Тема: Гласные в приставках пре- – при-.
Цели:
- Познавательная – познакомить уч-ся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв Е и И в приставках пре- – при-.
- Практическая – начать формировать умения различать на письме приставки ПРЕ-, ПРИ-.
- Общепредметная – развивать умения анализировать изучаемое орфографическое явление; воспитывать потребность овладеть грамотным письмом.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Ребята, сегодня мы познакомимся с ??? группой приставок, самой сложной, потому что основное правило их правописания – смысл. Весь урок нам будут помогать наши старые знакомые СЛУШОК, его девиз: «Слушай и запоминай», и РЕЧЕВИЧОК, девиз которого: «Говори правильно, но и красиво!». Но прежде чем начать знакомство с третьей группой, давайте вспомним:
II. Повторение
1) – Что такое приставка?
– Какие группы приставок известны?
2) Словарная диктовка: «Распредели по группам».
(1 группа – изменяемые ; 2 группа – неизменяемые)
Позапрошлый, производить, рассматривать, издавать, подмигнуть бесцельный, разбитый, вышел, обмереть.
III. Изучение нового материала
– Почему пре- и при-
самые трудные? Потому что на их правописание
не одно правило,6!
– Догадайтесь, какое общее значение есть у слов:
(на доске)
Пришёл, приехал, прибежал, прикатился, приблизился! С какой приставкой написаны слова? Наше электронное табло будет фиксировать выводы написания
ПРИ- ПРЕ-
ПРИБЛИЖЕНИЯ
– Есть даже стихотворение такое: (читает ученик)
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
В словах придёт, прилетит, приплывёт,
Пишется – при- несомненно!
– Люди очень много занимаются тем, что
присоединяют друг к другу разные вещи. Чего
только они не придумали! Веревка, иголка с ниткой,
клей, молоток с гвоздями и т.п., всем этим они
пользуются, чтобы присоединить.
– Замени словосочетание одним словом (1 ученик у
доски)
Присоединить а) с помощью верёвки; б) с помощью
винтов и шурупов; в) с
помощью молотка и гвоздей; г) с помощью клея; д) с
помощью иголки с нитками.
– Об этом поэт тоже удачно подметил:
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Пишем мы при-, говоря обо всём,
Что добрые руки приделали!
Приблизить или присоединить можно не только при помощи движения или технической работы, Подружился человек с животным – ПРИручил, полюбил кого-нибудь – ПРИвязался душой, проявил к кому-либо милосердие – ПРИласкал, ПРИгрел, ПРИютил, ПРИголубил. Эти слова говорят о добрых отношения между людьми, запомните их, старайтесь следовать их советам, тогда вас будут окружать добрые люди!
– Приблизиться, присоединиться можно очень ненадолго, не насовсем. Слова с этим значением тоже пишутся с при-. (Опавшая листва устилает землю и громко шуршит при каждом ПРИкосновении)
– Попробуем выяснить 3 значения при-. Образуйте с помощью при- имена прилагательные от данных словосочетаний.
участок при школе – ПРИшкольный
край при море –
канава при дороге –
огород при усадьбе –
посёлок при городе –
– Вы, конечно поняли значение ПРИ: нахождение
около чего-нибудь
– Если пирог в духовке не совсем сгорел, а
только немножко – мы говорим? (ПРИгорел) , вы
открыли окно, но не совсем? – т.е. вы совершили
действие не до конца , неполное.
– Всё было бы хорошо, если не ПРЕ-.
– С помощью ПРЕ- заменим 2 слова одним
очень добрый – ПРЕдобрый
очень скверный –
очень неприятный –
очень хорошенький –
– Вы увидели, что ПРЕ = по значению слову ОЧЕНЬ
– Какие черты характера человека вам чужды?
– Во втором случае дело обстоит потруднее, ПРЕ
пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с
приставкой ПЕРЕ-
– Мы можем сказать: «Дождь не перестаёт или идёт
непрестанно, упавшее дерево перегородило дорогу
или преградило.
– Иногда приходится встречаться и с такими
словами, в которых объяснение значение ПРЕ-
трудно и даже невозможно.
НАПРИМЕР: презрение, преследовать, пренебречь. Такие
слова надо запомнить!
Объясните значение ПРЕ в следующих словах (если объяснить трудно, скажите)
ПРЕнебречь, превращать, преувеличивать, беспрерывно, преграда, предлинный
Пренебречь – проявить высокомерное отношение к кому-либо отнестись без внимания.
IV. Тренировочные упражнения
1) Продолжи строчку
– Недавно на уроках литературы мы вновь встретились с Пушкиным А.С. , многие его строчки помните наизусть, вспомните:
Час обеда... (ПРИближался, топот по двору раздался)
Там о заре (ПРИхлынут волны)
Пирожок лишь разломила,( да кусочек ПРИкусила)
Здравствуй, князь ты мой (ПРЕкрасный)
2) Речевая разминка «Речевичок»
– Может быть, когда-нибудь вам ПРИдётся участвовать в космическом полёте, и не вокруг Земли, а в бескрайнем космосе, с высадкой на какую-нибудь далёкую планету. Составьте рассказ, используя слова:
БесПРЕдельный, неисследованный, ПРИготовление, ПРИборы, ПРИнять, горизонтальное положение, ПЕРЕгрузки, ПРЕодолеть, ПРИтяжение Земли, ПРИступить, ПРЕломление солнечных лучей, ПРИближение, ПРИчудливая природа, ПРЕбывание, ПРИземлиться.
– А поможет вам группа Space, её композиция «Волшебный полёт» (Magik Flu)