Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Роль тетради-справочника в повышении уровня грамотности обучающихся 2011

    Автор: Моренец Алла Николаевна

    В работе рассказывается об опыте создания и использования тетради-справочника на уроках русского языка с 5 по 11 класс с целью повышения успеваемости учащихся.

  • Роль технологий открытого образования в формировании ключевых компетенций при обучении старшеклассников 2011

    Автор: Махова Надежда Васильевна

    Цель статьи – показать, как использование технологий открытого образования способствует формированию ключевых компетенций старшеклассников по русскому языку и литературе. В статье представлен опыт работы с несколькими технологиями и положительные результаты этой деятельности, приведены примеры эффективного использования их на уроках и во внеурочное время.

  • Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении 2015

    Автор: Ахметзянова Эвелина Аликаевна

    Цели урока: познакомиться со сложноподчиненными предложениями, с указательными словами; уметь находить их в предложении; составлять по схемам предложения; составлять схемы к предложениям.

  • Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. 9-й класс 2018

    Автор: Сагайдулина Наталья Евгеньевна

    Основная цель урока - сформировать знания о роли указательных слов в СПП. На уроке развивается логическое мышление, внимание, память, творческие способности, учитывается степень сложности задания и ученик определяет для себя возможность /невозможность его выполнения.

  • Роль уроков речи и культуры общения в диагностике и коррекции психологического климата учебного коллектива 2009

    Автор: Пантелеева Наталья Борисовна

    Статья предлагает рассмотреть скрытый резерв уроков предмета "Речь и культура общения" (авторы программы Т.А. Долинина, Д.И. Архарова), их роль в диагностике и коррекции эмоционального климата коллектива учащихся. В результате систематического анализа творческих работ учащихся педагог может получить достаточно полную картину межличностных отношений внутри класса и при необходимости скорректировать их.

  • Роль учебных заданий в формировании функциональной грамотности на уроках русского языка 2023

    Автор: Кузнецова Елена Александровна

    Задания, направленные на выявление общего понимания текста, могут предложить учащимся обнаружить соответствие между частью текста и сформулированной вопросом общей идеей его, частью текста и специфической сноской, данной автором к ней. Возможно предложить из сформулированных идей текста выбрать наиболее общую, доминирующую. Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения. Приведём перечень некоторых типов заданий в соответствии с развиваемыми и компетенциями.

  • Роль фразеологизмов в русском языке 2010

    Автор: Алиева Светлана Борисовна

    Интегрированный урок дает ученикам представление о единой картине мира, несет культурологическую функцию и ставит перед учителем важнейшие образовательные и воспитательные цели: углубление знаний учащихся о фразеологизмах; рассмотрение фразеологизмов в единстве лингвистического, исторического, психологического аспектов; развитие презентативных навыков; воспитание любви к языку; формирование речевых умений, обогащение речи учащихся; формирование навыков общения и умения работать в группах.


  • Роль функциональной грамотности в образовательном процессе основного общего образования 2024

    Автор: Трофимова Елена Анатольевна

    Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через систематическую каждодневную работу на уроках и во внеурочной деятельности, умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии. В целом, развитие функциональной грамотности у школьников требует комплексного подхода, инновационных методов обучения, активной практики и индивидуального подхода к каждому ученику. Важно учитывать контекст обучения, культурные особенности и потребности учащихся для успешного формирования и развития их функциональной грамотности. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.

    Функциональная грамотность

  • Роль школьных информационно-библиотечных центров в распространении и выработке норм и условий использования русского языка 2020

    Автор: Семенюк Анна Викторовна

    Задачи учителя и библиотекаря: обратить внимание на современное состояние русского языка; позаботиться о нашем «великом, могучем, правдивом и свободном» языке; передать его, как дар, как историческую ценность подрастающему поколению.

    школьная библиотека

  • Роль элективных курсов в системе предпрофильной подготовки. Элективный курс по русскому языку "Моя орфография" 2010

    Автор: Данилина Галина Олеговна

    Предлагаемый элективный курс по русскому языку окажется полезным для отработки орфографических навыков, а в дальнейшем – показателем грамотного делового письма и делового речевого общения.

  • Роль эпитета в поэзии. 8–9-е классы 2013

    Автор: Данченко Людмила Ивановна

    Урок знакомит учащихся с понятием «эпитет» и его ролью в поэзии, формирует умение находить эпитеты в художественных произведениях и использовать в сочинении, учит бережно относиться к родному слову.

  • Роль языка в жизни общества 2012

    Автор: Вовк Светлана Михайловна

    Урок был разработан в соответствии с ФГОС нового поколения и может быть применен на первых уроках русского языка в 5–9-х классах. Работа в группах позволит ребятам обновить навыки общения со сверстниками, с которыми не виделись все лето, а также подчеркнет важность и необходимость командной работы.

  • Роль языковых единиц и их анализа в восприятии художественного текста 2012

    Автор: Филоненко Ольга Львовна

    Цель: совершенствовать умения производить комплексный анализ описательного текста с опорой на имеющиеся знания и навыки; повторить и закрепить теоретические знания о тексте, стиле и типах речи при анализе текста; выявить роль лексических средств выразительности в создании образной системы текста; применить знания в различных областях лингвистики: морфемике, словообразовании и орфографии; морфологии; синтаксисе и пунктуации.

  • Рукописный справочник на уроках русского языка 2014

    Автор: Левандовская Ольга Егоровна

    Статья посвящена опыту работы на уроках русского языка с опорой на рукописный справочник. За основу взята общая тетрадь 96 листов в клеточку. В ней есть разделы «Орфография», «Морфология», «Лексика», «Фонетика», «Синтаксис и пунктуация», которые по мере изучения тем заполняются сжатыми, емкими красочными конспектами детей. Времени от урока эти записи отнимают немного, в итоге (к 10-му классу) превращаясь в незаменимый, нужный, постоянно востребованный учеником материал.


  • Русская словесность. От слова к словесности. Лексические возможности слова. Синонимы. 8-й класс 2014

    Автор: Шевкун Елена Александровна

    Занятие элективного курса «Русская словесность. От слова к словесности» – это возможность: заложить у учащихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы; дать представление о богатстве, красоте и выразительности русского языка, его выразительных средствах; формировать исследовательские навыки учащихся при работе с художественным текстом.

  • Русская фразеология 2015

    Автор: Коннова Юлия Анатольевна

    Урок включает разнообразные упражнения по теме «Русская фразеология», которые помогают учащимся получить и закрепить знания о фразеологизмах; развивает навыки нахождения и правильного употребления фразеологизмов в речи, воспитывает любовь к родному языку, его красоте, многозначности. Урок проводится с презентацией.

  • Русская фразеология. 10-й класс 2011

    Автор: Платонова Галина Федоровна

    Урок проводится по учебнику русского языка под редакцией М.Разумовской. На уроке идёт обобщение и дальнейшая систематизация знаний. Осуществляется активно-деятельностный подход к организации работы учащихся, развиваются умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать.

  • Русская фразеология. 10-й класс 2012

    Автор: Ворошилова Ирина Александровна

    Цели урока: повторить и систематизировать знания по теме "Фразеология"; сформировать у учащихся учебно-языковые фразеологические умения, развивать умение работать с учебной информацией, закрепить навыки правописания; воспитывать в учащихся интерес к истории русского языка, тем самым прививая любовь к Родине и приобщая к моральным ценностям русского народа, которые широко отразились во фразеологизмах.

  • Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии 2020

    Автор: Лагутина Татьяна Викторовна

    В данной работе представлен конспект урока родного языка (русского) в 5-м классе по теме «Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии». Урок является уроком изучения понятий «этимология», «ономастика», «антропонимика», истории возникновения собственного имени и его значения.

    русские имена

  • Русские ученые-лингвисты, внесшие вклад в изучение русского языка 2012

    Автор: Голубева Наталия Александровна

    Данная разработка позволяет обеспечить повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала; возможности сочетать групповые и индивидуальные формы обучения; а также способствует формированию компонентов информационной культуры, приобретению компетентности в сфере изучаемого предмета, соответствующей возрастному уровню.

  • Русский алфавит 2010

    Автор: Юдин Иван Иванович

    На уроке происходит знакомство учащихся с русским алфавитом, совершенствуются и систематизируются знания учащихся по фонетике. Автор использует различные формы индивидуальной и групповой деятельности учащихся: игра, письмо, чтение. Так же активно используется индивидуально-личностный подход к каждому ученику, уровневая дифференциация заданий.


  • Русский и немецкий... что общего? Интегрированный урок 2022

    Автор: Горбунова Ирина Сергеевна

    Немецкий и русский языки относятся к одному праязыку – общеиндоевропейскому. Современное образование не стоит на месте – в школах активно проводятся интегрированные уроки. Именно общий «предок» позволил провести такой урок, направленный на развитие языковых компетенций обучающихся. Урок проводился в 5-м классе. Цели урока: повышение познавательного интереса к таким предметам, как русский и немецкий языки.

    немецкий язык

  • Русский романс второй половины XIX века 2008

    Автор: Калинина Татьяна Геннадьевна

    Работа посвящена обобщению и систематизации знаний, умений и навыков по синтаксису сложноподчиненного предложения. На уроке использованы различные виды учебной деятельности: устные ответы на вопросы, конструирование предложений, решение перфокарт, устранение пунктуационных ошибок, составление схем, характеристика придаточного предложения. Выполнение разноуровневых карточек позволяет использовать индивидуальный подход к каждому ребенку. Командная игра развивает интерес к русскому языку.

  • "Русский человек со всем справится…" Интегрированный урок литературы по творчеству Н. Лескова в 6-м и 10-м классах 2005

    Автор: Тулвинская Асия Анасовна

    Урок обобщает знания учащихся по творчеству Лескова, расширяет словарный запас, стимулирует у детей желание ставить перед собой новые общественные вопросы.

  • Русский язык "Гласные в приставках пре- и при-" (6-й класс) 2009

    Автор: Шестакова Любовь Владиславовна

    Урок русского языка в 6-м классе с целью познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв Е и И в приставках ПРЕ-, ПРИ-.

  • Русский язык "Общее понятие о личных местоимениях" (4-й класс) 2010

    Автор: Шульга Елена Владимировна

    Предлагается урок русского языка, на котором ученики знакомятся с личными местоимениями, самостоятельно делят их на местоимения единственного и множественного числа, распределяют по лицам. В основе урока содержится как основной материал, так и игровой, позволяющий легко и быстро усвоить новый материал.

  • Русский язык "Правописание суффиксов -ек, -ик" (3-й класс) 2009

    Автор: Соломина Екатерина Васильевна

    Цели занятия: формирование представления о правописании суффиксов –ек, -ик, самостоятельная формулировка учащимися вывода о том, как узнать, какой суффикс надо писать в слове, развитие самостоятельности мышления и познавательной потребности у учащихся.

  • Русский язык - родной язык (урок-игра) 2009

    Автор: Собратинова Светлана Васильевна

    Урок проводится по типу игры "Умники и умницы". Необходимо в игровой форме прививать ребёнку не только навыки орфографии и пунктуации, но и научить правильно выражать свои мысли и строить высказывание в соответствии с речевой ситуацией, привить вкус к настоящему, чистому, меткому, красивому русскому литературному языку.


  • Русский язык в 10-м классе с использованием ИКТ 2008

    Автор: Москвитина Маргарита Рамазановна

    Цели урока: Обобщение и повторение раздела «Лексика», закрепление навыков правописания, умение пользоваться различными словарями; умение использовать ИКТ на уроке и при подготовке домашнего задания, развитие учебно-коммуникативных и учебно-информационных компетенций.

  • Русский язык в 8-м классе "Второстепенные члены предложения. Определение" 2008

    Автор: Галкина Наталия Викторовна

    Урок продолжает знакомить учащихся с второстепенными членами предложения, их ролью в предложении, учит опознавать второстепенные члены в предложениях, знакомит с видами определений и обучает правильно и уместно употреблять определения в речи. В течение урока систематизируются знания о ВЧП, формируется умение различать согласованные и несогласованные определения, дается способ различения определений, а также развивается навык работы на компьютере, логическое мышление и умение самостоятельно формулировать выводы, идет работа по использованию в речи стилистических синонимов. Урок проводится в компьютерном классе с использованием ТСО.