Цель урока: обобщение знаний по синтаксису сложноподчиненного предложения.
Задачи:
- знать способы связи придаточного предложения с главным;
- уметь распознавать виды придаточных предложений, определять место придаточного в составе сложноподчиненного предложения, конструировать сложные предложения, ставить знаки препинания между частями СПП, производить синтаксический разбор СПП;
- развивать интерес к русскому языку.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме “ Сложноподчиненное предложение”.
Вид урока: командная игра – путешествие “Синтаксическое колесо”.
Технология дифференцированного подхода в обучении русскому языку.
Методы и приемы: беседа.
Оборудование:
- схема движения команд;
- разноуровневые карточки для индивидуальной работы;
- перфокарты;
- тесты;
- лист контроля знаний, умений и навыков;
- дипломы для награждения команд.
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит вспомнить все, что мы знаем о сложноподчиненном предложении. Вы умные и хорошие ребята, и у нас с вами сегодня все хорошо получится. Итак, мы начинаем командную игру “Синтаксическое колесо”. На доске вы видите схему движения команд и название станций, на которых побываете (Приложение № 1) Игра командная, поэтому отправиться в путешествие можно лишь тогда, когда будет дан полный ответ на вопрос по теме урока на каждой станции, где вы получаете задание, выполнить которое должны все члены команды. У вас на столах находятся маршрутные листы. (Приложение № 2). Впишите в них состав команды и ее название.
Вашими строгими судьями сегодня будут (Называются Ф.И. обучающихся, выполняющих роль судей). Им предстоит оценить ваши знания по пути следования по “Синтаксическому колесу”. Результаты вашей работы заносятся в сводную таблицу (Приложение № 3). Команды готовы? Тогда в путь!
II. Игра – путешествие “ Синтаксическое колесо ”
1. Наше путешествие мы начинаем со станции “ Теоретическая ”
На данной станции проводится блиц-опрос. (Первыми отвечают ребята с низким уровнем усвоения программного материала – группа “В”). Каждый ответ должен быть подкреплен примером. Если появятся затруднения, то на помощь приходят другие члены команды. (В составе команды находятся дети с разным уровнем усвоения изученной темы).
- Какие предложения называются сложными?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Что значит “придаточное” и “главное” предложение? (Вопрос может быть задан в том случае, если не был дан полный ответ на предыдущий).
- Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?
- Назовите средства связи придаточного предложения с главным.
- Назовите основные виды придаточных предложений.
- Как называются слова, которые могут находиться в главном предложении и указывать на вид придаточного предложения?
- Как определить, что служит средством связи частей сложноподчиненного предложения: союз или союзное слово?
- Назовите основные группы обстоятельственных придаточных предложений.
2. Вот мы незаметно и прибыли на станцию “Творческая ”.
Сейчас займемся конструированием предложений. Для каждого из вас приготовлены карточки, предложения в которых не повторяются. Внимательно прочитайте задания.
Образцы карточек
Группа “А” - построить СПП по схеме, указав вид придаточного предложения:
Группа “Б” - из простых предложений построить сложноподчиненное по схеме:
Откурлыкали в небе журавли. В песне тетеревов поутихла ярость. Налетел второй селезень.
Кедровка навсегда останется в нашей памяти. Здесь мы провели свое детство и юность.
Группа “В” - построить сложноподчиненное предложение и указать вид придаточного предложения.
Поезд уже отправлялся. Мы прибежали на вокзал. Я нашел гриб. Гриб оказался боровиком.
Группа, справившаяся с заданием, отвечает на поставленный вопрос и получает новое задание, “оказавшись” таким образом на следующей станции. (Вопросы составлены так, что каждой команде нужно рассказать правило придаточном предложении, например, рассказать о СПП с придаточным сравнительным). Смотри вопросы в §§ учебника).
3. Станция “ Угадай-ка ”.
Вам нужно выполнить задания, направленные на устранение пунктуационных ошибок, определение вида придаточного предложения, составление схем. Предложения в карточках и перфокартах не повторяются. (Они составлены с учетом уровня усвоения темы обучающимися).
Образцы карточек и перфокарт
Группа “А” – Найти пунктуационные ошибки, определить вид придаточного предложения. (В целях экономии времени задание выполняется на карточках).
- Когда Каштанка проснулась, было уже светло, и с улицы доносился шум который бывает только днем (СПП с придаточным …).
- В комнате не было ни души.
- Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая и угрюмая, прошлась по комнате.
- Кроме двери которая вела в переднюю, была еще дверь.
- Подумав, Каштанка поцарапала ее обеими лапами, отворила и вошла в следующую комнату.
- Тут на кровати, укрывшись байковым одеялом, спал заказчик в котором она узнала вчерашнего незнакомца.
Группа “Б” – Определить вид придаточного предложения. (В целях экономии времени задание выполняется на карточках).
- Она казалась, потому что разбухла от сидения и затворничества (СПП с придаточным …).
- Они гурьбой толпились около него, когда он в воскресенье с гитарой сидел у ворот.
- Когда девочка выросла, ее отправили на другую, более серьезную работу.
- Она с удивлением следила, как он раскладывал книги на столе.
- Чтобы довершить над собой победу, он обещал поехать с визитами.
- Он почувствовал себя в том положении, в каком чувствует себя приезжий актер, первый раз являясь на провинциальную сцену.
- Она вдруг выросла в фигуру, полную величия, так то даже на него напала робость.
- Он чувствовал себя сиротой, как будто целый мир опустел.
Группа “В” – (перфокарты). Составьте схемы предложений и укажите вид придаточных:
№ п/п | Предложение | Схема предложения | Вид придаточного |
1. | Где ты будешь, там я буду. (И.С. Тургенев). | ||
2. | Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава. (Л.Н.Толстой). | ||
3. | Счастье нас там ждет, где его обрести не чаем. (Б.Садовский). |
Группа, справившаяся с заданием, отвечает на теоретический вопрос и получает новое задание, “оказавшись” таким образом на следующей станции.
4. Станция “ Блеф – клуб ”.
Цифровой диктант. Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с утверждением, ставьте в тетради цифру 1, если не согласны с утверждением, ставьте цифру 0.
- [ О и О ] – схема сложноподчиненного предложения.
- Слово пунктуация произошло от пунктуальный.
- Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным.
- Придаточное предложение может стоять только после главного.
- Придаточное предложение присоединяется к главному по смыслу, с помощью союзов и союзных слов.
- В предложении: Мы живем в поселке, в котором строится много новых красивых домов, — придаточное определительное.
- В предложении: Всякий труд важен, ибо облагораживает человека,- придаточное предложение находится перед главным.
- Придаточные обстоятельственные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей.
- Указательные слова в сложноподчиненном предложении находятся в придаточной части.
- Предложение: Скажите, когда отправляется поезд? – сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.
Ответы: 0010110001.
Группа, справившаяся с заданием, отвечает на теоретический вопрос и получает задание новое, “оказавшись” таким образом на следующей станции.
5. Станция “ Тестовая”. Выполнить задания теста. (Приложение № 4)
Группа, справившаяся с заданием, отвечает на теоретический вопрос и получает новое задание, “оказавшись” таким образом на следующей станции.
6. Станция “ Синтаксическая ”.
Каждому участнику игры дается карточка с заданием выполнить синтаксический разбор предложения.
III. Подведение итогов урока.
Сегодня мы провели с вами большую работу: повторили и систематизировали знания по теме “ Сложноподчиненное предложение ”. Вы неплохо потрудились.
Жюри объявляет результаты и награждает команды грамотами. (Приложение № 5).