Дидактическая цель: создать условия для систематизации и повторения учебного материала, информационно-технологической компетентности у учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Цели:
- образовательная: обобщить сведения об ученых-лингвистах, их вкладе в развитие русского языка;
- развивающая: развивать опыт творческой деятельности в форме умений применения знаний по русскому языку, информационным технологиям;
- воспитательная: формировать ценностное отношение к наследию ученых-лингвистов, самопознанию, саморазвитию, показать процесс познания как ценность для каждого человека.
В связи с этим перед учителем стоят следующие задачи:
- познакомить учащихся с наиболее значимыми этапами развития лингвистической мысли в России, с терминами и понятиями, соответствующими данной теме;
- познакомить учеников с выдающимися русскими лингвистами, фактами из их жизни, их вкладом в развитие как мирового, так и отечественного языкознания;
- помогать овладевать соответствующей терминологией;
- воспитывать внимание и бережное отношение к достоянию отечественной лингвистики;
- развивать у учащихся аналитическое мышление и речь, помогать освоению приемов научно-исследовательской работы при изучении родного языка и основ науки о языке;
Знания, умения, навыки, полученные учениками в ходе урока:
- знакомство с выдающимися представителями русской лингвистики Ф.Ф.Фортунатовым и И.А.Бодуэн де Куртене, их исследовательской деятельностью;
- овладение терминологией: «научная система», «лингвистика», «лингвист», «языковед» и т.д.,
- закрепление изученного материала по морфологии, фонетике;
- отработка навыков фонетического и морфологического разбора;
- приобретение компетентности в сфере изучаемого предмета, соответствующей возрастному уровню.
Оборудование урока: Мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS Power Point «Русские ученые – лингвисты, внесшие вклад в изучение русского языка».
План урока:
- Организационный момент.
- Объяснение нового материала и демонстрация слайдов.
- Игра «Лингвистическое лото».
- Объяснение нового материала и демонстрация слайдов.
- Обобщение изученного материала.
- Объяснение нового материала и демонстрация слайдов.
- Обобщение изученного материала.
- Рефлексия.
- Итог урока. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слайд 1.
Слово учителя о целях и задачах урока с использованием ЦОР, о роли русских ученых-лингвистов в развитии науки о русском языке.
II. Объяснение нового материала и демонстрация слайдов.
Слайд 2.
– Что такое языкознание?
Языкознание (лингвистика) – наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях, общих законах строения и функционирования человеческого языка.
– Когда появилось языкознание?
Развивалось на Древнем Востоке: в Месопотамии, Сирии, М. Азии и Египте, а также в Древней Индии (5-4 вв. до н. э.) Слайд 3
– Кого мы называем лингвистом?
Лингвист (языковед) — ученый, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению). Первые русские лингвисты: М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, А.А. Потебня.
III. Игра «Лингвистическое лото».
Слайд 4
Раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слов | Раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения | Раздел языкознания, изучающий устойчивые сочетания слов |
Раздел языкознания, изучающий части речи | Раздел языкознания, изучающий звуки | Раздел языкознания, изучающий постановку знаков препинания |
Раздел языкознания, изучающий правильное написание слов | Раздел языкознания, изучающий происхождение слов | Раздел языкознания, изучающий стили речи |
(Слова для справок: лексика, фонетика, орфоэпия, фразеология, морфология, пунктуация, стилистика, этимология, орфография)
Такие же таблицы находятся на каждой парте у учащихся. Рядом находятся карточки с ответами.
– У вас на партах находятся таблицы и карточки с названиями разделов науки о языке. Распределите соответствующие карточки в ячейки этой таблицы. Дайте определение каждому разделу науки о языке.
IV. Объяснение нового материала и демонстрация слайдов.
Слайд 5
В России конца XIX века сложились две большие лингвистические школы — Московская и Казанская. Их основателями были два великих русских лингвиста – Филипп Фёдорович Фортунатов и Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ.
Слайд 6
Филипп Федорович Фортунатов, русский языковед. Родился 2 января 1848 в Вологде в семье учителя. В 1868 окончил Московский университет. За четверть века преподавательской деятельности в Москве Фортунатов прочел множество разнообразных университетских курсов по сравнительно-исторической грамматике, общему языкознанию и древним индоевропейским языкам и стал основоположником Московской лингвистической школы.
Слайд 7 Исследовательская деятельность Ф.Ф.Фортунатова.
Фортунатов особенно активно занимался сравнительно – историческим языкознанием. Изучал древнеиндийские памятники письменности. Ф.Ф.Фортунатов ввёл термин морфология вместо бытовавшей в то время этимологии и разработал учение о форме слова, превратив морфологию в самостоятельную дисциплину. учение о форме слова опиралось на реально существующее в языке материальное выражение этой формы, т.е. форма слова могла быть установлена только там, где она материально представлена.
Слайд 8 Представители Московской лингвистической школы.
V. Обобщение изученного материала.
Слайд 9
– Что изучает морфология?
– Что такое спряжение и склонение?
Какие морфемы вы знаете?
– Назовите известные вам части речи?
– Какие способы образования слов вы знаете?
Слайд 10 Морфологические нормы современного языка
Произведите морфологический и словообразовательный разбор выделенных слов. «Современные школьники должны бережно относиться к родному языку и осваивать приемы научно-исследовательской работы при изучении основ науки о языке.»
VI. Объяснение нового материала и демонстрация слайдов.
Слайд 11
Иван Александрович Бодуэн де Куртене, русский и польский языковед, родился 3 ноября 1929 года в Варшаве. По родословной легенде происходил из древнего французского рода Куртене, который выводил себя от короля Людовика VI. В 1875 учёный стал профессором, а в 1897 членом-корреспондентом Академии наук. Работал в Казанском (1874—1883), Юрьевском (1883—1893), Краковском (1893—1899), Петербургском (1900—1918) университетах. Основал Казанскую лингвистическую школу.
Слайд 12
Исследовательская деятельность И.А. Бодуэна де Куртене. Бодуэн де Куртене совершил переворот в науке о языке: до него в лингвистике господствовало историческое направление, а языки исследовались исключительно по письменным памятникам. Ученый доказал, что сущность языка – в речевой деятельности, и призывает к изучению живых языков и диалектов. Он проводит по нескольку месяцев в экспедициях, изучая славянские языки и наречия и при этом тщательно записывает все фонетические их особенности. Важность этого нового подхода к изучению языка можно сравнить с ролью, которую в естественных науках играет принцип эксперимента: без экспериментальной проверки теория мертва. И.А. Бодуэн де Куртене создал теорию фонем и фонетических чередований, которая до сих пор сохраняет свою научную ценность. Логическим развитием теории фонем явилась с теория письма. В ней были заложены многие основные идеи и понятия, фигурирующие в современных работах.
Слайд 13. Представители Казанской лингвистической школы.
VII. Обобщение изученного материала.
– Что изучает фонетика? Что такое транскрипция?
– Дайте характеристику гласным и согласным звукам русского языка.
Слайд 14. Современные фонетические нормы.
Произведите фонетический разбор выделенного слова. «Русский язык – это научная система, развивающаяся по своим законам и являющаяся предметом изучения ученых-лингвистов».
VIII. Рефлексия.
Слайд 15. Что нового мы узнали сегодня на уроке?
- Русский язык – это научная система.
- Русские лингвисты внесли огромный вклад в развитие как мирового, так и отечественного языкознания. Российские ученые – лингвисты – пример для молодого поколения.
- Школьникам необходимо развивать аналитическое мышление и речь, осваивать приемы научно-исследовательской работы при изучении родного языка и основ науки о языке.
IX. Итог урока.
Вместе оценим наш урок. Закончите предложения
Прошёл урок (какой?)…
Мы работали (как?)…, говорили о (чём?)…
Слайд 16. Домашнее задание.
«Подготовьте сообщение о любом представителе Московской или Казанской лингвистической школы, о котором вы услышали сегодня. Расскажите о его вкладе в изучении русского языка».