Цели:
- Предметные: дать толкование понятиям «этимология», «ономастика», «антропонимика», узнать историю возникновения собственного имени, рассмотреть его значение.
- Метапредметные: уметь анализировать, классифицировать, сравнивать языковой материал; строить монологическое высказывание в устной форме; аргументировать свою точку зрения.
- Личностные: воспитывать ценностное отношение к родному языку.
Оборудование: проектор, компьютер для демонстрации презентации, карточки.
Ход урока
I (Приложение, Слайд 1)
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с одним из интересных разделов русского языка, в котором изучается происхождение названий городов, рек, имен людей, кличек животных. Эта наука получила название «ОНОМАСТИКА», что в переводе с греческого языка означает «искусство давать имена» (Приложение, Слайд 2)
Еще один термин «ЭТИМОЛОГИЯ» означает «происхождение» (Приложение, Слайд 3)
Ономастика состоит из различных разделов, каждый из которых получил своё название в зависимости от объекта исследования (Приложение, Слайд 4): топонимика, антропонимика, зоонимика, астронимика и т.д.
На этом уроке нас будут интересовать вопросы происхождения наших имён, из каких языков они к нам пришли, что означают. А также интересно будет сравнить, какое количество русских имён используется в окружающем нас мире?
II – Человеку имя даётся при рождении. И каждому интересно узнать, что оно обозначает? Как оно появилось? Почему родители выбрали именно это имя?
Наука, изучающая имена людей, как мы уже успели заметить, называется АНТРОПОНИМИКА (Приложение, Слайд 5): antropos – «человек», onuma – «имя» в переводе с греческого.
Имя – важная составляющая человеческой индивидуальности, поэтому к выбору имени для своего ребёнка родители, как правило, относятся очень серьезно.
Исторически сложилось так, что имя человека несёт на себе отпечаток культуры народа, его знания и многовековой опыт. Каждый народ стремится передать посредством имени свои идеалы физического, нравственного, умственного воспитания ребёнка.
В истории происхождения русских имён выделяют 3 основных периода:
1. Дохристианский (Приложение, Слайд 6) связан с существованием язычества.
Ребёнку давали имя-оберег или имя-прозвание: Горазд, Ждан или Первак (первый), Черныш (по цвету волос) и др.
2. Период после Крещения Руси (Приложение, Слайд 7).
Появление так называемых календарных имён связано с принятием новой религии – христианства (конец X века). Людей стали нарекать христианскими именами, поначалу непривычными для нашего слуха, а затем адаптировавшимися к родному языку: Иван, Андрей, Мария, Анастасия и др.
3. Современный период (Приложение, Слайд 8) считается с начала 20 века. Ознаменован большим количеством появления заимствованных из других языков имён и новообразованных: Альберт, Жанна, Вилен, Эра и др.
III – На следующем слайде (Приложение, Слайд 9) мы видим примеры исконно русских имён. С древних времен люди верили, что имя определяет судьбу человека, поэтому большинство славянских имён носило светлый, радостный смысл. Часть имени составляли слова «бог», «мир» (Богдан, Любомир), «милый», «добрый» (Людмила, Добрыня), «слава», «свет» (Святослав, Светополк), «яр» от имени языческого бога, олицетворяющего жизнь, плодородие, Ярило – Ярослав, Яромир.
В связи с принятием христианства многие исконно русские имена оказались утраченными, их вытеснили имена греческие, латинские, еврейские и др. Многие из этих имён стали привычными настолько, что воспринимаются нами сегодня как русские: Мария, Анастасия, Вера, Иван, Пётр, Олег и т.д.
IV – Знаете ли вы, ребята, из какого языка пришло ваше имя и что оно означает? (Задание дано было заранее. Ребята заготовили карточки, на которых записано имя, указано его происхождение и значение)
Ответы учеников.
Девочки:
Ангелина (греч.) – «извещать», «ангельская, благая»
Аксинья (слав.) – «чужестранка» = Оксана (укр.) = Ксения (греч.) – «гостеприимная»
Амели (герм.) – «трудолюбивая»
Арина = Ирина (греч.) – «мир, спокойствие»
Анастасия (греч.) – «пробуждение, воскресение, возрождение»
Валерия (лат.) – «выносливая, здоровая, сильная от рождения»
Дарья (перс.) – «обладающая, владеющая», «благая, добрая»
Ева (др.евр.) – «жизнь, жизненная»
Екатерина (греч.) – «чистота, благопристойность»
Полина = Аполлинария (греч.) = Паулина (франц.) – «маленькая, скромная»
Софья (греч.) – «мудрость, наука»
Мальчики:
Артём (греч.) – «посвященный Артемиде (богине луны, охоты)»
Виталий (лат.) – «жизненный»
Ефим (греч.) – «благодушный»
Михаил (др.евр.) – «кто как бог»
Роман (лат.) – «римский, римлянин»
Сергей (лат.) – «знатный, страж, слуга бога»
Терентий (лат.) – «молотить хлеб»
Тимур (тюркс.) – «железный»
Ребята, обратите внимание на то, как распределились наши имена в зависимости от происхождения (Приложение, Слайд 10):
Из греческого языка – 9, из латинского – 5, из древнееврейского – 2, из германского – 1, из персидского - 1, из тюркского – 1.
Как мы с вами видим, среди этих имён нет пришедших из славянских языков (за исключением имени Аксинья, которое является русским вариантом греческого имени). Но это не означает, что русские по происхождению имена не используются сейчас. Среди ваших родственников и знакомых есть люди с именами Ярослав, Людмила, Добрыня и т.д.
Еще одна интересная статистика.
При выборе имени ваши родители руководствовались тем, что оно означает или какими-то другими принципами? (благозвучие, мода, традиция)
Ответы:
- родителям нравится это имя;
- считают, что данное имя самое красивое;
- имя предложил папа;
- значение имени соответствует их выбору («подарок» - Дарья);
- мама увидела свою дочь во сне еще до её рождения;
- имя созвучно с отчеством и фамилией;
- красивая аббревиатура из имени, отчества и фамилии;
- в честь одного из родителей; в честь бабушки, дедушки.
Вывод: к выбору имени для ребёнка следует подходить очень ответственно, не руководствуясь только модой или современными тенденциями. Нужно интересоваться его происхождением, значением, потому что имя влияет на судьбу человека, оно определяет характер, помогает в жизни: «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт». И, несомненно, родители вкладывают всю любовь, тепло и ласку в такое важное для них слово – имя ребёнка.
V – Спасибо за урок!