Рукописный справочник на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Хочется написать несколько слов о рукописном справочнике на уроках русского языка. Может, кому-то тема покажется смешной: в век интернета, личных сайтов, информационного пространства работать с опорой на рукописный справочник? Но как свидетельствует опыт работы, именно такие конспекты, составленные самими учениками, дают результат.

Справочник – от глагола "справиться". За основу взята общая тетрадь 96 листов. Она поделена на разделы «Орфография», «Морфология», «Лексика», «Синтаксис», «Фонетика». В справочнике очень легко ориентироваться, потому что каждый раздел можно обозначить липкой закладкой.

Как быстро повторить орфографию в начале 5 класса?

Когда приходят дети из начальной школы, организовываю повторение по орфографии следующим образом: первые два страницы делю на 15 квадратиков (см. Приложение 1)

В квадратике пишем название орфограммы "Безударная гласная, проверяемая ударением" и пример: лесной – лес, выделяем корень в словах, подчеркиваем гласную и ставим ударение. Получается своего рода образец выделения орфограммы, на которую по статистике больше всего допускается ошибок. Таких квадратиков-названий орфограмм надо расчертить впрок 71, потому что к концу 7 класса, когда закончим изучать правила, именно столько их узнают учащиеся. Но сначала мы повторяем материал, пройденный в начальной школе. Это всего 13 правил. Орфограммы корня: правописание гласной, проверяемой ударением; правописание непроверяемой гласной и непроверяемой согласной в корне; правописание проверяемой согласной в корне; правописание непроизносимой согласной в корне; гласные и, у, а после шипящих, ь после шипящих, правописание окончаний прилагательных, предлоги со словами, правописание приставок, кроме приставок на з, с; правописание безударных личных окончаний глаголов, употребление Ь для обозначения мягкости согласных. Записываем сначала названия орфограмм и их графическое выделение в квадратиках, а далее пишем правило полностью, если ученик забыл правило или не знает его вообще, он может полистать справочник и найти то, что ему нужно повторить или выучить (см. Приложение 2). Чтобы все-таки правила учились, соединяю 5 орфограмм в один устный зачет, который каждый ученик должен устно сдать (проговорить) в течение недели. В течение следующей недели надо сдать еще 5 орфограмм – это второй устный зачет. И так далее по мере изучения правил. Ученик учится долго (минуты 4-5) говорить на заданную лингвистическую тему. Не все сразу получается, возникают откуда-то "ударные согласные", буквы "ча", "ше" и другие опусы, но постепенно дети овладевают терминами, начинают ими пользоваться, учатся видеть орфограммы в упражнениях, выделяют их так, как написано в образце (квадратике) и улучшают свою грамотность в целом.

Как организована работа в разделе «Морфология»?

Первая тема, которая здесь законспектирована – это "Имя существительное". Изучая постоянные и непостоянные морфологические признаки, постепенно составляем опорный конспект № 1 "Имя существительное". К концу изучения темы конспект готов! Изучая тему «Имя прилагательное», составляем конспект по аналогии с первым (см. Приложения 3, 4). Таких опорных конспектов по морфологии к концу 7 класса, когда заканчиваем изучать морфологию, будет написано 12 (10 частей речи и 2 глагольные формы). Можно некоторые темы морфологии можно давать крупным блоком, например, тему "Деепричастие". Если ученики хорошо усвоили тему "Причастие", то им будет легко разобраться в теме "Деепричастие", которую учитель может объяснить крупным блоком, то есть сразу, а не по частям, как предлагает учебник. Всем очень нравится составлять такие конспекты, потому что в справочнике можно писать разными цветами, исключения выделять красным, а графически выделять орфограммы еще каким-нибудь цветом.

В теме "Лексика" даны под запись примитивные понятия, которыми ученик должен оперировать, начиная с 5 класса: лексика, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, метафора, эпитет, сравнение. Тему сравнение можно дать более подробно уже в 5 классе: не только понятие, но и чем выражается сравнение. Составляем такой конспект: сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Сравнение выражается:

а) творительным падежом. Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Горбатов);

б) формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Ты всех милее и дороже, русская суглинистая, жесткая земля (Сурков);

в) оборотами со сравнительными союзами как, чем, точно. Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи (Тютчев). Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака (Лермонтов). Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная (Чехов);

г) лексически (при помощи слов подобный, похожий и т.д.) Ее любовь к сыну была подобна безумию (Горький)

В разделе "Фонетика" приклеивается отксерокопированный конспект (см. Приложение 5), с этим материалом ученики знакомы, надо только освежить в памяти. А вот тема "Двойная роль букв Е, Е, Ю, Я" конспектируется.

Двойная роль букв Е, Е, Ю, Я

Первая роль: эти буквы смягчают согласный, после которого находятся и обозначают один звук, например: лев, люлька, Ленька, лямка.

Вторая роль:

а) эти буквы образуют два звука, если находятся в начале слова – яблоко, юла, ель, елка;

б) после ъ и ь: вьюга,

в) после любой гласной: армия, здание.

И в этом же конспекте обязательно дается Образец фонетического разбора слова, разборов много в разных источниках, я за основу беру образец разбора, принятого в лицее при МГУ. Такая кропотливая работа с опорой на рукописный справочник ведется каждым учеником по 9 класс включительно.

Когда учащиеся приходят в 10 класс, в котором на изучение русского, как мы знаем, отводится всего 1 час в неделю, а за это время надо повторить все изученное с 5 по 9 класс и начать готовить к ЕГЭ, справочник оказывается очень востребованным. Все записанные ранее орфограммы мы вместе с учащимися сводим в 10 крупных блоков: правописание гласных и согласных в корне, чередование в корне, О-Е после шипящих и Ц, НЕ с разными частями речи, Ы-И после Ц, правописание безударных личных окончаний глаголов, правописание окончаний существительных и прилагательных, дефис в разных частях речи, -н-, -нн- в разных частях речи, правописание омонимичных частей речи. И опять с опорой на конспект работаем уже над заданиями ЕГЭ.

Хочется в заключение сказать, что дети ценят свой рукописный справочник. Так ученица 6в класса Наташа Верушкина написала: "Мне справочник очень помогает. Когда я делаю домашнюю работу и у меня возникают вопросы, я открываю справочник. Хорошо, что он у меня есть. В нем легко ориентироваться, проще, чем в учебнике. Он имеет понятную мне структуру, ведь он написан мной. В мире много разных справочников, но мой мне нужнее всех".

Приложения.