Роль эпитета в поэзии. 8–9-е классы

Разделы: Русский язык


Цели: повторить понятие “эпитет”, продолжить знакомство учащихся с ролью эпитетов в речи; формировать умение находить эпитеты в художественных произведениях, использовать при построении собственных текстов; обогащать словарный запас учащихся, воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.

Оформление урока.

На доске – тема и эпиграф. Презентация (Приложение 1) Легкая симфоническая музыка.

Царственное слово.

А. Ахматова

1. Сегодня у нас несколько необычный урок. Он связан с тем, что мы любим, что нам интересно – поэтическая мастерская.

За окном осень. Ласковая, теплая, сухая…

Задание. Продолжите ряд слов: КАКАЯ осень?
Что мы сейчас подбирали к слову ОСЕНЬ? (эпитеты)
Кажется, главное назвать вещи своими именами: лес – лесом; небо – небом; осень – осенью… Но стоит добавить меткое художественное слово, появляется образ. Все дело в том, что слово это, как писала Анна Ахматова, «царственное».

(слайд №1)

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственное слово.

Тема нашего урока…

2. Как дерево одиноко выглядит без листвы, так и понятие, явление тускло без образных выражений.

(слайды №2,3)

3. Д.Э.Розенталь об эпитетах: «Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет».

(слайд №4)

Царственное слово является вдохновенному поэту в минуты его творческого взлета. Какие тропы помогают в этом художнику слова?

(слайд №5)

4. Лингвистический эксперимент

(слайд №6)

Дрожит изумрудная капля
В зеленых ладошках ольхи.

Г. Граубин

Если оставить слово ЗЕЛЕНАЯ, капля и лист сольются (Словарь Ожегова: «изумруд – прозрачный драгоценный камень густо-зеленого цвета»)

5. Сообщение учащегося об эпитетах и их видах.

(слайды №7-12)

6. Чтение наизусть стихотворения К.Бальмонта «Снежинка».

Задание: Выпишите эпитеты из стихотворения К.Бальмонта.

(слайды №13-18)

7. Сообщение учащегося «Природа в лирике Сергея Есенина. (Презентация)

8. И. Бунин «Восход луны»

(слайд №19)

Задание: В текст поэта вставьте подходящие, на ваш взгляд, эпитеты.

(Учащиеся получают текст стихотворения с пропуском эпитетов)

Сравним ваш вариант с авторским.

(слайды №20-21)

В чаще шорох потаенный,
Дуновение тепла.
Тополь, сверху озаренный,
Перед домом вознесенный,
Весь из жидкого стекла.

В чащу темную глядится
Круг зеркально-золотой.
Тополь льется, серебрится,
Весь трепещет и струится
Стекловидною водой.

Анализ стихотворения

– Какой увидел такую же ночь поэт Иван Бунин?

1. Выразительное чтение наизусть стихотворения подготовленной ученицей.

– О чём это стихотворение?

Чтобы понять и оценить это произведение, надо быть очень внимательным. Представим ночь. Всё засыпает…

– Объясните значение эпитета потаённый, подберите к нему синонимы.

– Мы можем не только услышать ночь, но и почувствовать на щеке её тёплое дыхание: Дуновение тепла… Прочтите эту строку медленно, и сочетание гласных словно создаёт эту волну тёмного воздуха. Двумя строчками создано ощущение тёмной летней ночи.

Вернёмся к названию стихотворения: ”Восход луны”.^ Но о луне ни слова. А чувствуете ли вы, как везде разлит её свет? Как создаётся это ощущение?

– Каким видит тополь поэт? Что вас удивило?

– Почему у Бунина так построена фраза?

Тополь, сверху озаренный,
Перед домом вознесенный…

– Что вы можете сказать о словах озаренный, вознесенный с точки зрения лексики? Подберите к ним синонимы. Какие из этих слов звучали торжественнее? Почему поэт использует эти слова? Когда человек говорит такими словами?

Смотрите, луны нет, а мы ее увидели. А еще – почувствовали, как поэт изумлен красотой этой лунной ночи и находит неожиданный образ: Весь из жидкого стекла... Мы пытались описать тополь словами, которые первыми пришли в голову. Бунин из всех признаков нашел один: «...весь из жидкого стекла». Может, это красивая фраза, представим этот тополь. Глянцевые листья похожи на стекло в лунном свете, они блестят, отражают этот свет.

– Почему жидкое стекло? В чем смысл этого эпитета?

Сравнение просто со стеклом сделало бы картину неподвижной. А листья тополя колеблются от «дуновения тепла», и вот стекло стало жидким, это лунный свет словно течет по тополю. Бунин именно таким увидел тополь и остановил прекрасное мгновение.

А луны все нет. И вот она появится в II строфе:

В чащу лунную глядится
Круг зеркально-золотой.

– Что необычного в этих строчках?

Это метафора, и луна словно нарисована: круг по форме, зеркально-золотой – по цвету. И все на фоне темной чащи. Но поэт опять смотрит не на луну, а на тополь. Почему? Ведь стихотворение называется «Восход луны»?
Важна не луна, а те ощущения, которые рождает лунная ночь…

А они у него связаны с тополем.

Тополь льётся, серебрится,
Весь трепещет и струится
Стекловидною водой

– С какой целью употребляются глаголы? Что они обозначают? Что для поэта важнее: что происходит или как?

Глаголы создают живую, изменчивую картину. Глаголы-олицетворения играют здесь роль эпитетов.

2. Вновь читаем стихотворение.

Вывод. Автор рисует состояние природы, он остановил мгновение и передал своё впечатление от увиденного. Увидеть и остановить мгновенье, передать восторг, изумление в поэзии можно, как вы убедились, с помощью образного слова.

9. Закат

Задание 1: поберите эпитеты к слову ЗАКАТ.

А. Освещение неба при заходе солнца: алый, багровый, кроваво-красный, тусклый, ослепительный, огненный, розовый…

Б. Впечатление, психологическое восприятие: великолепный, томный, нежный, величественный, грустный, мрачный, пленительный, приятный…

В. Редкие эпитеты: бескровный, колдовской, застенчивый, огнедышащий, крылатый…

Задание 2: сравните свои ощущения с фрагментами из художественных произведений.

Овеян ласковым закатом
И сизым облаком повит,
Твой снег сияньем розоватым
На кручах каменных горит.

В. Брюсов

Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.

С. Есенин

В тот вечер был закат бескровен
И даль затянута свинцом.

М.Дудин

Зловещий красный закат тревожил меня, бередя душу. В Тендряков

Задание 3: прочтите стихотворения, которые вы создали (проверка опережающего домашнего задания).

10. Домашнее задание

Стихотворение или художественный этюд с использованием эпитетов «Закат», «Рассвет», «Дождь», «Вечер» (по выбору).