Задачи :
разграничение лексических и грамматических значений слов; прямое и переносное значение слов;
расширение знаний учащихся об омонимах и синонимах;
контекстуальные омонимы и синонимы;
Оборудование:
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Запись цитаты К.Паустовского
“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”
Согласны ли вы с этим мнением?
Объявить доступно цели и задачи урока.
3. Разминка:
Задание: составить словосочетания со словами:
АЛЬЯНС, БУТАФОРИЯ, ОППОНЕНТ, БАТАЛИСТ, ПАССАЖ.
( Двое учащихся получают задание: найти эти же слова в словарях)
Заслушать ответы учащихся. Сверить с определениями со словарями.
4. Вопросы на восприятие темы:
Что изучает лексика?
Что такое лексическое и грамматическое значения слова?
ЗАДАНИЕ КЛАССУ: к концу урока составить обобщенную схему-конспект на основе излагаемого материала.
5. Защита слайдов № 2-6 (выступление учащихся)
(Презентация составлена учащимися заранее по заданиям индивидуальным и в группах.)
а) Лексическое и грамматическое значение слова.
б)Слова с одним и несколькими значениями. Омонимы и их разновидности.
в)Синонимы. Разновидности синонимов.
6. Упражнения для закрепления:
а) Найдите лексические, грамматические и логические ошибки в рекламных текстах (по материалам газет, сочинениям, песням).
ПОПУЛЯРНОСТЬ ПЕВИЦЫ ВЗЛЕТЕЛА, КАК МЕТЕОР; БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ ЧАСТО ДЕЛАЛИ ВЗНОСЫ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ; РЯДОМ МАЛЕНЬКИЙ СУПЕРМАРКЕТ; ВЫРАЖАЕМ ВАМ ГЛУБОЧАЙШЕЕ ПРИЗНАНИЕ ЗА ВАШУ ПОМОЩЬ МНЕ; ПУШКОН ПОСТУПИЛ В МАСОНЫ; БЕЛЫЙ ЛЕБЕДЬ НА ПРУДУ КАЧАЕТ ПАДШУЮ ЗВЕЗДУ.
б)Работа в группах по стихотворениям И.Бунина, Ф.Сологуб (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
в) Выпишите из Толкового словаря слова с одним и несколькими значениями.
г)Неточное употребление синонимов ведет ошибкам в сочетаемости слов, нарушению смысла или стиля речи. Найдите ошибки в предложениях:
1. НА ЕЛКЕ, КОНЕЧНО, ПОЯВИЛАСЬ ОДИОЗНАЯ ФИГУРА ДЕДА МОРОЗА СО СНЕГУРОКОЙ И ЗАЙЦАМИ.
(Одиозный-это не привыный, надоевший,наскуивший, а неприятный, противный, отвратительный)
2.РОДИТЕЛИ ЕЕ РУГАЮТ, А ОНА АБСОЛЮТНО ИНДИФФЕРЕНТНА, ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ?
(Употребление книжного слова вместо нейтрального безразлична, равнодушна, разговорного ей все равно).
Работа по учебнику упр. 44 ( 1-4)
СЛАЙДЫ № 7-10
(Использование градации. Паронимы. Антитеза. Оксюморон).
Упражнения для закрепления:
Работа с текстом К.Д. Бальмонта “”Русский язык: Воля как основа творчества”. Упражнения 57 ( А.И.Власенков)
8.Выступление группы о происхождении лексики. Виды словарей.
(СЛАЙДЫ 11-13)
Упражнения для закрепления:
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Заключение. Обобщение. Представление схем-конспектов.
Что изучает лексикология?
Что раскрывает лексическое значение слова?
Какие лексические средства языка мы повторили?
Домашнее задание.
1. Опираясь на схему-конспект, подготовить связный рассказ о Лексике
2. (1 ГРУППА) Упр.73 стр.44
3. (2 ГРУППА) Написать сочинение-миниатюру по теме “Знание лексики - неотъемлемая часть культуры речи”