Роль языковых единиц и их анализа в восприятии художественного текста

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (27 МБ)


Тип урока: урок применения навыков и умений.

Цель: совершенствовать умения производить комплексный анализ описательного текста с опорой на имеющиеся знания и навыки.

Задачи урока.

Обучающие. Актуализировать и закрепить теоретические знания о тексте, стиле и типах речи при анализе текста. Выявить роль лексических средств выразительности в создании образной системы текста. Применить знания в различных областях лингвистики: морфемике, словообразовании и орфографии; морфологии; синтаксисе и пунктуации

Воспитательные. Воспитывать чувство слова, культуру речи, эстетические чувства, умение видеть и понимать мир (мировоззрение).

Развивающие. Применить знания в различных областях лингвистики: морфемике, словообразовании и орфографии; морфологии; синтаксисе и пунктуации

Применить умения и навыки производить различные виды лингвистического анализа к комплексному анализу текста с целью выявить авторский замысел. Совершенствовать навыки устной монологической и диалогической речи, навыки работы с дополнительной литературой, доказательства тезиса; определения задач урока.

Оборудование к уроку: раздаточный материал (текст для комплексного анализа и кроссворд), мультимедийная презентация, лингвистические словари, интерактивная мышка.

План урока и приёмы и методы организации деятельности учащихся

I. Организационный момент. Постановка цели урока ( наглядные, словесные, постановка проблемного вопроса, фронтальная).

II. Актуализация ЗУН (наглядный(ИКТ), проблемно-поисковый (вопросы учителя), репродуктивный(применение знаний, умений и навыков, полученных ранее при решении кроссворда), парный, индивидуальная форма деятельности).

III. Основной этап. Применение навыков и умений. Комплексный анализ текста.

  1. Первичное восприятие текста, чтение вслух (наглядный (раздаточный материал и ИКТ), словесный).
  2. Стилистический и типологический анализ текста (беседа, проблемно-поисковый (анализ языковых единиц), дедуктивный (умение обобщать, делать выводы)).
  3. Физкультминутка (здоровьесберегающие технологии).
  4. Лексический анализ текста (индивидуальный (работа с индивидуальными карточками), беседа, наглядный (ИКТ, разд.мат-л), слуховой (колокольный звон), репродуктивный, проблемно-поисковый, дедуктивный).
  5. Словообразовательный, морфемный и орфографический анализ (проблемно-поисковый, наглядный (ИКТ), словесный, практический (морфемный разбор), дедуктивный, репродуктивный).
  6. Морфологический анализ текста (наглядный (ИКТ), словесный, практический, дедуктивный, проблемно-поисковый).
  7. Синтаксический и пунктуационный анализ (проблемно-поисковый, наглядный (ИКТ), практический (составление схем предложений), словесный, дедуктивный).
  8. Самостоятельная работа (самостоятельная работа (составление плана анализа текста)).

IV. Информация о домашнем задании (наглядный (ИКТ), словесный).

V. Оценивание. Подведение итогов урока. Рефлексия (наглядный, словесный, репродуктивный, дедуктивный).

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка цели урока.

Слайд № 1.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня необычный урок, открытый.

Тема урока “Роль языковых единиц и их анализа в восприятии художественного текста”.

Все ли слова в теме понятны? (языковые единицы и их анализ должны помочь понять художественный текст)

Исходя из темы, какую цель поставим перед собой?

Ученики. Должны проанализировать языковые средства, чтобы понять содержание художественного текста.

Слайд № 2

Эпиграфом к уроку я взяла слова русского учёного, поэта М.В. Ломоносова “Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.”

Зачем же мы будем анализировать текст?

Давайте посмотрим на экран

(Фильм)

Чтобы научиться видеть и мыслить, т.е. понимать то, что видим

Чтобы научиться изображать, т.е. являть в образе, представлять доступно чувствам

Чтобы передать увиденное, понятое, представленное в образах с помощью слова

Зачем? Это основной вопрос, на который вы найдёте ответ на уроке.

Еще раз обратитесь к теме урока и скажите, что нужно знать, чтобы успешно выполнить поставленную цель?

Ученики. (Что ответят ученики)

1. Повторить сведения о тексте как речевой единице.

2. Выявить роль лексических средств выразительности в создании образной системы текста.

3. Применить знания в различных областях лингвистики:

  • морфемике, словообразовании и орфографии
  • морфологии
  • синтаксисе и пунктуации.

4. Обобщить, сделать выводы по проделанной работе.

Для начала вспомним теорию.

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

Учитель. Прежде, чем приступить к анализу текста, проверьте себя, готовы ли вы к этому. У каждого есть кроссворд. Решите его, обсуждая задания в парах.

Вы вспомнили несколько основных понятий, которые пригодятся для комплексного анализа текста.

В качестве текста я выбрала отрывок из повести “Поединок” А.И. Куприна. Этот человек, живший на стыке двух веков, был свидетелем страшных событий, происходивших в России в начале XX века, пережил нищету, голод, эмиграцию, но вернулся на Родину и умер на Родине. По воспоминаниям друзей, был недюженной физической силы. Он спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане, организовывал атлетические общества, был дантистом и грузчиком, и в то же время автором таких трогательных произведений, как “Поединок”, “Гранатовый браслет”, “Олеся” “Белый пудель”, “Ю – ю”.

III. Основной этап. Применение навыков и умений. Комплексный анализ текста.

1. Первичное восприятие текста и его выразительное чтение.

Слайд № 5

Учитель. А. Прочитайте текст про себя. Обратите внимание на знаки препинания, которые подскажут интонационный рисунок.

(1) Сквозь вторую, ещё не выставленную раму до Ромашова доносились дрожащие, точно рождающиеся один из другого звуки благовеста, по-весеннему очаровательно грустные. (2) Сейчас же за окном начинался сад, где во множестве росли черешни, все белые от цветов, круглые и кудрявые, точно стадо белоснежных овец, точно толпа девочек в белых платьях. (3) Между ними возвышались стройные тополи с ветками, молитвенно устремлёнными вверх, в небо, и широко раскидывали свои мощные купообразные вершины старые каштаны. (4) Деревья были ещё пусты и чернели голыми сучьями, но уже начинали желтеть первой, пушистой, радостной зеленью. (5) Утро выдалось ясное, яркое, влажное. (6) Деревья тихо вздрагивали и медленно качались. (7) Чувствовалось, что между ними бродит ласковый прохладный ветерок, и заигрывает, и шалит, и, наклоняя цветы книзу, целует их. Слайд № 6

Б. Выразительно прочитайте текст вслух.

2. Содержательный анализ текста

Учитель. Докажите, что это текст

Ученики.

1. Состоит из нескольких предложений.

2. Все предложения связаны между собой по смыслу и грамматически (идут в определённой последовательности).

3. Имеет тему и микротемы.

Учитель. Какова тема?

Ученики. Тема: "Сад"

Учитель. Почему вы решили, что сад – основная тема текста?

Ученики. Черешни, тополи, каштаны объединены в целое – сад.

Учитель. Определите стиль речи

Ученики. Художественный стиль

Учитель. Какова его типология?

Ученики. Описание.

Учитель. Докажите.

Учитель. Чтобы доказать, что всё сказанное о тексте верно, нужен анализ.

Но сначала физкультминутка

Слайд № 9

Лексический анализ текста

Опережающее задание - 2 ученика. С помощью толковых словарей определить лексическое значение слов благовест и купа.

Карточка № 1

Определите лексическое значение слова “БЛАГОВЕСТ”.

Карточка № 2

Определите лексическое значение слова “КУПА”.

Учитель. Вы сказали, что стиль речи художественный, тогда какие лексические средства художественной изобразительности легли в основу текста? Найдите их.

Ученики. Сравнение и метафора (олицетворение).

Учитель. Докажите.

Ученики. Герой текста сравнивает деревья с белоснежными овцами, с толпой девочек в белых платьях с помощью слова “точно” в значении союза “как”, уподобляя и наделяя их признаками живых существ. Они “молитвенно” устремляют вверх свои ветви, вздрагивают, бродят, заигрывают, шалят, целуют.

Учитель. Какие ещё средства выразительности использует автор?

Ученики. Градация (бродит, заигрывает, шалит, целует), эпитеты (грустные, круглые, кудрявые, белоснежные и др.).

Слайд № 10

Определите лексическое значение слов “благовест” и “купа”.

Ученики. Благовест –а м. Колокольный звон перед началом службы. Пасхальный б. (С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка)

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ). Слово “благовест” на современном этапе имеет 1 корень. Это исторически заимствованное слово (так же, как и искусство).

Купа ж. (копить, копа) груда, куча, ворох, кипа; группа, сбор, собрание вещей, предметов в одно место. Купность ж., совокупность. Купина ж. Вообще, соединение нескольких предметов: куст, купка деревьев или кустов; сноп, букет.

Учитель. Каким синонимом можно заменить слово “купа”, чтобы было понятно его лексическое значение?

Ученики. Груда, нагромождение, группа

Слайд № 11

Учитель. Обратите внимание ещё на одно выделенное слово “купообразный”. Как вы понимаете значение этого слова, исходя из его строения и образования? Запишите, сделайте морфемный разбор.

Ученики. Слово имеет 2 корня: куп- и –образ-, и тоже образовано сложением с соединительной гласной.

Учитель. По Ожегову, слово “образ” имеет значение “вид”, “облик”, т.е. “вершины старых каштанов” имеют вид, облик чего?

Можно ли их отнести к одной стилистической группе?

Сделаем вывод по проделанной работе. Лексику какой стилистической группы автор использует в тексте? Зачем?

Какую роль в тексте играют лексические средства художественной изобразительности?

Вывод. Лексические средства художественной изобразительности помогают ярче представить картину весеннего сада.

3. Словообразовательный, морфемный и орфографический анализ

Учитель. Вы сказали, что слово “купообразный” образовано сложением с помощью интерфекса (соединительной гласной). Какой раздел лингвистики помогвам это определить? Дадим анализ слов с т.з. словообразования и морфемики.

Найдите в тексте ещё одно слово, образованное с помощью сложения с соединительной гласной.

Ученики. Белоснежных.

Учитель. Сколько раз автор использует слова с корнем БЕЛ-? Почему так часто?

Какой смысл вкладывает автор с эти слова и зачем? Подберите синонимы.

Ученики. 3 раза. Автор привлекает внимание к чистоте, нетронутости, девственности деревьев.

Учитель. Чьими глазами мы видим сад? (…) . Т.Е. через призму состояния героя.

Учитель. Я хочу обратить ваше внимание на 3-е предложение. Какие глаголы выражают состояние природы?

Ученики. Возвышались, раскидывали.

Учитель. Выделите в них приставки. От чего зависит правописание согласных в них? Какое значение вносят эти приставки в глаголы?

Ученики. Расширяют пространство вверх и вширь, увеличивают его. Возможно, речь идет и о душе героя, а не только о природе. Душа становится возвышенней, шире, готова вместить в себя весь мир.

4. Морфологический анализ глаголов

Учитель. Какой вид анализа мы сделали, чтобы понять состояние героя, глазами которого видим сад?

Продолжим работу с глаголами. Какой раздел лингвистики поможет нам?

Слайд № 12

Почему разделила глаголы на 2 группы? По какому морфологическому признаку?

Ученики. По временному

Какие глаголы преобладают в тексте?

Ученики. В основе текста лежат глаголы несовершенного вида, прошедшего времени.

Учитель. Как вам кажется, эта форма глаголов является подтверждением принадлежности текста к типу речи описание? Т.е. создан единый временной фон?

Слайд № 13

Учитель. Эти глаголы создали единый временной план, значит их можно считать средством связи предложений в тексте.

Учитель. В каком предложении меняется временной план? Как это влияет на восприятие текста?

Ученики. В 7 предложении. Действие ускоряется. Автор использует ряд однородных членов предложения ( приём градации (бродит, заигрывает, шалит, целует)) для усиления эмоциональной выразительности, воздействующей силы текста.

Слайд № 15

Учитель. Что нам дал морфологический анализ глаголов?

Ученики. Глаголы помогли понять эмоциональное состояние героя.

Учитель. Каково же оно?

5. Синтаксический и пунктуационный анализ текста

Учитель. До сих пор мы говорили об отдельных словах, частях речи. Теперь поговорим о предложениях. Какой раздел лингвистики изучает это? (синтаксис и пунктуация)

Итак, автор использует ряды однородных членов предложения (градацию), усиливающую эмоциональное воздействие на читателя. Как это выразилось синтаксически?

Ученики. Автор использует однородные члены предложения и многосоюзие.

Учитель. Составьте схему предложения, объясняя пунктуацию в зависимом предложении и функцию знаков препинания в этой конструкции.

Ученики. (О, и О, и О, и, /__//__/, О). Отделяющая функция.

В каких ещё предложениях использованы однородные члены предложения. Какова их роль?

Ученики. Каждое предложение содержит однородные члены. Все они создают образ сада, чистого, нетронутого летней пылью.

Учитель. Чем ещё осложнены предложения?

Ученики. 1). Согласованными определениями, выраженными прилагательными с зависимыми словами, одиночными прилагательными и причастным оборотом (1, 2,3-е предложения).

Учитель. Назовите определяемые слова.

Ученики.

Слайд № 16

Учитель. Что дают нам как читателю эти обороты и однородные конструкции?

Вывод. Использованные в тексте синтаксические средства помогают услышать не просто звуки, а по-весеннему очаровательно грустные; увидеть не просто черешни, а …; не просто тополи, а …, т.е. помогают представить мелкие детали, из которых они состоят.

Учитель. Что помогает герою так воспринимать мир, который его окружает?

БЛАГОВЕСТ

Можно ли сказать, что сад, каким его воспринимал Ромашов, отражает его состояние?

Что могло случиться с героем, что он так воспринимает окружающий мир?

(………….)

Об этом вы узнаете в повести А.И. Куприна “Поединок”.

Обратите внимание на тревожное название повести “Поединок”. Но мы работаем с маленьким отрывком, и давайте его озаглавим.

Какие слова примкнут к слову “сад”: утренний, радостный, ясный, весенний?

Становится ли понятна роль прилагательных в описательном тексте? Почему?

6. Самостоятельная работа.

Учитель. Что делали на уроке? С какие языковые единицы помогли нам?

Составьте план анализа текста, который бы помог вам в дальнейшем проводить анализ художественного текста.

IV. Информация о домашнем задании.

Слайд № 17

Напишите сочинение-рассуждение “Какую роль играет пейзаж в понимании состояния героя?”

  • По какому плану будет строиться ваше сочинение-рассуждение?
  • Как будете оформлять аргументы?
  • Какое минимальное количество слов должно быть в сочинении?

Желаю успеха.

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Учитель.

Сегодня на уроке работали:…

Подведём итог. Вернёмся к эпиграфу урока: “Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.” Зачем анализировали текст? Удалось ли это сделать? Какую роль выполняли языковые единицы и их анализ в восприятии текста Куприна?

Слайд № 18

Разгадай кроссворд

Горизонталь:2. Средство художественной изобразительности, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству и контрасту.6. Главная обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображенному.8. Раздел науки о языке, изучающий образование слов.10. Словарный состав языка

Вертикаль:

1. Несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически, объединенных одной темой.

2. Раздел науки о языке, изучающий части речи.

3. Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию.

4. Художественное поэтическое определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления

5. Круг явлений и событий, образующий основу произведения.

7. Фигура речи, основанная на расположении слов, словосочетаний и т.д., при котором каждое последующее усиливает или ослабляет значение предыдущего.

8. Средство художественной изобразительности, основанное на уподоблении явлений, предметов, состояний, при котором свойства или качества одного явления, сопоставляются со свойствами другого.

9. Самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета.

Используемая литература и Интернет-ресурсы

  1. Учебник Русский язык, 9 класс под ред. М.М. Разумовской, “Дрофа”, 2008
  2. А.И. Куприн. Поединок
  3. А.А. Пронина. Лингвистический анализ текста как средство развития речи учащихся. – СПб, 1998
  4. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Анализ современного урока. Практическое пособие. “Учитель”, 2006
  5. План выдержан в режиме
  6. Программа Hot Potatoes
  7. Программа Windows Movie Maker для создания фильмов