Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Базовый учебник. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская и др. - 8-е изд.- М.: Просвещение, 2017.

Цель урока:

  • сформировать знания о роли указательных слов в СПП;
  • совершенствовать умения работы с техническими информационными средствами.

 Задачи:

обучающие:

  • опознавать указательные слова в главной части СПП;
  • выяснять характер отношений между указательным словом в главном предложении и последующим придаточным;
  • определять их синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП с двойными союзами;
  • составлять схемы СПП с указательными словами в главном;
  • повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом;

развивающие:

  • развивать умение грамотного письма;
  • способствовать развитию речи учащихся;
  • развивать умение работы с учебной информацией;

воспитательные:

  • воспитывать отзывчивость, уважительное отношение к другим людям; культуру речи;
  • воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других в условиях работы в группах.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютеры, подключенные к сети Интернет; мультимедийный проектор.

Структура и ход урока

Этап урока

Название  используемых    ЭОР

Деятельность учителя

 Деятельность ученика

Время
(в мин.)

1.

Организационный

 

Организует психологический настрой на учебную работу.
Объявляет эпиграф, тему урока

Подготовка к учебной деятельности

1-2 мин.

2.

Постановка цели урока. Мотивация учащихся

 

Организует формулировку цели урока. Знакомит с планом работы на уроке.
1. Проверка ранее изученного материала.  
2.  Организует проблемное изучение нового материала;
3. Закрепление нового материала.
4. Работа по развитию речи.
5. Самостоятельная работа по выполнению разноуровневых заданий.
6. Итоги урока.

Самомотивация: знания и умения, которыми должны овладеть на уроке:
- знать указательные слова и роль в СПП;
- уметь находить их в предложении и правильно расставлять знаки препинания.

Формулируют цель урока.

 

 

3 мин.

3.

Актуализация опорных знаний: строение СПП, средства связи, союзы и союзные слова

 

1. Посредством чего осуществляется связь придаточного предложения с главным в СПП?
2. Как   отличить союз от союзного слова?
2. Объяснение задания  учащимся.

1. Устный ответ.
2. Групповая работа с таблицей «Установите  соответствие». (Приложение 1)

4 мин.

4.

Объяснение нового материала

 

Интерактивная таблица
«Роль указательных слов в СПП»

1. Предлагает прочитать вопросы, размещенные в учебнике на стр. 62-63.
2. Организовывает наблюдение по таблице.
3. Работа с таблицей «Роль указательных слов в СПП»
4. Объясняет, как построить схемы СПП с указательным словом в главном.

1. Отвечают на вопросы.
2. Читают теоретический материал параграфа, рассматривают таблицу на стр. 63, делают выводы из наблюдений.
3. Наблюдение и освоение материала на примере интерактивной таблицы.
4. Слушают, чертят за учителем.

 

10 мин.

5

Закрепление нового материала

 

1.Руководит закреплением материала на основе упр. №99, оказывает помощь учащимся.

1. Учащиеся выполняют упр.№99, один ученик выполняет его у доски, объясняя постановку знаков препинания, подчеркивая указательные слова как члены предложения.

9-10 мин.

6.

Работа по развитию речи

 

1. Организует работу по анализу текста (на карточках, приложение 2). Акцентирует внимание учащихся на возможных ошибках при употреблении указательных слов в устной и письменной речи.
3. Предлагает выполнить упр. № 103 с целью редактирования предложений.

1.Выполняют словарную работу. 2.Находят ошибки, записывают предложения в исправленном виде.
2. Взаимопроверка. Спорные вопросы разрешают с помощью учителя.

7 мин.

7.

Самостоятельная работа

Роль указательных слов в СПП
1гр. - 1-й вар.
2 гр. - 2-й
3гр. - 3-й
4гр. - 4-й

1. Объясняет задание для учащихся по группам.
2. Оказывает консультационную помощь по мере необходимости.

1. Выполнение разноуровневых заданий с использованием ЭОР.
2.Обсуждают выбор правильного ответа.

 4 мин.

8.

Подведение итогов урока

 

1. Подводит итог урока. Задает вопросы:
- Какова роль указательных слов в СПП?

 2. Организует самооценку учебной деятельности.

1.Отвечают на вопрос.
2. Делают самооценку. Анализируют, что усвоили хорошо, что осталось недостаточно понятым.

3 мин.

9.

Домашнее задание

 

 Выучить теоретический материал на стр.
Дает рекомендации.

Записывают в дневник.

2 мин.