Русская фразеология. 10-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (134 кБ)


Цели:

  • Общеобразовательная: – обобщение и дальнейшая систематизация знаний;
  • Развивающая: развивать коммуникативную компетенцию учащихся;речь, память, внимание, вербально-логическое мышление, аналитико-синтетическую деятельность учащихся, умения сравнивать, обобщать, классифицировать, работать со словарями;
  • Воспитывающая: воспитывать самостоятельность, умение сопереживать, стремление совершенствовать речевое мастерство, повышать речевую культуру. Способствовать формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Оборудование: мультимедийная система; “Фразеологический словарь русского языка” под редакцией А.И Молоткова, 1967г., “Фразеологический словарь русского литературного языка”, составленный А.И.Федоровым, 1995 г., “Толковый словарь крылатых слов и выражений”, автор-составитель А.Кирсанова, М., “Мартин”, 2003 г.

Структура урока и хронология каждого этапа.

Название этапа и его дидактическая задача Содержание этапа
I . Организационный момент – 1 мин.

Подготовка к начальной работе на уроке.

II. Мобилизующий этап – 3 мин.

Подготовка учащихся

к повторению и систематизации изученного материала.

III. Обобщение и систематизация знаний.

Работа в группах – 30 мин.

Привести полученные знания в систему. Выделить главные моменты.

 

IV. Работа с текстом. – 4 мин.

V. Подведение итогов – 2 мин.

Предварительное выявление итогов урока на основании мнения учащихся.

Приветствие. Проверка готовности, средства обучения, оборудования, цель.

Постановка перед учащимися проблемы.

Формирование темы и цели урока.

 


Выполнение заданий в группах, которые позволяют пользоваться системой (индукция, дедукция) для выявления целостности данной темы:

– фразеологизм и его признаки;
– образование фразеологизмов;
– источники русских фразеологизмов;
– употребление фразеологизмов в речи.

Выступления учащихся, обсуждение хода урока, самоанализ, стимулирование учащихся.

Ход урока

(Дети сидят в группах по 5 чел.)

Учитель: Здравствуйте, ребята!

– Прочитайте четверостишья. (Написаны на экране и на листах у каждого ученика.)

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой не разольешь.

Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперек.
И так устали мы в дороге,
Что еле волочим ноги.

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь медвежью услугу.

Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши вянут.

Учитель: Что же объединяет эти четверостишья?

Ученик: Фразеологизмы: водой не разольёшь, еле волочим ноги, вдоль и поперек, медвежья услуга, кто в лес, кто по дрова, уши вянут).

Учитель: Какова тема нашего урока? (Фразеология.)

– Запишите тему урока. (Презентация Слайд 1: “Русская фразеология”).
– Что обозначает слово “фразеология”? (Фразис – “выражение”, логос – “учение”).
– Что такое фразеология? (Особый раздел лингвистической науки).
– Что еще называютфразеологией? (Весь состав таких выражений в языке)

(Слайд 2: Фразеология – состав фразеологических сочетаний в языке. Фразеологизм или фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов)

Учитель: – Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем материал по данной теме. А зачем нужны фразеологизмы? (Фразеологизмы помогают обогатить нашу речь).

Учитель: – Прежде чем приступить к работе, вспомним правила для учащихся, работающих в группах. (Слайд 3 “Правила работы в группах”)

– Прошу подойти ко мне по 1 человеку от каждой группы и выбрать конверт. Для выполнения задания № 1 вам потребуется умение отличить фразеологизм от свободного словосочетания. (Слайд 4 – заголовок: “Фразеологизм и его признаки”.)

Задание 1.

1-я группа. Определите, какие из выделенных словосочетаний являются фразеологизмами. Докажите, что остальные выделенные сочетания свободные. Распределите в два столбика.

1. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер. 2. Человек остановился и дал ему прикурить. Наша часть в этом бою дала врагу прикурить. 3. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. 4. Расстояние мы определили на глаз. На глаз больного наложили повязку.

2-я группа. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами. Назовите признаки фразеологизмов.

Работали все; его не обманешь; он вдруг замолчал ; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться.

Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; на мякине не проведешь; ни зги не видно.

3-я группа. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов. О каком признаке фразеологизмов идет речь?

(Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, лиса, собака), чье мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стенку, дверь); как мертвому (банки, припарки, горчичники).

4-я группа. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.

Душа в пятки… . Без …в голове. Семи пядей во … И в ус не … Как сыр в масле … Мерить на свой … За тридевять… Как зеницу … Как собаке пятая … Отольются волку овечьи …Гусь свинье не …

5-я группа. Фразеологизмы часто совпадают по лексическому составу со свободными словосочетаниями, существенно различаясь по значению. Составьте с каждым из приведенных словосочетаний по два предложения. В одном используйте словосочетание как фразеологизм, а в другом – как свободное словосочетание.

Идти навстречу, лед тронулся, между двух огней, заткнуть за пояс.

– Итак, закончили работу. Проверим. Какие знания надо было применить, чтобы выполнить задание? (Знать признаки фразеологизмов и свободных словосочетаний.)
– Чем же отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний? Слайд 4 – продолжение.

Задание 2. (Представители от групп берут следующие конверты на столе учителя. Слайд 5. Образование фразеологизмов).

Группа 1. Определите, какие из приведенных ниже фразеологизмов имеют сходные по составу свободные словосочетания. Как же фразеологизмы возникли?

Не нюхать пороху, пожинать лавры, подставлять ногу, поймать на удочку, сбрасывать с плеч, становиться поперек пути, темна вода во облацех, не в своей тарелке, пальчики оближешь.

Группа 2. Определите образную основу фразеологизмов и как они возникли. Запишите.

Корабль пустыни, королева полей, презренный металл, мозги набекрень, белые мухи, черное золото, пятый океан, человек в футляре.

Группа 3. Какие фразеологизмы возникли на базе приведенных пословиц?

Выпишите.

Что было, то быльем поросло. На леченом коне далеко не уедешь. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Мужик задним умом крепок. На сердитых воду возят. Мелко плавать – дно задевать. Утопающий хватается за соломинку. Близок локоток, да не укусишь.

Группа 4. Определите, на базе каких фразеологизмов возникли данные.

Брать на карандаш, навострить слух, кормить завтраками, отводить глаза, на всех парах, ариаднина нить, зеленый свет.

Группа 5. Определите возникновение русских фразеологизмов.

Играть первую скрипку, быть или не быть, золотая середина, ставить точки над I, постфактум, ахиллесова пята, игра не стоит свеч, в здравом уме и твердой памяти. (Можно пользоваться словарем)

Проверка работы в группах. Представление результатов.

Учитель: – Проверяем работу. Каждая группа дает ответ на вопрос: как возникают фразеологизмы, используя пример выполненных упражнений.

(1-я группа – фразеологизмы возникают на базе свободных словосочетаний; 2-я группа – фразеологизмы возникают из отдельных слов; 3-я группа – фразеологизмы возникают из пословиц и поговорок; 4-я группа – фразеологизмы возникают из других фразеологизмов; 5-я группа – фразеологизмы возникают иноязычных фразеологизмов).

Учитель: Сколько существует типов материала, на базе которого созданы русские фразеологизмы? (Слайд 5 (продолжение). Типы образования фразеологизмов).

Задание 3 (ученики берут конверты).

Учитель: Определите источники (происхождение) фразеологизмов. (Слайд 6. Источники фразеологизмов.)

(Самостоятельная работа по учебнику упр. 78, 86, а одна группа – по карточке).

Задания – в конвертах:

1-я гр. – упр.78: выписать фразеологизмы исконно русского происхождения.
2-я гр. – упр. 78: старославянского.
3-я гр. – упр. 78: западноевропейского.
4-я гр. – упр. 86 (работа со словарем 4 и 5 гр.)
5-я гр. – Определить, из каких языков произошло заимствование, его значение. Как называется такой вид заимствования?

Синий чулок, разбить наголову, хранить молчание, а король-то голый, иметь зуб против кого-нибудь, перейти Рубикон.

Учитель: Работа закончена. Проверять будем по “ключу” (Cлайд 6 – упр.78).

Взаимопроверка. 1 группа отдает тетради второй, вторая – третьей, а третья – первой. Четвертая и пятая группы тоже меняются своими тетрадями. Выставляют оценки, нормы знают. Обращается внимание на упр.86, учащиеся других групп делают записи в свои тетради). (Приложение 1. “Ключ” к упр. 86.)

Учитель: Назовите источники русских фразеологизмов. (Ответы учеников).

(Слайд 7 . Источники, или “Деление по происхождению”).

Задание 4.

Учитель: Выполняя задание 4, мы увидим, зачем нужны фразеологизмы. (Ученики берут конверт с заданиями).

1-я гр. Определите, какие фразеологизмы лишены образности, а какие имеют образный характер. Запишите в два столбика.

Повестка дня, кормить завтраками, глаза на мокром месте, иметь значение, гашеная известь, сбрасывать маску, гласные звуки, как гром средь ясного неба, двенадцатиперстная кишка, пустой карман.

2-я гр. Выпишите из словаря фразеологизмы со словом “курица”. Что могут выражать фразеологизмы?

Фразеологизмы со словом “курица”.

  • Раскудахтался, как курица;
  • Орлам случается и ниже кур спускаться;
  • Как мокрая курица;
  • Курам на смех;
  • Куриная память.

3-я гр. Установите, какой художественный прием (гипербола, литота, сравнение) лежит в образной основе фразеологизма.

Косая сажень в плечах – “широкоплечий” (сажень = 2 м 134 см); как сыр в масле кататься – “жить в достатке, довольстве”; (промокнуть) до нитки – “совсем, насквозь”; как пробка – “глупый”; хоть пруд пруди – “много”; от горшка два вершка – “о маленьком ребенке”, кот наплакал –“мало”.

4-я гр. Подберите к данным фразеологизмам синонимические пары.

Тертый калач –
Мурашки по спине ползают –
Мороз по коже пробирает –
От корки до корки –
Только пятки засверкали –
Хоть волком вой –
Провести на мякине –
Тьма кромешная –

Слова для справок: и след простыл, мурашки пошли по коже, ни зги не видно, от доски до доски, стреляный воробей, мороз по коже пошел, обвести вокруг пальца, хоть караул кричи.

5-я гр. Подберите фразеологизмы-антонимы к данным.

Мухи не обидит –
Курить фимиам –
И швец и жнец и в дуду игрец –
Душа в душу –
Себе на уме –
Непочатый край –

Для справок: раз-два и обчелся; пальца в рот не клади, лить грязь, ни в дудочку ни в сопелочку, как кошка с собакой, душа нараспашку.

(Самостоятельная работа учащихся).

Учитель: Посмотрите на выполненные задания и скажите, зачем нам нужны фразеологизмы?

Ученики: Отражают явления действительности, служат для передачи мыслей, могут выражать положительное и отрицательное отношение, создают образы, украшают нашу речь.

Учитель: Какие художественные приемы создают образность? (Сравнения, гиперболы, литоты).

Учитель: Какие фразеологизмы служат для отражения явлений действительности?

(Нечленимые по смыслу фразеологизмы.)

Учитель: А какие фразеологизмы служат для передачи мыслей? (Членимые)

Учитель: Как их отличить? (Если можно подобрать синоним, то это членимый, а если нет, то нечленимый фразеологизм).

(Слайд 8: Употребление фразеологизмов в речи)

Учитель: Посмотрите на слайд. О чем мы ещё не говорили? (Что фразеологизмы имеют стилистическую окраску.)

– В какой речи используется? (В разговорной и книжной.)

Задание 5.

Учитель: Прочитайте выразительно текст, найти фразеологизмы, выпишите их и определите роль в тексте. (Приложение 2)

Проверка работы.

Учитель: Назовите выписанные фразеологизмы (преставился, Богу душу отдал, не дай Бог, в ящик сыграл, приказал долго жить, перекинулся, ноги протянул, помирают, дуба дают, гигнулся).

– Какое лексическое значение? (Умер человек.)
– Чем отличаются?(Имеют свои смысловые оттенки, свои оценочные особенности.)
– Назовите стилистическую окраску. (Эти фразеологизмы имеют разговорную окраску. Они не только обозначают определенное явление действительности, но и характеризуют его.)
–Какую роль играют фразеологизмы нашей речи? (Они придают ей образность, выразительность, стилистическую окраску – книжную или разговорную.)

Рефлексия.

Учитель: Задания мы все выполнили. Но сегодня мы работали в группе. Я прошу каждую группу дать оценку своей работы. Остальные могут дополнить. Чья работа сегодня была для группы очень ценной и полезной?

Итог.

Учитель: Итак, вспомните, какова была цель нашего урока?

– Достигли ли мы этой цели?

Ученики: Да, мы систематизировали наши знания по теме “Русская фразеология”. Упражнения выполнялись по определенным темам, и это хорошо укладывалось в голове. Слайды подводили итог наших бесед. Урок прошел интересно.

Учитель: Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка. Знакомство с фразеологией помогает нам глубже понять историю и характер нашего народа. Таким образом, изучение фразеологии вводит нас в лабораторию народа-языкотворца, и не случайно с таким вниманием изучают ее писатели, которые видят во фразеологии великолепные примеры образного выражения явлений действительности.

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, высказывание М.Горького (Слайд 9):

В простоте слова – самая великая мудрость.
Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложены в них на целые книги
М.Горький..

– Надеюсь, что и вы продолжите изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства, для повышения речевой культуры.

Домашнее задание: упр. 91,по заданию, или написать небольшое сочинение, где была бы показана роль фразеологизмов в речи.