Цель - привлечь внимание учащихся к самым занимательным конструкциям, обладающим переносным значением, - фразеологизмам; показать многообразие этих словосочетаний; развивать мышление, логику, память, учить работать в группе; проверять эрудицию школьников, поддерживать интерес к русскому языку.
Вступительное слово учителя
Дорогие ребята, коллеги, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике юных филологов. Предметная неделя в школе - это особое событие.
Мы желаем каждому из вас, дорогие ребята, оказаться самым знающим, эрудированным, настоящим филологом! За право оказаться лучшим сегодня сражаются: 2 команды.
Мы представляем вам членов жюри.
Правила игры:
Время для подготовки задания – 3-5 минут.
Готовность к ответу команда демонстрирует поднятым флажком.
За каждый правильный ответ команда получает 3 балла.
Болельщики могут принести "своей" команде 1 балл.
Команды должны работать слаженно и четко. В случае, если представители команды мешают проведению конкурса, жюри имеет право назначить штрафные очки. (Слайд 3)
Сегодня мы с вами будем говорить об очень интересном разделе языка - фразеологии. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далеких времен, в них выражен дух народа, его история, обычаи.
Первый конкурс.
Шла я к вам сегодня на игру, и все карточки, которые я несла, упали и рассыпались. Одна надежда теперь на вас. Помогите их собрать. На карточках 10 фразеологических оборотов.
Без сучка | и задоринки |
Море | по колено |
Тертый | калач |
Стреляный | воробей |
Тянуть кота | за хвост |
Заткнуть за | пояс |
Считать | ворон |
Козел | отпущения |
Сидеть | сложа руки |
Заварить | кашу |
Игра с болельщиками
Замените фразеологический оборот словом синонимом
- Задирать нос - важничать
- Прибрать к рукам - завладеть
- Не верить своим ушам – удивляться
- Носа не показывать – не появляться
- Надувать губы - обижаться
- За животики хвататься - смеяться
- Держать на сердце - переживать
Второй конкурс.
Внимание на экран. Командам предстоит "разгадать" загадки фразеологизмов. На экране записаны античные и библейские имена. Назовите фразеологические обороты античного и библейского происхождения. Раскройте смысл одного из них.
- Ахилл - Ахиллесова пята (уязвимое место)
- Ариадна - нить Ариадна (путеводная нить)
- Гордий - Гордиев узел (запутанное дело)- найти выход из затруднительного положения
- Прометей - Прометеев огонь (спасительный огонь)
- Авгий - Авгиевы конюшни (беспорядок)
- Соломон - Соломоново решение (мудрое решение)
Игра с болельщиками «Дополни фразеологизм»
- Выбросить белый___флаг___________ .
- ___Комар________ носа не подточит.
- ___Артист______ погорелого театра.
- Не в бровь, а прямо в ___глаз_______ .
- __Ерунда______ на постном масле.
- Не всё __золото_______ , что блестит.
- Дрожать, как осиновый __лист_________ .
- Ни рыба ни __мясо______ .
- Как __гром_____ среди ясного неба.
- Играть в кошки-_мышки_______ .
- __Земля_______ уходит из-под ног.
- Как снежный ___ком______ .
Сейчас мы дадим время жюри подвести итоги 2-х конкурсов, а ребята вам расскажут о происхождении некоторых фразеологизмов.
Третий конкурс.
Наш третий конкурс называется "Эстафета" (по очереди)
Замените фразеологизмы синонимами:
- Кожа да кости – очень худой
- Лететь сломя голову – быстро бежать
- Из рук валиться – плохо работает
- Дырявая память – плохая память
- Много воды утекло – время прошло
- На всех парусах - примчаться
- Перемывать косточки - осуждать
- Рукой подать - близко
Четвертый конкурс "Эстафета наоборот" (по очереди)
Замените слова синонимичными им фразеологическими оборотами:
- Метко - не в бровь, а в глаз
- Неожиданно - как снег на голову
- Тесно - яблоку негде упасть
- Опытный - стреляный воробей
- Мокрый - ни одной сухой нити
- Молчать - держать язык за зубами
Пятый конкурс "Угадай-ка"
Прежде, чем рассказать о следующем конкурсе, каждая команда должна выбрать двух человек. Они должны будут при помощи мимики и жестов показать фразеологизм. Та команда, которая быстрее всех догадается, получит 3 балла. Ребята могут использовать реквизит. Но помните, вы не должны произносить ни звука. Желаю удачи!
- Реветь в три ручья
- Водить за нос
- Взять себя в руки
- Считать ворон
- Заткнуть за пояс
- Пальчики оближешь
Пока ребята будут в течение 5 минут готовиться, мы с вами услышим еще очень много интересного о фразеологизмах.
Игра с болельщиками "Профессионалы"
К какой профессии относятся данные фразеологизмы, что они означают?
- Стричь под одну гребенку – парикмахер (сделать все одинаково)
- Сложить оружие - пленные(военнослужащие) - сдаться
- Брать на прицел – военнослужащие (метиться)
- На живую нитку – портной (наспех)
- Закидывать удочку – рыбак (прикидывать что-то в уме)
- Сгущать краски – художник (преувеличивать)
- Ход конем – шахматист (просчитать)
- Играть первую скрипку – музыкант (руководить)
Шестой конкурс. Фразеологические загадки
Правило в игре такое. Я подхожу по очереди к каждой команде и читаю первое высказывание. Если вы отгадываете, то получаете 3 балла, если нет, то я читаю следующую подсказку. Но вы получите уже 2 балла. Итак, начинаем
Его вешают, приходя в уныние.
Его задирают, зазнаваясь.
Его суют, вмешиваясь не в свое дело. (нос)
- Не цветы, а вянут.
- Не ладоши, а ими хлопают.
- Не белье, а их развешивают чрезвычайно доверчивые и любопытные. (уши)
- Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека.
- Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.
- На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (ветер)
- Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело.
- Ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться.
- Ее просит рваная обувь. (каша)
- Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.
- Ее набирают в рот, когда молчат.
- Ей нельзя разлучить неразлучных друзей. (вода)
- Его проглатывают, упорно не желая говорить.
- Он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко.
- Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык)
Седьмой конкурс.
Сейчас на экране появятся рисунки, но художник забыл их подписать. Догадайтесь, какие фразеологизмы изобразил он. (По очереди называют фразеологизмы одна и другая команды).
- Как баран на новые ворота
- Собака на сене
- В бутылку лезть
- Хватать звёзды с неба
- Лить крокодиловы слёзы
- Жить как кошка с собакой
- Искры из глаз посыпались
- Сесть в лужу
Восьмой конкурс
За пять минут вы должны записывать как можно больше устойчивых оборотов.
НОС
- Задирать нос
- Вешать нос
- Водить за нос
- Зарубить на носу
- Клевать носом
- Остаться с носом
- Не видеть дальше собственного носа
ЗУБЫ
- Зуб на зуб не попадает
- Око за око, зуб за зуб
- Говорить сквозь зубы
- Иметь зуб
- Положить зубы на полку
- Ни в зуб ногой
- Скалить зубы
Игра с болельщиками
- Англичане говорят что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы - как две ягоды, немцы и чехи – как яйцо и яйцо. А как говорят русские? (Как две капли воды.)
- Если англичанин знает что-либо хорошо, он говорит: знаю как кисть своей руки, а француз и немец – как собственный карман. А русский? (Как пять своих пальцев.)
- Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сена, французы – что он сшит из золота. А что о таком человеке говорят русские? (У него денег куры не клюют.)
- После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, а французы – 36 подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими? (Искры из глаз сыпятся.)
Девятый конкурс.
Вы сегодня так много узнали о фразеологизмах и научились их распознавать, что вам ничего не стоит выполнить последнее задание.
Допишите фразеологизмы:
- Дрожит….
- Кривить …
- Мокрая…
- Умирающий …
- Морочить …
- Шиворот-…
- Перемывать….
- Бить….
- Попасть….
- Разинув…..
Игра с болельщиками
Восстанови пословицу по картинкам)
- Дрожит….(как осиновый лист).
- Кривить ……(душой).
- Мокрая……(курица).
- Умирающий …….(лебедь).
- Морочить …….(голову).
- Шиворот-……(навыворот).
- Перемывать….(косточки).
- Бить…. (баклуши).
- Попасть….(впросак).
- Разинув…..(рот).
Жюри подводит итоги конкурса. Сейчас будет определена команда, которая получит звание "Победитель".
Но, как мне кажется, важнее всего было то, что мы еще раз прикоснулись к удивительным тайнам русского языка.
Обогащайте свой лексический запас. Читайте больше книг. И не забывайте заглядывать в словарь! В "умелых руках и опытных устах русский язык становится красивым, певучим, послушным и выразительным".