили не только на севере Иркутской области и в Бурятии, но и в Красноярском крае, Читинской области.

КАРТА (презентация)

Владения лесных и оленных людей, как они себя называли, были обширны.

Важнейшим доказательством вышесказанного являются сохранившиеся до наших дней топонимы.

Главным богатством всей жизни орочена, или бродячего эвенка, являлся ОЛЕНЬ. Чем больше было олений у эвенка, тем богаче он был.

ФИЗМИНУТКА.

СМОТРИ : на экран. ОЛЕНЬ (презентация)

На оленьей упряжке мы отправимся в путешествие по селам нашего района, где живут эвенки. С собой мы приглашаем и гостей.

Кстати, что означает слова путешествие? (История от слова шест). Слово состоит из двух корней, соединительная гласная - буква е.

Музыка. (презентация)

Фрагмент мелодии и песни "Увезу тебя я в тундру". Музыка М. Фрадкина, слова Поляцковского

Душкачан - Ребята, всем нам известно маленькое село Душкачан, но трудно поверить, что много лет назад оно было столицей киндигирского рода (а всего их было 4) и именно здесь был пороховой погреб и магазин.

Необычное название Душкачан получил от слова отдушина, т. е протока, входящая и выходящая из реки Кичеры.

Далее следует село Холодное. Именно так оно обозначено на географической карте. Свое название получило от реки Холодной.

Село знаменито тем, что здесь родился известный эвенкийский поэт Владимир Лоргоктоев.

Читается стихотворение "В Ленинград".

У чума заиндевели олени
(А бег их быстрее бега реки).
Трубками густо дымя,
Степенно
Охотники в чум направляют шаги.
Как белые утки,
Унты их загнулись,
Узор на них-
Ярче цветов долин.
Сегодня праздник у Магдауля:
В город Ленина
Уезжает сын.
Гости рассаживаются вокруг
Костра, Мясо бросают в огонь,
Как ведется,
И лишь рассвета подходит
Пора.
Гулкими выстрелами встречают
Солнце.

Рассказ о том, как детям эвенков была предоставлена возможность учиться в Ленинграде.

В 1908 году царское правительство предоставило тунгусам право " казенного воспитания сыновей в кадетских корпусах Омска и Хабаровска"

После революции аналогичные вакансии предоставлялись на Северном факультете Ленинградского института восточных языков.

Возраст кандидата должен быть не младше 18 лет и не старше 25. Обязательное знание тунгусского языка.

КИЧЕРА произошло от "КЕЧЕ"- изгиб реки, излучина.

Эвенки занимались оленеводством, пушным и рыбным промыслом. Но жизнь эвенка во многом зависела от погоды. Зачастую их промыслу мешали ветра. (Подует злая Ичидониха, так местные называют свирепый ветер, который дует со стороны Холодного и надолго удерживает эвенков дома)

ВЕТРА:

Зимой дует ХИУС- очень коварный ветер. При температуре - 10 градусов можно обморозить лицо.

САРМА страшна тем, что начинается мгновенно.

Верховик - один из самых мощных ветров, дует несколько дней подряд.

АНГОЯ. Хотя эвенки говорят АНГОЯ, с ударением на последний слог. Село стоит на Верхней Ангаре.

Рассказ легенды.

ЛЕГЕНДА

Эвенки, или тунгусы, рассказывают такую легенду о своей кормилице -Верхней Ангаре.

В незапамятное время, когда еще солнце не так грело, как теперь, когда рыбы были всего лишь мальками, а дремучая ныне тайга походила на низкорослый кустарник, вся нынешняя Сибирь была покрыта мощными пластами чистого льда и снега. Озер здесь было мало, а рек не было совсем.

Прошло с тех пор много миллионов лет. Лед и снег растаяли под солнцем, когда оно стало сильно греть, лес вытянулся и стал тайгой. А из той стороны, откуда Солнце восходит, пришли разные люди. Первыми из них были тунгусы. При них Байкал стал морем, а Верхняя Ангара - рекой.

Байкал сначала был небольшим озером, потом к нему потекли маленькие речки. Но он оставался таким же. На востоке, в далеких могучих горах, сначала пробился из-под камней маленький ключ, а затем оттуда валом повалила вода. Дошла она до Байкала, а там ей громадные скалы дорогу преградили. Катилась та вода, катилась и набралось ее столько, что скалы не выдержали и с грохотом развалились.

Хлынула вода в Байкал, смыла все скалы и камни вниз, в бездонную пучину, и соединилась с Байкалом. В устье- проходе к Байкалу, где раньше были скалы, появилась огромная дыра , похожая на разинутую пасть зверя.

Тунгусы закричали: "Ангара! Ангара!" По- тунгуски такая пасть зовется "Ангарой", потому и река стала так называться.

УОЯН.

ЧУМ (презентация)

Кочевой промысловый быт предполагал большую самостоятельность и активность женщин в хозяйственных делах. Женщины занимались приготовлением пищи, установкой жилища, обработкой шкур и бересты, изготовлением утвари, уходом за оленями, перекочевкой, воспитанием детей.

С рождением детей они приобретали более высокий вес в обществе.

Рассказ о воспитании ребёнка в эвенкийской семье.

При рождении ребенка обязательно выполняется обряд изготовления хранителя души. Это своего рода талисман, призванный охранять человека. Шьется из материала или шкуры, представляет собой сиамских близнецов, сросшихся головами и руками. Чтобы ребенок рос здоровым, нужно соблюдать ряд запретов: нельзя выносить на улицу вечером, нельзя кричать на них и обижать. Эвенки очень чутко и нежно относятся к воспитанию детей, чье предназначение -сберечь все, что передадут им старшие.

КОЛЫБЕЛЬКА (презентация)

Во время кочевок детей перевозили в тунгусской колыбели. Такую колыбель можно было использовать днем в сидячем положении, а ночью раздвигать ее. Можно было поставить ее на землю. Подвесить на дерево, привязать к вьючному седлу оленя, перенести за плечом. В семье обычно было от 3 до 7 детей. Колыбель, в которой выросло много детей, входила в приданое невесты.

До 2-х лет детей кормили иначе, чем взрослых: давали самые лакомые кусочки мяса и рыбы, поили оленьим молоком. К детям относились ласково, говорили с ними обычно спокойным тоном. Резкие крики родителей, а тем более шлепки были редки. По наблюдениям тунгусоведов, дети эвенков мало плакали.

На севере происходит раннее трудовое взросление детей. Они не только рано приобщаются к труду, знают свои обязанности, но уже с детства у них вырабатывается потребность в труде. Ведь в суровых условиях Севера нельзя плохо ухаживать за оленями, охотиться и рыбачить - останешься голодным, погибнешь.

Ребята, мы ограничены во времени, и я предлагаю вернуться в Северобайкальск на поезде. А упряжку с оленями мы оставим в старинном эвенкийском селе Уоян.

Во времена строительства БАМа пробовали менять звучные эвенкийские названия на другие: так вместо волнующей и загадочной Чары чуть не появилась станция Горбачевская (по фамилии декабриста), долго спорили о новом названии для большого поселка Таксимо: хотели назвать Корчагин.

Вместо Хани должна была появиться станция Лунинская в честь декабриста Лунина.

Мы возвращаемся, проезжая известные с детства станции:

Уоян, Кичера, разъезд Холодный и возвращаемся на станцию Северобайкальск.

Вывод:

Не зря топонимику можно назвать "языком земли". Она свято и честно сохранила и пронесла память о судьбе народа через годы и великие переломы. Топонимы рассказали нам много интересного о жизни наших предков, а нам остается только гордиться ими и восхищаться легендами нашего северного края.

Выносливый северный олень помог нам в путешествии по селам нашего района. Давайте познакомимся с ним поближе и запишем под диктовку диктант.

Северный олень (презентация)

Олень-северное животное. Он как будто создан для северных просторов, жесткого морозного ветра, длинных ночей. Олень легко бежит по тайге, подминает под себя кусты, переплывает быстрые реки.3 Олень не тонет, потому что каждая шерстинка его- длинная трубочка, которую изнутри наполняет воздух. Нос у оленя покрыт серебристой шерсткой. Если бы шерсти на носу не было, олень бы его отморозил.

(Работа с текстом, синтаксический разбор предложения 3) Олень легко бежит по тайге, подминает под себя кусты, переплывает быстрые реки.

Много было запретов у эвенков, они шли из глубокой старины. Вечером зальется собака, каркнет ворона, чихнет олень - не будет удачи, плохой будет охота.

Естественным в эвенкийской народной педагогике считалось и гуманное отношение к животным, бережное отношение к окружающей среде, что закреплено в обычаях, в системе запретов. Так эвенки говорят: "Не бей оленя: душа его испугается, от тебя уйдут все олени". Как говорили эвенки, человек должен следовать заповедям, наставлениям. Все болезни, считали эвенки, от нарушения запретов.

Всех и всё земля растит, человек тоже ее соринка.

Все, что даруется небом-родителем Буга, не жалей для людей. Делись безвозмездно, соблюдая обычай Нимат. Еще ни один человек не умер, если накормил сироту, поэтому небо-родитель Буга, благословляя, даст пищу тебе.

Жизнь прожить - не один горный перевал перевалить. Еще никто на свете, не испытав невзгод, не жил.

Всяк живущий пару себе находит, всяк свой корень имеет. Без женщины-матери как человеку родиться? Женщина семейство свое трудом рук своих содержит (досл.: мизинцем своим растит). Матери своей, родителей и предков своих тропу торя, по следу их, идя, живи.

Как люди достойные живи (досл.: по следу человека иди), не обрубая тропы их. Сокровенные мысли друг друга узнавая, душа в душу живя, люди жить должны. Свои прихоти во вред другим не убаюкивай, как младенца. Тех, кто раньше тебя солнце увидел, слушай (т.е. слушай советы старших).

Ветвью самостоятельной у дерева став, "сам себе хозяин" - не думай так. Доброе из себя наружу выпускай, а плохое подавляй в себе.

С недобрыми мыслями далеко не уйдешь, дорога их коротка и обрывочна. Лишь благими мыслями дорогу свою жизненную удлинишь. Добром движимая, мысль длинный и долгий путь проходит.

Желание и страсть унижать человека из всех запретов самый греховный, невиновному вину находить - самый тяжкий грех. И самый невзрачный по внешности может гордостью людей стать.

Не радуйся плохому, даже если тебе от этого нечаянная польза выйдет.

Грехи невидимо приходят к человеку, поэтому не возгордись: лицом к лицу свое же худо повстречаешь, сзади внезапно будешь настигнут тем, что сам плохого сделал. Ведь если захочешь под землей скрыться - земля тверда, если захочешь на небо улететь - небеса высоко слишком.

Доброе и справедливое слово - вечно, от ребенка твоего к потомству шагать будет. Недоброе слово вполуха слушай, через другое выпускай, не оставляя внутри себя.

Слов своих на землю не роняй..

Тобой произнесенная худая речь к тебе же по твоему следу вернется, догонит тебя самого. Твои плохие слова тебе же будут сказаны, позже догонят тебя и к твоим детям придут, вернувшись.

Сам свой род кормя и воспитывая, живи.

"День длинен, год долог" говоря, так не живи. Срок человеческой жизни на земле помни.

Двуногому ни в чем не уступай (т.е. будь не хуже других людей), завистливому не подражай, тропу безрассудного не выбирай для своего пути. Хорошего человека себе в напарники-друзья ищи.

Очаг свой разожги, ребенка роди, скотину вырасти - корнем человека стань.

-Что интересного узнали на уроке?

Закончить урок хочу четверостишьем из стихотворения В. Крючкова:

Я знаю, что вместе с народом
Я буду Отчизну беречь.
Беречь ее земли и воды,
Беречь ее мудрую речь.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Подготовить материал "Семейские в Бурятии".