Цель:
- Формирование представления о правописании суффиксов – ек, - ик.
- Самостоятельная формулировка учащимися вывода о том, как узнать, какой суффикс надо писать в слове.
- Развитие самостоятельности мышления и познавательной потребности у учащихся.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
-Приветствие друг друга, гостей.
(Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь)
2. Вступительное слово учителя.
Приложение 1.
-Сегодня на уроке мы будем исполнять с вами роль спасателей, а спасти мы должны героя книги Лии Борисовны Гераскиной «В стране невыученных уроков», Виктора Перестукина, который за один учебный день умудрился получить 5 двоек. И обидевшись на него учебные предметы, тетради отправили его «В страну невыученных уроков». И он к нам обращается с письмом (Учитель зачитывает письмо)
ДАРАГИЕ РИБЯТА!Приложение 2
ПОМОГИТЕ МНЕ ЗБЕЖАТЬ ИЗЭТОЙ СТРАНЫ, Я ОБЕЩЯЮ ХАРАШО УЧИЦА,
Витя перестукин.
-Ребята, а вы ничего не заметили в этом письме? (Ошибки)
-Давайте, исправим их. (Исправляют ошибки)
-Ну, что, поможем Вити вернуться в родную школу?
-Но, одно условие, мы сможем ему помочь, если правильно выполним все предложенные нам задания. Вы согласны? Ну, тогда в путь!
3. Минутка чистописания.
-Посмотрите на тетрадный лист, в котором Витя писал букву.
-Что это за буква? (На листке написана буква П не правильно, дети находят и называют ошибки)
-Создайте свою букву при помощи пальцев, листочков. (На партах листы бумаги, дети конструируют букву, путем вырывания)
-Какая это буква? (Печатная)
-Чем отличаются печатные от письменных?
-Из каких элементов состоит?
Дети пишут в тетрадях букву после показа учителя.
-Дайте характеристику звуку.
Написав правильно букву мы можем продолжить путь при помощи Витиного друга мяча именно он укажет нам дорогу
Приложение 3.
Ты лети футбольный мяч,Мяч прилетает на полянку «Загадка» Приложение 4
Не в припрыжку и не вскачь
Не сбивайся на пути,
Прямо в ту страну веди,
Где живут ошибки Вити,
Чтоб они среди событий,
Полных страха и тревог,
Сам себе помочь бы смог.
4.Словарная работа.
-Учитель читает загадку:
В огороде вырастаю-Что же это?
А когда я созреваю,
Варят из меня томат
В суп кладут и так едят.
-Верно помидор. (Обсуждение правильного написания)
-К какой части речи относится это слово? (имя сущ.)
-Назовите однокоренные слова (Помидорчик, помидора, помидоры)
(Записать одно слово и разобрать его по составу)
-При помощи, какой части образованны новые слова? (Суффикс, окончание)
НАШ МЯЧ ПОКАТИЛСЯ К (!) ЗНАКУ,ЧТО ЖЕ ПРЕДЛАГАЕТ ВЫПОЛНИТЬ НАМ (!) ЗНАК?
Приложение 5.
5. Работа в группах
«Собери слово»
(Работают в 3 группах . Каждой группе раздаются карточки и ножницы)
Приставка Залез Занос Расписка |
Корень готовить морозец краски |
Суффикс ночка горка дочка |
Окончание коса листочки лапа |
НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ТРИ СЛОВА
ЗАГОТОВКА РАСКРАСКА ЗАМОРОЗКИ
(Дети по выбору записывают одно слово и разбирают его по составу)
6. Физ. Минутка
7. Новая тема.
МЯЧ ПРИВЕЛ К БОЛЬШИМ ВОРОТАМ
Приложение 6.
-Чтобы открыть замок, нужно узнать, как правильно написать в словах суффиксы замоч-ек , -ик? Ключ - ек, -ик?
СООБЩЕНИЕ ЗАДАЧИ УРОКА
(ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ)
-Вместе постараемся решить эту проблему.
НА ДОСКЕ ОПОРНЫЕ СЛОВА С ВОПРОСАМИ
Нет чего? Дать чему? Думать о чем? |
Ключика Ключику О ключике |
замочка замочку о замочке |
-Изменим форму слова при помощи опорных слов и вопросов.
-Что вы заметили? (Высказывания детей)
-Что произошло с гласной в суффиксе?
(Если дети затрудняются, учитель сам подводит к выводу)
ВЫВОД: ЕСЛИ ИЗМЕНИВ ФОРМУ СЛОВА ГЛАСНАЯ ВЫПАДАЕТЮТО ПИШЕМ СУФФИКС - ЕК, ЕСЛИ ГЛАСНАЯ НЕ ВЫПАДАЕТ ТО ПИШЕМ –ИК.
Приложение 7.
8. Работа по учебнику.
-Давайте прочитаем вывод стр.154 и сравним с выводом, к которому мы пришли с вами. (Чтение)
-Для закрепления выполняем упр №109 по заданию
(Дети «цепочкой» выходят к доске и записывают слова)
Веночки-веночек, кирпичи-кирпичик, чулочки-чулочек, клубочки-клубочек, карандаши-карандашик, ключики-ключик, шалаши-шалашик.
Итак,мы помогли Вити выбраться из «Страны невыученных уроков».
А сейчас проверим все ли вы запомнили правописание суффиксов –ек,-ик?
9. Рефлексия
НА СЕНСОРНОМ КРЕСТЕ ВИСЯТ КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ
(Дети снимают и работают в парах)
-Задание вставить правильный суффикс,и отметить в таблице: Если –ек-1
Если- ик-0
ШАРИКИ,СУХАРИКИ,ГОРШОЧЕК,СОВОЧЕК,ПРОВОДОЧЕК,КУЛИЧИК,КИРПИЧИК,ОВРАЖЕК,БАРАШЕК,ПЛАТОЧЕК,ШНУРОЧЕК
ОТВЕТ:00111001111
10.Итог урока
11.Настроение
12.Выставление оценок
13.Д/з