Русская фразеология. 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Цели урока:

  • повторить и систематизировать знания по теме “Фразеология”;
  • сформировать у учащихся учебно-языковые фразеологические умения, развивать умение работать с учебной информацией, закрепить навыки правописания;
  • воспитывать в учащихся интерес к истории русского языка, тем самым прививая любовь к Родине и приобщая к моральным ценностям русского народа, которые широко отразились во фразеологизмах.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Повторение.

А) Слово учителя:

Дорогие ребята, мы с вами завершаем изучение раздела “Лексика”, на мой взгляд, самого интересного и активно изменяющегося, и поэтому сейчас, как обычно в начале урока, повторим, что же мы знаем и умеем. (Вопросы классу):

– Какая лексика русского литературного языка называется активной, а какая пассивной? (Ответы уч-ся)

– На какие две группы делится пассивная лексика? (Историзмы и архаизмы)

– Что такое историзмы и что такое архаизмы? (Ответы уч-ся)

Б) Задание классу №1: найти и выписать историзмы и архаизмы в две колонки (см. приложение №1 “Презентация”, слайд №1); зачитать вслух и проверить.

(Вопросы классу):

– Как называются слова, которые используются представителями какой-то определённой профессии? (Профессионализмами)

– Можем ли мы их назвать общеупотребительными? (Нет)

В) Задание классу №2: распределить данные слова “ по профессиям” (см. приложение №1, “Презентация”, слайд №2); зачитать вслух и проверить.

3. Новая тема.

А) Слово учителя:

Мы хорошо поработали и повторили то, что знали, а теперь новая тема и название её вы мне скажете после того, как я вам произнесу напутственное слово.

Итак, в течение урока мы с вами будем с миру по нитке собирать информацию об интересующем нас предмете, работать засучив рукава, не на страх, а на совесть. Категорически запрещаю: бить баклуши, точить балясы, валять дурака или считать ворон. И пусть некоторые задания будут сделаны не ахти как, но я надеюсь, что вы возьмёте себя в руки и не дадите промаху, ведь умом вас бог не обидел и за словом в карман вы тоже не лезете, поэтому можете свернуть горы. Желаю вам не попасть впросак и не сесть в галошу. Итак, вперёд, грызть гранит науки, ну а я буду болеть за вас душой!

Я, надеюсь, вы поняли, что тема нашего урока … (“Русская фразеология”) (см. приложение №1 “Презентация”, слайд №3).

Б) Сообщения подготовленных учащихся по теме урока (по ходу сообщений остальные ученики делают краткие записи основных положений в рабочую тетрадь):

Сообщение №1 “Фразеологизм и его признаки”

Сообщение №2 “Происхождение фразеологизмов русского языка”

Сообщение №3 “Источники русских фразеологизмов”

Сообщение №4 “Употребление фразеологизмов в речи”

(Тексты сообщений см. Приложение №2)

4. Закрепление.

А) Коллективная работа.

А теперь мы поработаем вместе, определив, что за фразеологизмы изображены на слайдах (см. приложение №1 “Презентация”, слайды №4–№6).

Б) Самостоятельная работа.

Ребята, теперь вы поработаете самостоятельно над заданиями разных уровней сложности, причём свой уровень вы определите сами. Если вы чувствуете, что хорошо разобрались в этой теме, тогда ваше задание под цифрой 5, если есть какие-то затруднения, то ваша цифра – 4, а если не уверены в своих силах, попробуйте поработать над заданиями с цифрой 3. Ваше время ограничено, поэтому, выражаясь языком фразеологизма, не тяните резину. (Тексты заданий для самостоятельной работы см. Приложение №2).

5. Итоги урока.

Итоги урока подведёте вы сами, выбрав из предложенных вам фразеологизмов те, которые отразили бы вашу деятельность на уроке, а также ваше настроение по его окончании. (См. приложение №1 “Презентация, слайд №7). Зачитайте, пожалуйста, что у вас получилось. (Ответы учащихся).

6. Домашнее задание.

Домашнее задание будет на выбор. Те из вас, которым по душе творческие задания, составят рассказ на свободную тему, используя при этом как можно больше фразеологизмов, напомню, что можно активно использовать Словарь фразеологизмов русского языка. Кому это покажется сложным, я раздам текст своей вступительной речи с использованием фразеологизмов и вы выполните к нему указанное задание. (Задание см. Приложение №2). Всем спасибо за работу!