Класс: 5-9
Технология: мастерская + ИКТ.
Цели:
- Дать понятие о роли языка в жизни общества и человека, о функциях языка.
- Знать о происхождении языков, их распространении, сфере употребления, численности.
- Уметь строить ассоциативный ряд, отбирать главную информацию, анализировать языковой материал, владеть навыками перевода (сопоставительный анализ).
- Воспитывать уважительное отношение к родному языку, культуру общения (в группах, с учителем, в обществе), прививать навыки высококультурного общения.
- Развивать творческие и исследовательские навыки учащихся.
- Уметь формировать и доказывать свою точку зрения на основе языкового материала.
- Использовать визуализацию для усвоения большего количества информации (через презентацию).
Подготовка к уроку:
- Подготовить карточки с образцами различных алфавитов.
- Написать слова приветствия на разных языках.
- Подготовить информативный материал для каждой группы, словари.
- Использовать презентацию "Роль языка в жизни общества"
Ход урока
Слайд №1.
1. ОРГМОМЕНТ.
Учитель: Здравствуйте, дети. Сегодня мы поговорим с вами о роли языка в жизни человека и общества. Как вы думаете, язык играет разные роли в жизни человека и общества или одну? (Дети рассуждают, приводят примеры).
2. РАБОТА С АССОЦИАЦИЯМИ.
Учитель: А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово "язык"? Слайд №2. (Дети ответ записывают на отдельных листочках, передают их на первую парту, помощники группируют их по сходству). Давайте рассмотрим ваши ассоциации. У нас получились такие группы:
- 1 группа: Язык - это система слов.
- 2 группа: Язык - это стиль.
- 3 группа: Язык - это речь.
- 4 группа: Язык - это система знаков.
- 5 группа: Язык - это орган вкуса.
3. ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП ДЛЯ МАСТЕРСКОЙ.
Учитель: Предлагаю вам сформировать группы по схожим ассоциациям (Дети рассаживаются по группам, количество детей в группе не играет роли).
4. РАБОТА СО СЛОВАРНОЙ СТАТЬЁЙ В ГРУППАХ (слайд №3, 4 ).
Учитель: А теперь задание для групп. Попробуйте составить словарную статью о языке, отображающую только то значение, которое легло в основу вашей группы.
(Дети составляют словарную статью, записывают ее на отдельном листе А4)
Учитель: Откройте толковые словари, которые лежат на ваших партах, и сверьте свою запись со словарными статьями В.И.Даля и С.И.Ожегова. (Работа со словарями).
К кому из лингвистов вы были ближе? Не показалось ли вам необходимым изменить что-то в своей статье? Внесите коррективы в свою запись. Отредактированную статью повесьте на доске. Самая точная трактовка оценивается 10 командными баллами.
5. СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ "ЯЗЫКИ МИРА". (слайд №5)
Учитель: А знаете ли вы, сколько существует языков в мире?
(Дети выдвигают свои версии).
Учитель: Со справочкой о численности языков выступит (заранее подготовившийся ученик), который готовил на сегодня сообщение по этой теме.
(Слайд №6).
Учащийся: В мире насчитывается несколько тысяч языков. Согласно Этнологу таковых 6909, а по Реестру Лингвосферы - 4994. Как вы думаете, почему такая большая разница в подсчетах? Это связано с подсчетом языков малых народностей и включением мертвых языков.
(Слайд №7).
Мёртвый язы?к - язык, не существующий в живом употреблении и, как правило, известный лишь по письменным памятникам, или находящийся в искусственном регламентированном употреблении. Обычно такое происходит, когда один язык заменяется другим языком, как, например, коптский - арабским, латинский - предок современных романских языков, древнерусский язык дал развитие восточнославянским языкам, древнегреческий - новогреческим языкам и диалектам. В некоторых случаях мёртвые языки, перестав служить средством живого общения, сохраняются в письменной форме и используются для нужд науки, культуры, религии: санскрит, латинский, церковнославянский, коптский, авестийский и др.
Есть пример, когда мёртвый язык вновь стал живым, как это произошло с ивритом.
6. СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА "ЛИНГВИСТИКА".
Учитель: Поблагодарим выступившего за интересное сообщение. А как вы понимаете термин "лингвистика"? Что изучает эта наука? Можете ли вы схематически изобразить основные области изучения лингвистики?
(Каждая группа предоставляет свою схему).
Учитель: А теперь давайте сопоставим вашу смеху с моей. (Слайд №8) Чья группа ближе всего к истине? Кому понадобилось внести изменения и дополнения? Окончательный вариант вывешиваем на доску. Самая изобретательная команда получает 10 баллов.
7. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ "ПЕРЕВОДИ НА РУССКИЙ ЯЗЫК". (Слайд №9)
Учитель: Каждая группа сейчас получит образец алфавита неизвестного вам языка и карточку с надписью, которую надо перевести на русский язык. Приступайте.
Дети переводят слова:
- 1 группа - узелковое письмо. Слово "САЛЮТ".
- 2 группа - клинопись. Слово "ПРИВЕТ".
- 3 группа - иероглифы. Слово "ДОБРЫЙ ВЕЧЕР"
- 4 группа - язык жестов. Слово "ЗДРАВСТВУЙТЕ".
- 5 группа - пиктограммы. Слово "БОЖЕСТВЕННОГО ДНЯ!".
Учитель: Подведем итоги. 10 баллов получает команда, которая справилась с заданием быстрее всех.
*Бонусные баллы можно дать за самую трудную решенную загадку, за сплоченность команды и т.п.
8. ОПРОС ПО УСЛЫШАННОМУ.
Учитель: Есть возможность заработать баллы для своей команды, правильно отвечая на вопросы. Готовы? Тогда начинаем.
1. С живым или мертвым языком вы работали?
2. Можно ли обойдись без языка? (слайд № 10)
3. А кому приходится общаться жестами?
4. В каких ситуациях мы обходимся без слов?
5. Как на письме отобразить молчание? (Многоточие вместо реплики в диалоге)
6. Почему язык называют универсальным способом общения?
7. Как возникла письменность у славян?
8. Каковы ее изначальные функции?
9. Как сложилась современная система языка?
10. Пользовались ли Кирилл и Мефодий услугами переводчика, когда создавали азбуку для славян? (слайд №11 - 12)
Учитель: Молодцы, урок слушали внимательно, запомнили многое. Идем дальше.
Слова, которые вы переводили, как вы уже поняли, это слова приветствия. Небольшое сообщение о приветствиях нам приготовил:. (еще один ученик).
9. СООБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ "ПРИВЕТСТВИЕ". (слайды 13- 16)
Ученик: Приветствовать друг друга - это древнейшая традиция, которая заключается в пожелании друг другу здоровья, удачи, везения. В русском языке для приветствий используются следующие слова:
- Здравствуй (те),
- Здорово,
- Здорово живете,
- Здравия желаю
- Добрый день,
- Доброе утро,
- Добрый вечер,
- Привет,
- Приветствую (вас),
- Мое (наше) почтение (устар.),
- Наше вам почтение,
- Наше вам с хвостиком и др.
Не все эти формы являются стилистически нейтральными. Их можно сгруппировать по сфере употребления на разговорные, официально-деловые, книжные, стилистически нейтральные. Например:
- Разговорные: привет, здорово, здорово живете, наше вам с хвостиком.
- Стилистически нейтральные: здравствуй(те), приветствую (вас).
- Официально-деловое: здравия желаю.
- Книжное (высокое): наше вам почтение, дай боже.
* (Можно предложить детям распределить эти слова по группам самостоятельно).
Но есть такие формы приветствия, которые не надо говорить, если ты считаешь себя хоть немного воспитанным и культурным человеком. Давайте посмотрим на слайды , и вы всё поймете сами. (слайды 17-18)
10. ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ. (слайды 19-26)
Учитель: А знаете ли вы, что на Алтае приветствуют словами, звучащими так: "Тякши лар ба" - (все ли хорошо?). Якуты произносят: "Норуон норгуй" (привет).
В Казани при встрече произносят: "Исэнмесез" (Здоровы ли вы?). Эрзя и мокша приветствуют друг друга словом "Шумбрат" (крепкий, здоровый). Официальное приветствие чувашей "Ыра кун" переводится как "добрый день". Марийцы приветствуют друг друга словами: "Салам лийже" (здравствуйте). Башкиры при встрече говорят "Хаумыгыгыз?" (здоровы ли вы?). "Мендвт!" - говорят при встрече калмыки. И еще многие- многие другие народности, населяющие территорию Российской Федерации, имеют свои формы приветствия, свои языки. Получается, надо выучить все-все языки и диалекты, чтобы с ними общаться? Это немного: чуть больше 100 языков!
11. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА.
Учитель: Удивились? Испугались? А ведь есть универсальное средство общения. Не подскажите, какое? (слайд № 27) (Отвечают дети).
Учитель: Русский язык изучают во всех школах России. Учитель из Чувашии может преспокойно дать урок математики детям Якутии и они его поймут, потому что он будет с ними общаться на понятном всем им русском языке. Вот почему так важно хорошо знать русский язык всем, кто живет в России. Получается, что общение - это одна из главных функций языка, коммуникативная.
12. РАБОТА В ГРУППАХ "ФУНКЦИИ ЯЗЫКА".
Учитель: А какие еще функции выполняет язык? Давайте поработаем в группах. В качестве подсказки предлагаю вам использовать слайд (№28).
Дети записывают на листе А4 варианты ответа, затем сверяют со слайдом, вносят корректировку, готовая работа вывешивается на доске. (слайды 29-31) Баллы.
13. СООБЩЕНИЕ "О МЕЖДУНАРОДНОМ ДНЕ ПРИВЕТСТВИЙ".
(слайд №32)
Ученик: Известно ли вам, что есть Международный день приветствий. Он отмечается с 1973 года 21 ноября в 140 странах мира. В этот день принято приветствовать и знакомых, и незнакомых. Вот когда можно блеснуть своими знаниями и поприветствовать друзей на разных языках, например, на английском: Или так, как иорданцы приветствуют друг друга - marhaba (привет). Норвежцы произносят "гуддаг" (добрый день). Румыны говорят Alo. Финский "привет" - terve.
Молдавский "привет" - норок, это приветствие с пожеланием удачи. Но есть совсем экзотические приветствия, о которых тоже надо знать, чтоб не попасть в глупую ситуацию, если вдруг вам придется приветствовать кого-то в такой стране. Например, в Замбези люди при встрече хлопают в ладоши и делают реверанс, в некоторых африканских племенах трутся кончиками носов, а в африканском племени акамба в Кении плюют друг в друга.
14. ИГРА "УГАДАЙ".
Учитель: Готовы ли вы к путешествию, мы сейчас узнаем. Я буду называть вам приветствия, а вы попробуйте определить, в какой стране люди приветствуют так друг друга. За каждый верный ответ - балл команде.
- "Мярхаба" (Здравствуй), но в последние 10 лет - "Салам" = Турция.
- "Барев дзез" (добро вам) - Армения.
- "Гамарджоба" = Грузия.
- "Бзяраш бай"- Абхазия.
- Доброе утро - охаё годзаимас, добрый день - коннитива, добрый вечер - комбанва = Япония.
- Добрый день -гУтен тАк, доброе утро - гУтен мОрген, добрый вечер - гУтен Абент = Германия.
- Хай (Хелло), добрый день - Юна пОт = Венгрия.
- Здравствуйте, доброе утро, добрый день- это все бонжУр, привет - салЮ, а добрый вечер - бонсуА = Франция.
- Привет - олА, здравствуйте, доброе утро - буЭнас дИас, добрый день - буЭнас тАрдес, добрый вечер, спокойной ночи - буЭнас нОчес = Испания.
- Привет - Ясу, доброе утро - калимЭра, добрый вечер - калиспЭра = Греция.
- Привет - ni hao (ни хао), доброе утро - zao-цзао - цзао Ань. А вот форм добрый день и вечер, как таковых, вовсе нет = Китай.
15. ИТОГИ УРОКА. (слайд №33).
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Кое-что вы узнали нового, кое-что вспомнили. Давайте подытожим всё, что мы знаем по теме сегодняшнего урока.
1. Что же такое язык как явление?
2. Что такое лингвистика?
3. Какие функции выполняет язык в жизни человека?
4. Какова роль русского языка в нашей стране и в мире?
Подсчитаем количество набранных командами баллов, определим победителя.
(Слайды № 34-35)
16. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (слайд №36):
1. Напишите мини-сочинение по теме сегодняшнего урока.
2. Исследование : найдите всевозможные формы прощания на русском языке, распределите их по сфере употребления.
3. Поисковое: доклад или реферат "Слова прощания на разных языках мира". Можно составить презентацию по этой теме. Последнее задание может быть групповым.
* Первое - обязательное для всех, два других - по желанию.