Русский язык в 8-м классе "Второстепенные члены предложения. Определение"

Разделы: Русский язык


Слайд 2. Учитель: Тема нашего урока сегодня: «Второстепенные члены предложения». Мы поговорим о роли второстепенных членов в предложении,   вспомним сведения о ВЧП, известные вам по курсу 5–7-го классов, познакомимся с видами определений.

Повторение изученного (слайд 3).

Слайд 4. Учитель: Укажите неверное утверждение:

  • словосочетание состоит из главного и зависимого слова;
  • подлежащее и сказуемое могут образовывать словосочетание;
  • словосочетанием считается только сочетание слов с подчинительной связью;
  • в словосочетании выделяется три типа подчинительной связи.

Ученик (предполагаемый вариант ответа): Неверно второе утверждение. Подлежащее и сказуемое не могут образовывать словосочетание.

Учитель: Докажите, что первое утверждение верное.

Учитель: Назовите три способа подчинительной связи слов в словосочетании.

Слайд 5. Учитель: Запишите только те сочетания слов, которые являются словосочетанием:

  • гранатовый браслет;
  • выучу наизусть;
  • сочиняю музыку;
  • позвонил друг;
  • варенье из вишни;
  • перед рассветом.

Ученик (предполагаемый вариант ответа): Я выписал словосочетания: гранатовый браслет; выучу наизусть; сочиняю музыку; варенье из вишни.

Примечание: одновременно с ответом ученика правильные варианты появляются на экране. У других учащихся есть возможность себя проверить. (Слайд 6)

Учитель: Объясните, пожалуйста, почему сочетания слов «позвонил друг» и «перед рассветом» не являются словосочетаниями.

Ученик (предполагаемый вариант ответа): «Позвонил друг» - грамматическая основа предложения, а «перед рассветом» - это существительное с предлогом.

Учитель: Укажите тип подчинительной связи каждого словосочетания.

Примечание: одновременно с ответом ученика правильные варианты появляются на экране телевизора. У других учащихся есть возможность себя проверить.

Учитель: Докажите правильность выполнения задания.

Учитель: Сегодня на уроке мы ещё будем говорить о способах подчинительной связи, а пока переходим к новой теме…

Введение в тему урока (слайд 7)

Учитель: Какое из предложений несёт больше информации? Наступила осень. После знойного лета наступила золотая осень.

Ученик (предполагаемый вариант ответа): Больше информации во втором предложении, т.к. в нём, кроме грамматической основы, есть второстепенные члены предложения.

Учитель: Что такое второстепенные члены предложения?

Учитель: Зачем в предложении нужны второстепенные члены?

Ученик (предполагаемый вариант ответа): ВЧП поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь.

Слайд 8. Учитель: По наличию или отсутствию ВЧП простые предложения делятся на 2 группы. Помогите мне заполнить схему.

Ученик (предполагаемый вариант ответа): По наличию или отсутствию ВЧП простые предложения делятся на 2 группы: распространённые и нераспространённые.

Слайд 9. Учитель: Какие вы знаете ВЧП?

Учитель: На экране  вы видите схему. Запишите её в тетрадь. Сейчас мы будем с ней работать.

Учащиеся переписывают схему.

Учитель: Как определить вид ВЧП?

Ученик (предполагаемый вариант ответа): Вид ВЧП нужно определять по вопросу. Но сначала надо найти грамматическую основу предложения.

Учитель: Каковы условные обозначения ВЧП?

Ученик (предполагаемый вариант ответа): Дополнение подчёркивается пунктирной линией, определение – волнистой линией, обстоятельство – тире-точка.

Слайд 10. Учитель: Что обозначают и на какие вопросы отвечают ВЧП?

Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране. Все учащиеся постепенно заполняют схему по ВЧП.

Слайд 11. Учитель: Мы вспомнили теорию. Давайте применять её на практике.

Дано предложение: «По склонам неслись дождевые потоки». Ниже вы видите стрелочки: горизонтальная и две вертикальные. Что они обозначают?

Ученик (предполагаемый вариант ответа): Горизонтальные – грамматическая основа предложения, а вертикальные – ВЧП.

Учитель: Заполняем устно эту условную схему. Назовите подлежащее и сказуемое.

Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране телевизора.

Учитель: Назовите ВЧП.

Ученик (предполагаемый вариант ответа): Потоки (какие?) дождевые – это определение, неслись (где? по чему?) по склонам – это обстоятельство места и дополнение.

Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране телевизора.

Учитель: Как называется второстепенный член, к которому можно задать несколько разных вопросов?

Ученик (предполагаемый вариант ответа): Такой ВЧП называется многозначным.

Слайд 12. Учитель: А теперь самостоятельно в тетради по аналогии составьте условную схему к другому предложению: «Вчера бурная вода с корнем вырвала могучий дуб».

Учащиеся в течение 1-1,5 минут работают самостоятельно.

Слайд 13. Учитель: Проверяем вашу схему!

Примечание: схема появляется на экране телевизора.

Учитель: Назовите и подчеркните многозначный ВЧП.

Учитель: Назовите группу подлежащего.

Учитель: Назовите группу сказуемого.

Слайд 14. Учитель: Какие ВЧП распространяют подлежащее?

Ученик (предполагаемый вариант ответа): Подлежащее распространяют определения.

Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране телевизора.

Учитель: А какие ВЧП относятся к группе сказуемого?

 Ученик (предполагаемый вариант ответа): Группа сказуемого – дополнение и обстоятельство. Определение только в том случае, когда оно распространяет какой-либо другой второстепенный член.

Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране телевизора.

Учитель: Прервёмся и подведём некоторые итоги. Что мы выяснили о ВЧП?

Ученик (предполагаемый вариант ответа): Существует три вида ВЧП: дополнение, определение, обстоятельство. Чтобы правильно определить вид ВЧП, надо выделить грамматическую основу, затем от определяемого слова задать вопрос к второстепенному члену. По вопросу определить вид. Если второстепенный член отвечает одновременно на несколько вопросов, то он называется многозначным. К подлежащему относится определение, а к сказуемому – дополнение, обстоятельство.

Объяснение нового материала (слайд 15).

Учитель: Устно определите вид выделенных ВЧП.

Плакучая ива тянула ветки к воде. (определение)

Дорожки посыпали жёлтым песком. (дополнение)

Утомившись в дороге, я крепко заснул. (обстоятельство)

На витрине стояла хрустальная ваза. (определение)

На витрине стояла ваза из хрусталя. (определение, обстоятельство)

Учитель: Одинаковый ли смысл  двух последних предложений? (да)

Учитель: Чем же отличаются эти предложения?

Ученик (предполагаемый вариант ответа): В этих предложениях есть синонимичные словосочетания: «хрустальная ваза» и «ваза из хрусталя».

Слайд 16. Учитель: проанализируем эти словосочетания. Укажите способ подчинительной связи слов.

Ученик (предполагаемый вариант ответа): «хрустальная ваза» - согласование; «ваза из хрусталя» - управление.

Слайд 17. Учитель: В зависимости от способа связи слов в словосочетаниях, определения бывают согласованные и несогласованные. Запишите схему в тетрадь, дополните её нашими примерами-словосочетаниями.

На экране появляется  схема «Виды определений».

Слайд 18. Учитель: Поговорим подробнее о согласованных определениях.

Учитель: Сколько вопросов можно задать к согласованному определению? (один)
Каков тип связи слов? (согласование)
Какие части речи согласуются? (имя прилагательное, причастие, местоимение, числительное).
Чаще всего согласованное определение стоит перед определяемым словом.

Примечание. Постепенно на экране появляется сводная запись о согласованном определении.

Слайд 19. Учитель: Рассмотрим несогласованные определения.

Учитель: Сколько вопросов можно задать к несогласованному определению? (несколько)

Каков тип связи слов? (управление, примыкание)

Как вы думаете, чем может быть выражено такое определение? (Существительное в косвенном падеже, инфинитив глагола, местоимение, наречие, цельное словосочетание).

Чаще всего несогласованное определение стоит после определяемого слова.

Примечание. Постепенно на экране появляется сводная запись о несогласованном определении.

Обобщение изученного.

Учитель: Как же узнать вид определения?

 Ученик (предполагаемый вариант ответа): Надо от определяемого слова задать вопрос. Согласованное определение отвечает на один вопрос (какой? чей? который?), а несогласованное – не только на вопросы определения, но и на вопросы других ВЧП. Согласованное определение может быть выражено именем прилагательным, причастием, местоимением, числительным. Несогласованное определение выражается другими частями речи.

Закрепление изученного материала (слайд 20).

Учитель: Закрепим изученное. Выполняем задание письменно. Спишите предложения, подчёркните грамматическую основу и определения, укажите вид определения.

Белые ручки чужие труды любят. (Гр. основа – ручки любят; согласованные определения – белые, чужие)

Она выбрала платье цвета бирюзы. (Гр. основа – она выбрала; несогласованное определение – цвета бирюзы)

Встреча с друзьями состоится в субботу. (Гр. основа – встреча состоится; несогласованное определение – с друзьями)

Бесконечна возможность познавать себя. (Гр. основа – возможность бесконечна; несогласованное определение – познавать)

Люди с рюкзаками мешали входящим в автобус. (Гр. основа – люди мешали; согласованное определение – с рюкзаками)

Украшение из серебра упаковали в красивую коробку. (Гр. основа – упаковали; согласованное определение – красивую, несогласованное – из серебра)

Учитель: Переделайте устно предложения с несогласованными определениями так, чтобы появились  согласованные определения.

Подведение итогов урока.

Учитель: Итак, давайте подведём итоги урока.

- Чем мы занимались на уроке? (повторяли ВЧП, говорили о видах определения)

- Что нового мы сегодня узнали? (какие бывают определения)

- Зачем нужны ВЧП? (ВЧП поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь)

- Какие ВЧП вы знаете? Как их отличить? (дополнение, определение, обстоятельство; ВЧП можно отличить по вопросам, которые мы задаём от определяемого слова)
- Как отличить согласованное определение от несогласованного? (определения также различаются по вопросу и способ выражения)
- Какова была цель урока? (вспомнить сведения о ВЧП, изученные в курсе 5–7-х классов, познакомиться с видами определений)
- Мы достигли поставленной цели? (да)

Самостоятельная работа(проверка результативности урока).  Приложение 2.

Слайд 21. Учитель: В таком случае я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу. Оставьте на столах ваши вещи и перейдите к компьютерам. Перед вами тест по теме сегодняшнего урока. Не забудьте зарегистрироваться. Внимательно читайте задание. Время работы – 3 минуты.

Учащиеся выполняют работу. В конце теста компьютер выставляет оценку.

Некоторые учащиеся в это время выполняют работу обычным способом: на листочках (компьютеров меньше, чем учеников; кто-то психологически не готов выполнять тест на компьютере…)
Учащиеся, выполнившие задания, садятся на свои места.

В конце урока – краткий анализ полученных результатов.

Домашнее задание (слайд 22).