Русский романс второй половины XIX века

Разделы: Русский язык


Цель урока: обобщение знаний по синтаксису сложноподчиненного предложения.

Задачи:

  • знать способы связи придаточного предложения с главным;
  • уметь распознавать виды придаточных предложений, определять место придаточного в составе сложноподчиненного предложения, конструировать сложные предложения, ставить знаки препинания между частями СПП, производить синтаксический разбор СПП;
  • развивать интерес к русскому языку.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме “ Сложноподчиненное предложение”.

Вид урока: командная игра – путешествие “Синтаксическое колесо”.

Технология дифференцированного подхода в обучении русскому языку.

Методы и приемы: беседа.

Оборудование:

  • схема движения команд;
  • разноуровневые карточки для индивидуальной работы;
  • перфокарты;
  • тесты;
  • лист контроля знаний, умений и навыков;
  • дипломы для награждения команд.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит вспомнить все, что мы знаем о сложноподчиненном предложении. Вы умные и хорошие ребята, и у нас с вами сегодня все хорошо получится. Итак, мы начинаем командную игру “Синтаксическое колесо”. На доске вы видите схему движения команд и название станций, на которых побываете (Приложение № 1) Игра командная, поэтому отправиться в путешествие можно лишь тогда, когда будет дан полный ответ на вопрос по теме урока на каждой станции, где вы получаете задание, выполнить которое должны все члены команды. У вас на столах находятся маршрутные листы. (Приложение № 2). Впишите в них состав команды и ее название.

Вашими строгими судьями сегодня будут (Называются Ф.И. обучающихся, выполняющих роль судей). Им предстоит оценить ваши знания по пути следования по “Синтаксическому колесу”. Результаты вашей работы заносятся в сводную таблицу (Приложение № 3). Команды готовы? Тогда в путь!

II. Игра – путешествие “ Синтаксическое колесо ”

1. Наше путешествие мы начинаем со станции “ Теоретическая ”

На данной станции проводится блиц-опрос. (Первыми отвечают ребята с низким уровнем усвоения программного материала – группа “В”). Каждый ответ должен быть подкреплен примером. Если появятся затруднения, то на помощь приходят другие члены команды. (В составе команды находятся дети с разным уровнем усвоения изученной темы).

  1. Какие предложения называются сложными?
  2. Какие предложения называются сложноподчиненными?
  3. Что значит “придаточное” и “главное” предложение? (Вопрос может быть задан в том случае, если не был дан полный ответ на предыдущий).
  4. Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?
  5. Назовите средства связи придаточного предложения с главным.
  6. Назовите основные виды придаточных предложений.
  7. Как называются слова, которые могут находиться в главном предложении и указывать на вид придаточного предложения?
  8. Как определить, что служит средством связи частей сложноподчиненного предложения: союз или союзное слово?
  9. Назовите основные группы обстоятельственных придаточных предложений.

2. Вот мы незаметно и прибыли на станцию “Творческая ”.

Сейчас займемся конструированием предложений. Для каждого из вас приготовлены карточки, предложения в которых не повторяются. Внимательно прочитайте задания.

Образцы карточек

Группа “А” - построить СПП по схеме, указав вид придаточного предложения:

Группа “Б” - из простых предложений построить сложноподчиненное по схеме:

Откурлыкали в небе журавли. В песне тетеревов поутихла ярость. Налетел второй селезень.

Кедровка навсегда останется в нашей памяти. Здесь мы провели свое детство и юность.

Группа “В” - построить сложноподчиненное предложение и указать вид придаточного предложения.

Поезд уже отправлялся. Мы прибежали на вокзал. Я нашел гриб. Гриб оказался боровиком.

Группа, справившаяся с заданием, отвечает на поставленный вопрос и получает новое задание, “оказавшись” таким образом на следующей станции. (Вопросы составлены так, что каждой команде нужно рассказать правило придаточном предложении, например, рассказать о СПП с придаточным сравнительным). Смотри вопросы в §§ учебника).

3. Станция “ Угадай-ка ”.

Вам нужно выполнить задания, направленные на устранение пунктуационных ошибок, определение вида придаточного предложения, составление схем. Предложения в карточках и перфокартах не повторяются. (Они составлены с учетом уровня усвоения темы обучающимися).

Образцы карточек и перфокарт

Группа “А” – Найти пунктуационные ошибки, определить вид придаточного предложения. (В целях экономии времени задание выполняется на карточках).

  • Когда Каштанка проснулась, было уже светло, и с улицы доносился шум который бывает только днем (СПП с придаточным …).
  • В комнате не было ни души.
  • Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая и угрюмая, прошлась по комнате.
  • Кроме двери которая вела в переднюю, была еще дверь.
  • Подумав, Каштанка поцарапала ее обеими лапами, отворила и вошла в следующую комнату.
  • Тут на кровати, укрывшись байковым одеялом, спал заказчик в котором она узнала вчерашнего незнакомца.

Группа “Б” – Определить вид придаточного предложения. (В целях экономии времени задание выполняется на карточках).

  • Она казалась, потому что разбухла от сидения и затворничества (СПП с придаточным …).
  • Они гурьбой толпились около него, когда он в воскресенье с гитарой сидел у ворот.
  • Когда девочка выросла, ее отправили на другую, более серьезную работу.
  • Она с удивлением следила, как он раскладывал книги на столе.
  • Чтобы довершить над собой победу, он обещал поехать с визитами.
  • Он почувствовал себя в том положении, в каком чувствует себя приезжий актер, первый раз являясь на провинциальную сцену.
  • Она вдруг выросла в фигуру, полную величия, так то даже на него напала робость.
  • Он чувствовал себя сиротой, как будто целый мир опустел.

Группа “В” – (перфокарты). Составьте схемы предложений и укажите вид придаточных:

№ п/п Предложение Схема предложения Вид придаточного
1. Где ты будешь, там я буду. (И.С. Тургенев).    
2. Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава. (Л.Н.Толстой).    
3. Счастье нас там ждет, где его обрести не чаем. (Б.Садовский).    

Группа, справившаяся с заданием, отвечает на теоретический вопрос и получает новое задание, “оказавшись” таким образом на следующей станции.

4. Станция “ Блеф – клуб ”.

Цифровой диктант. Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с утверждением, ставьте в тетради цифру 1, если не согласны с утверждением, ставьте цифру 0.

  1. [ О и О ] – схема сложноподчиненного предложения.
  2. Слово пунктуация произошло от пунктуальный.
  3. Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным.
  4. Придаточное предложение может стоять только после главного.
  5. Придаточное предложение присоединяется к главному по смыслу, с помощью союзов и союзных слов.
  6. В предложении: Мы живем в поселке, в котором строится много новых красивых домов, — придаточное определительное.
  7. В предложении: Всякий труд важен, ибо облагораживает человека,- придаточное предложение находится перед главным.
  8. Придаточные обстоятельственные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей.
  9. Указательные слова в сложноподчиненном предложении находятся в придаточной части.
  10. Предложение: Скажите, когда отправляется поезд? – сложноподчиненное с придаточным   изъяснительным.

Ответы: 0010110001.

Группа, справившаяся с заданием, отвечает на теоретический вопрос и получает задание новое, “оказавшись” таким образом на следующей станции.

5. Станция “ Тестовая”. Выполнить задания теста. (Приложение № 4)

Группа, справившаяся с заданием, отвечает на теоретический вопрос и получает новое задание, “оказавшись” таким образом на следующей станции.

6. Станция “ Синтаксическая ”.

Каждому участнику игры дается карточка с заданием выполнить синтаксический разбор предложения.

III. Подведение итогов урока.

Сегодня мы провели с вами большую работу: повторили и систематизировали знания по теме “ Сложноподчиненное предложение ”. Вы неплохо потрудились.

Жюри объявляет результаты и награждает команды грамотами. (Приложение № 5).