Плох тот школьник, который не
мечтает стать студентом.
Справочник помогает ученику.
Вести его не трудно, а пользу он приносит.
Чем больше материала вы пропустите через руку,
Тем лучше его усвоит ваша память.
Более 20 лет я работаю учителем русского языка, и все в школах Министерства обороны. Семейное положение обязывает быть готовой в любую минуту поменять место жительства, а это значит расстаться со своими классами и продолжить работу в других. В течение всей моей педагогической деятельности я преподавала в разных классах среднего и высшего звена. Классы принимала и с хорошей успеваемостью, и не очень… И каждый раз повторялась одна и та же история.
Первые же проведенные мной диктанты, словарно-орфографические работы… показывали неудовлетворительные результаты. «Тройки» и «двойки» сыпались градом. Дети терялись… Налицо проявлялись многие пробелы.
Да что говорить! Не секрет, что такую же «нехватку знаний» и растерянность учеников ощущаем и мы, учителя, а тем более родители после возвращения школьников с очередных семидневных или двухнедельных каникул (о летних и подумать страшно!). Нередко среди педагогов можно услышать: «Где вы учились и кто вас учил?»
А тут еще беспокоит и такой факт: «давит» ЕГЭ. Школа уверенно переходит к новой форме итоговой аттестации. Поскольку цель ЕГЭ, заменившего собой выпускные и вступительные испытания по русскому языку, – проверить знания выпускника ПО ВСЕМУ курсу русского языка, то и задания экзамена охватывают ВСЕ РАЗДЕЛЫ русского языка как на теоретическом, так и на практическом уровне.
Это значит, что подготовку к новой форме аттестации нельзя откладывать на последние дни, ей стоит уделить все время обучения как в младших, так и в старших классах.
Вместе с ЕГЭ нахлынул и тот огромный объем научной информации, который захлестнул и сильных, и слабых учеников. Даже отобранным, протестированным, умненьким детям ТРУДНО ОПРЕДЕЛИТЬ, какой материал им нужно заучить и запомнить, а какой не требует обязательного заучивания. И это только по русскому языку!
Не потеряться в море информации, удержаться, как говорят, «на плаву» и уверенно подойти к достижению намеченных целей, считаю, поможет хороший союзник детей, родителей, учителей, надежное методическое подспорье, «палочка-выручалочка» и «талисман», как его по-дружески прозвали школьники, – ТЕТРАДЬ СПРАВОЧНИК.
Немного о нем.
Тетрадь-справочник – это рукописное пособие, имеющее системное изложение программного материала, выполненное обучающимися в виде опорных сигналов и предназначенное для работы дома и в школе, выполнения классных и домашних заданий.
Опорные схемы, или просто опоры, – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Опорные сигналы, чудо-метод обучения школьников использует на уроках педагог – новатор Виктор Федорович Шаталов1.
Тетрадь – справочник, используемая в моей практике, конспективно излагает все разделы программы по русскому языку – морфологию и орфографию, синтаксис и пунктуацию, фонетику и графику, лексику и фразеологию, словообразование, стилистику, программу по развитию связной речи, сведения по теории литературы. Некоторые записи оформлены в виде правил, взятых из учебника. Подавляющее же количество записей имеет минимум словесных знаков, оформленных разнообразными условными значками: стрелками, графическим изображением частей слова, грамматических основ предложения, словосочетаний, сокращениями слов. Все записи оформлены в цвете: основные – делаются синим, примеры – зеленым, а наиболее важная часть записи – красным цветом.
РАБОТА СО СПРАВОЧНИКОМ ВЕДЕТСЯ С 5 ПО 11 КЛАСС и предусматривает системное повторение изученного программного материала. По окончании каждого учебного года школьники сдают учебники в библиотеку и в начале следующего года получают другие, в которых отсутствует материал, изученный в предыдущем классе. Рукописный же справочник содержит записи ко всем орфограммам и пунктограммам, изучаемым в средней школе, что позволяет ученикам вести систематическое повторение пройденного материала, а родителям контролировать выполнение домашнего задания их детьми. Сводные таблицы по часто встречающимся и вызывающим наибольшие трудности орфограммам и пунктограммам школьного курса и многочисленные планы-схемы различных видов разборов слов и предложений, бесспорно, помогают восстановить в памяти забытый за лето материал.
Русский язык – очень сложный предмет, и пути его изучения надо находить разные.
Предмет надо преподавать без упрощения, системно, дело в том, что, как ни странно, пропуск сложного материала не облегчает, а усложняет процесс обучения. Например, если не объяснить ученикам, что такое сильная или слабая позиция звука, то позднее возникнут трудности при изучении принципов русской орфографии. Если же ученики не знают, на каких принципах основывается орфография, то им трудно будет понять и запомнить каждое правило правописания.
Полный текст работы см. в Приложении.
1 Справка. Виктор Федорович Шаталов – гениальный педагог, учитель, который способен превратить в отличника ЛЮБОГО, самого отстающего ученика, причем в немыслимо короткие сроки! Еще в советское время В.Ф.Шаталов благодаря своей методике выводил слабых учеников на пьедесталы почета. Уже первый экспериментальный класс завершил учение школьного курса на 2 года раньше программы, все 33 ученика стали студентами ВУЗа, 17 из них получали повышенные стипендии. Из, казалось, безнадежных учеников (экспериментатору отдавали классы «Г» и «Д») вышли 61 кандидат и 12 докторов наук. Однажды Шаталов преподал годовой курс геометрии в детской колонии в Ленинградской области за неделю. У экзаменаторов потом наворачивались слезы: таких безупречных ответов они не слышали и в математических классах.
Подвижника удостоили ордена Николая Чудотворца, избрали президентом итальянской литературной ассоциации «Данте Алигьери», издали книги в 17 странах. Сегодня он продолжает совершенствовать свою методику и применяет ее на практике во время выездных семинаров по городам России. Его приезды и открытые уроки – выступления собирают тысячные аудитории ищущих педагогов, детей и их родителей. 15 школьных тем за 15 минут, да так, что все понятно и запоминается.
Шаталов не делит детей на слабых и сильных. Его система опорных сигналов дает ребенку возможность сформировать «каркас» знаний. Она будит интерес к результату, предлагает ребенку соревнование с … самим собой.