Роль элективных курсов в системе предпрофильной подготовки. Элективный курс по русскому языку "Моя орфография"

Разделы: Русский язык


Программа реализации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, изложенная в рамках “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”, принципиально отличается от всех существовавших ранее проектов профильной школы прежде всего прямой ориентацией на процесс индивидуализации.

“Введение профильного обучения, – говорится в документе, – одно из важнейших направлений модернизации российской школы. Профильное обучение должно стать системным инструментом расширения возможностей образования по выбору, его индивидуализации, сопряжения образования с перспективными потребностями рынков труда, повышения качества подготовки выпускников школы. Тем самым профильное обучение становится важным звеном в системе непрерывного образования человека и служит достижению главных целей модернизации общего образования, а именно росту его качества и эффективности”.

Таким образом, индивидуализация обучения сегодня становится задачей, равной социализации, которая была и остается важнейшей задачей для школы как общественного института.

С начала 1990 года введение гибкого Базисного учебного плана и появление нового типа образовательных учреждений (гимназий и лицеев) способствовали частичной профилизации обучения на основе дифференциации учебных планов и учебных программ. Дифференциация позволила педагогам перейти от единого учебного плана и единообразия в организации школьной жизни к некоторому многообразию.

Но известно, что создание многообразия – это лишь первый шаг – необходимый, но далеко не достаточный для формирования культуры выбора. Создание многообразия (само по себе) может приводить человека не только к позитивным личностным изменениям, но и к негативным: занижению собственной самооценки, к отказу от выбора вообще, иногда выражающемуся даже в агрессивных формах поведения.

В целом можно констатировать, что с начала 90-х годов для ученика появилась реальная возможность выбора учебных предметов. Но ситуация выбора в рамках дифференциации школьного обучения, как правило, ограничивалась ресурсами самого образовательного учреждения, а поэтому часто сводилась лишь к формальному комплектованию учебных групп. Собственно и сам выбор, и сопутствующий ему процесс самоопределения, осознание ответственности этого выбора, самооценка результатов так и не стали тогда сущностной характеристикой старшей ступени общего образования.

Таким образом, для достижения цели индивидуализации образования необходимо создать специальные условия, направленные на формирование процессов самоопределения и образовательного выбора у каждого старшеклассника.

В хрестоматии “ Предпрофильная подготовка; начало эксперимента”, вышедшей в 2004 году, показаны различные направления предпрофильной подготовки, имеющие своей целью задание про¬цесса индивидуализации образования. Это специально организованные курсы по выбору: предметные, межпредметные, профориентационные, содержание и форма организации которых направлены (в первом случае) на расширение знаний ученика по определенному выбранному предмету и помогающие (во втором случае) ученику определиться относительно профиля обучения в старшей школе.

Этой же цели служит информационная работа, которая знакомит учащихся преимущественно 9-х классов с местными образовательными учреждениями, с условиями приема, особенностями организации образовательного процесса, образовательных программ, посещением дней открытых и проч.

Большое значение имеют различные мероприятия по психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Но при реализации таких различных направлений предпрофильной подготовки ключевой проблемой становится проблема координации. Все перечисленные выше направления лишь задают ситуацию выбора для школьника, но остается неясным, каким образом, когда – в каком “месте” школьного пространства – осуществляется школьником выбор и самоопределение относительно начала его образовательного, а затем профессионального будущего, как осуществляется поиск оснований выбора, с кем происходит обсуждение результатов и анализ последствий того или иного выбора. Для предоставления ученику возможности реального выбора набор предлагаемых ему курсов должен носить вариативный характер, то есть количество курсов должно быть “избыточным”. Это условие предлагает наличие большого количества программ таких курсов, учебных и методических пособий к ним.

Для предметных и межпредметных курсов предпрофильной полготовки могут использоваться ранее разработанные и утвержденные программы и пособия для факультативных занятий и кружков. Разница между ними состоит лишь в том, что факультативы изучались после уроков и не всеми (т.е. изучались углубленно), а курсы по выбору для всех и являются составной частью индивидуального учебного плана ученика. А во-вторых, курсы по выбору призваны помочь старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности с ней связанных.

Но даже при достаточном количестве таких программ, учителю приходится вносить в них массу изменений, связанных с задачами предпрофильной подготовки, спецификой образовательных учреждений, наличием учебно-материальной базы, интересами и уровнем своей профессиональной подготовки и своими личными интересами. К тому же квалификационная категория учителя, ведущего элективные курсы должна быть не ниже второй. В отсутствии или при недостатке готовых программ учителю приходится создавать новые , свои. Как создание новой, так и переработка старой программы – это кропотливый авторский труд, который под силу не каждому педагогу.

Для удобства изложения содержания элективных курсов программы представлены по аналогии с традиционными учебными программами. Структура каждого 'элективного курса включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, тематический план элективного курса, содержание занятий элективного курса, методические материалы по элективному курсу, литературу.

В пояснительной записке излагаются актуальность данной работы, мера ее востребованности в современной российской школе, имеются указания на объем курса и возраст учащихся, для которых он предназначен. Цели, задачи и ожидаемый после проведения курса результат согласованы с содержанием курса, краткое описание которого дополняют методические материалы. Названы формы контроля и отчетности, даны рекомендации для педагогов по выбору профессиональной позиции, которая не всегда привязана к строго выполняемой роли учителя, а может быть дополнена функциями консультанта, эксперта, арбитра, рядового участника групповой дискуссии, стороннего наблюдателя и др.

Тематический план элективного курса располагается в программе после пояснительной записки. Он отражает аккумулированное содержание всей программы по разделам и темам с указанием количества часов. Общий объем часов определяется с учетом теоретических, практических и проектных заданий. Последние предназначены для самостоятельной работы учащихся и должны носить практико-ориентированный характер, отражать связь изучаемого материала с жизнью. Количество часов элективного курса может быть от 8 до 68.

Кратко программа элективного курса раскрывается в разделе “Содержание занятий элективного курса”. Здесь конспективно излагаются ключевые вопросы темы, ориентиры по данной проблеме. Содержание занятий может быть дополнено описанием форм или методов работы по теме.

Раздел “Методические материалы по элективному курсу” предназначен для более подробного освещения проводимых занятий. Сохраняя своеобразие и индивидуальность изложения каждого автора, составители стремились выделить в материалах общую структуру: название раздела, темы занятия, цель и методы работы; методический инструментарий, план занятия.

Завершает программу каждого курса список литературы.

Набор элективных курсов не должен быть спонтанным, он должен отражать профиль образовательного учреждения.

Организация введения предпрофильной подготовки – дело трудоемкое и кропотливое. Чтобы работа по переходу на предпрофильное обучение в школе была успешной, необходима личная заинтересованность каждого педагога по вопросам внедрения предпрофильного обучения, и прежде всего желание определить и повысить уровень своей педагогической грамотности.

Приложение