Цели: повторить понятие “эпитет”, продолжить знакомство учащихся с ролью эпитетов в речи; формировать умение находить эпитеты в художественных произведениях, использовать при построении собственных текстов; обогащать словарный запас учащихся, воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.
Оформление урока.
На доске – тема и эпиграф. Презентация (Приложение 1) Легкая симфоническая музыка.
Царственное слово.
А. Ахматова
1. Сегодня у нас несколько необычный урок. Он связан с тем, что мы любим, что нам интересно – поэтическая мастерская.
За окном осень. Ласковая, теплая, сухая…
Задание. Продолжите ряд слов: КАКАЯ
осень?
Что мы сейчас подбирали к слову ОСЕНЬ? (эпитеты)
Кажется, главное назвать вещи своими именами: лес
– лесом; небо – небом; осень – осенью… Но стоит
добавить меткое художественное слово,
появляется образ. Все дело в том, что слово это,
как писала Анна Ахматова, «царственное».
(слайд №1)
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственное слово.
Тема нашего урока…
2. Как дерево одиноко выглядит без листвы, так и понятие, явление тускло без образных выражений.
(слайды №2,3)
3. Д.Э.Розенталь об эпитетах: «Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет».
(слайд №4)
Царственное слово является вдохновенному поэту в минуты его творческого взлета. Какие тропы помогают в этом художнику слова?
(слайд №5)
4. Лингвистический эксперимент
(слайд №6)
Дрожит изумрудная капля
В зеленых ладошках ольхи.Г. Граубин
Если оставить слово ЗЕЛЕНАЯ, капля и лист сольются (Словарь Ожегова: «изумруд – прозрачный драгоценный камень густо-зеленого цвета»)
5. Сообщение учащегося об эпитетах и их видах.
(слайды №7-12)
6. Чтение наизусть стихотворения К.Бальмонта «Снежинка».
Задание: Выпишите эпитеты из стихотворения К.Бальмонта.
(слайды №13-18)
7. Сообщение учащегося «Природа в лирике Сергея Есенина. (Презентация)
8. И. Бунин «Восход луны»
(слайд №19)
Задание: В текст поэта вставьте подходящие, на ваш взгляд, эпитеты.
(Учащиеся получают текст стихотворения с пропуском эпитетов)
Сравним ваш вариант с авторским.
(слайды №20-21)
В чаще шорох потаенный,
Дуновение тепла.
Тополь, сверху озаренный,
Перед домом вознесенный,
Весь из жидкого стекла.В чащу темную глядится
Круг зеркально-золотой.
Тополь льется, серебрится,
Весь трепещет и струится
Стекловидною водой.
Анализ стихотворения
– Какой увидел такую же ночь поэт Иван Бунин?
1. Выразительное чтение наизусть стихотворения подготовленной ученицей.
– О чём это стихотворение?
Чтобы понять и оценить это произведение, надо быть очень внимательным. Представим ночь. Всё засыпает…
– Объясните значение эпитета потаённый, подберите к нему синонимы.
– Мы можем не только услышать ночь, но и почувствовать на щеке её тёплое дыхание: Дуновение тепла… Прочтите эту строку медленно, и сочетание гласных словно создаёт эту волну тёмного воздуха. Двумя строчками создано ощущение тёмной летней ночи.
Вернёмся к названию стихотворения: ”Восход луны”.^ Но о луне ни слова. А чувствуете ли вы, как везде разлит её свет? Как создаётся это ощущение?
– Каким видит тополь поэт? Что вас удивило?
– Почему у Бунина так построена фраза?
Тополь, сверху озаренный,
Перед домом вознесенный…
– Что вы можете сказать о словах озаренный, вознесенный с точки зрения лексики? Подберите к ним синонимы. Какие из этих слов звучали торжественнее? Почему поэт использует эти слова? Когда человек говорит такими словами?
Смотрите, луны нет, а мы ее увидели. А еще – почувствовали, как поэт изумлен красотой этой лунной ночи и находит неожиданный образ: Весь из жидкого стекла... Мы пытались описать тополь словами, которые первыми пришли в голову. Бунин из всех признаков нашел один: «...весь из жидкого стекла». Может, это красивая фраза, представим этот тополь. Глянцевые листья похожи на стекло в лунном свете, они блестят, отражают этот свет.
– Почему жидкое стекло? В чем смысл этого эпитета?
Сравнение просто со стеклом сделало бы картину неподвижной. А листья тополя колеблются от «дуновения тепла», и вот стекло стало жидким, это лунный свет словно течет по тополю. Бунин именно таким увидел тополь и остановил прекрасное мгновение.
А луны все нет. И вот она появится в II строфе:
В чащу лунную глядится
Круг зеркально-золотой.
– Что необычного в этих строчках?
Это метафора, и луна словно нарисована: круг по
форме, зеркально-золотой – по цвету. И все на фоне
темной чащи. Но поэт опять смотрит не на луну, а на
тополь. Почему? Ведь стихотворение называется
«Восход луны»?
Важна не луна, а те ощущения, которые рождает
лунная ночь…
А они у него связаны с тополем.
Тополь льётся, серебрится,
Весь трепещет и струится
Стекловидною водой
– С какой целью употребляются глаголы? Что они обозначают? Что для поэта важнее: что происходит или как?
Глаголы создают живую, изменчивую картину. Глаголы-олицетворения играют здесь роль эпитетов.
2. Вновь читаем стихотворение.
Вывод. Автор рисует состояние природы, он остановил мгновение и передал своё впечатление от увиденного. Увидеть и остановить мгновенье, передать восторг, изумление в поэзии можно, как вы убедились, с помощью образного слова.
9. Закат
Задание 1: поберите эпитеты к слову ЗАКАТ.
А. Освещение неба при заходе солнца: алый, багровый, кроваво-красный, тусклый, ослепительный, огненный, розовый…
Б. Впечатление, психологическое восприятие: великолепный, томный, нежный, величественный, грустный, мрачный, пленительный, приятный…
В. Редкие эпитеты: бескровный, колдовской, застенчивый, огнедышащий, крылатый…
Задание 2: сравните свои ощущения с фрагментами из художественных произведений.
Овеян ласковым закатом
И сизым облаком повит,
Твой снег сияньем розоватым
На кручах каменных горит.В. Брюсов
Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.С. Есенин
В тот вечер был закат бескровен
И даль затянута свинцом.М.Дудин
Зловещий красный закат тревожил меня, бередя душу. В Тендряков
Задание 3: прочтите стихотворения, которые вы создали (проверка опережающего домашнего задания).
10. Домашнее задание
Стихотворение или художественный этюд с использованием эпитетов «Закат», «Рассвет», «Дождь», «Вечер» (по выбору).