Цели:
- Проверить и систематизировать изученное по теме.
- Развивать способности проводить анализ, сравнение, обобщение, систематизацию фактов.
- Познакомить учащихся с русским алфавитом и структурой построения словаря.
Задачи:
- Актуализировать знания учащихся по теме.
- Организовать работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата (выполнение самостоятельной работы).
- Обобщить и систематизировать материал по теме.
- Организовать самостоятельную работу в дифференцированных группах.
- Организовать самоконтроль учащихся на уроке.
Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала.
Форма проведения урока: Интегрированный урок (письмо, окружающий мир, чтение).
Оборудование:
- Классная доска, заранее оформленная к уроку.
- Картинка с изображением моркови.
- Выставка словарей русского языка.
- Муляжи овощей и фруктов.
- Русский алфавит.
Ход урока
I. Организационный момент
Объяснение целей и задач урока. Мотивация учащихся. Оформление тетрадей учащихся.
(Анализ предыдущего домашнего задания осуществляется в процессе урока)
II. Анализ предыдущего домашнего задания с элементами проверки знаний учащихся по изученной теме
Класс делится на 3 группы (два ученика работают у доски по индивидуальному заданию; сильные ученики работают по индивидуальным карточкам; остальные учащиеся класса – по вариантам)
Задание для группы № 1.
Произведи на доске транскрипцию слова ЕДИНИЦА,
ПЯТЕРКА.
Задание для группы № 2.
Произведи в тетради транскрипцию слова
ЯБЛОЧНЫЙ.
Задание для группы № 3.
На доске записана транскрипция слов. Запиши их в тетради.
1 вариант 2 вариант [ м ,а л] [ л, о т] [ м а л] [ л, й о т ] [ с, й э л] [ п, э й] [ с, э л] [ п, й о т]
Проверка правильности выполнения задания у
учащихся группы № 3 проводится взаимопроверкой.
Проверка правильности выполнения задания у
учащихся группы № 1 проводится коллективно.
Проверка правильности выполнения задания у
учащихся группы № 2 проводится учителем.
III. Повторение по изученной теме
(Выполняется коллективно с объяснением.)
На доске вывешивается картинка с изображением моркови.
Учитель: | Учащиеся: |
Ребята, что изображено на картинке? | Морковка |
А почему вы ее так странно назвали? | Как это странно? (удивляются) |
Дело в том, что слова в разговорной речи отличаются своим видом от речи книжной, и слово МОРКОВКА допустимо только в разговоре. Так как же называется этот предмет? | Учащиеся с помощью учителя выясняют, что предмет, изображенный на картинке, называется МОРКОВЬ. |
Давайте запишем транскрипцию этого слова. (один ученик приглашается к доске, остальные работают в тетради) | На доске и в тетрадях появляется транскрипция слова МОРКОВЬ [ м а р к о ф,] |
Теперь давайте правильно запишем это слово. (учащиеся по очереди начинают диктовать буквы, из которых состоит это слово, объясняя правильное правописание, и не знают, какую гласную написать в первом слоге) | [ м а р к о ф,] М(о/а)рковь |
Какую же букву мы здесь напишем? Как нам быть? | |
А хотите узнать, что же нужно написать? | А вы знаете? |
Для того, чтобы узнать, какую букву нужно писать в словах, которые нельзя проверить, нужно посмотреть в специальную книгу – словарь. (учитель предлагает детям посмотреть на парты, где разложены словари, и заранее подготовленную выставку) | |
Так давайте найдем в словаре слово МОРКОВЬ. | Учащиеся ищут и не могут сразу найти слово. |
Ребята, вы так будете искать очень долго. Я вас научу, как найти нужные вам слова в словаре быстро. Для этого нам с вами предстоит познакомиться с русским алфавитом. |
На доске появляется изображение русского алфавита.
IV. Знакомство с русским алфавитом
(Рассказ учителя.)
Учитель: | Учащиеся: |
Учитель дает определение алфавита: Алфавит – это порядок букв, расположенных в определенной последовательности. | |
Объясняет, что в алфавитном порядке стоятся не только словари, но и все, что нужно систематизировать. (библиотека, поликлиника, список в журнале и так далее) | |
А теперь давайте еще раз попробуем найти в словаре слово МОРКОВЬ. | |
Сначала нам нужно какую букву? | “М” |
За какой буквой она следует? | “М” |
Перед какой буквой находится? | “Н” |
У нас с вами есть сомнения в том, какая буква в нашем слове пишется после буквы “М”. Поэтому сначала мы будем искать наше слово с буквой “А”. Нашли? | “Нет” |
Тогда давайте поищем наше слово с буквой “О”. | “Ура! Нашли!” |
Значит, слово МОРКОВЬ пишется с буквой “О”. |
V. Первичное закрепление знаний учащихся об алфавите
Задание 1. Расположите дни недели в алфавитном порядке.
Учитель: | Учащиеся: |
Давайте вспомним все дни, из которых состоит неделя, и попробуем записать их в тетради в алфавитном порядке. | Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье |
Сейчас вы их назвали в алфавитном порядке? | Нет |
А в каком порядке вы их перечислили? | В том, как эти дни идут друг за другом |
Давайте попробуем расположить дни недели в алфавитном порядке. | |
На какую букву в слову мы должны посмотреть, чтобы определить алфавитный порядок? | На первую |
Какой день у нас будет записан первым? Как нам это определить? |
С помощью алфавита. |
Первым будет стоять вторник или воскресенье | |
Как нам узнать, какой же именно день будет стоять по алфавиту первым? Для этого нам нужно посмотреть на дальнейшие буквы и именно по ним определить алфавитный порядок. | |
Так какой же день, вторник или воскресенье, по алфавиту будет стоять первым? | Воскресенье |
Правильно! А за ним? | Вторник |
Давайте расположим в алфавитном порядке остальные дни. Будьте внимательны! | Понедельник Пятница Среда Суббота Четверг |
Итак, мы в вами расположили дни недели в алфавитном порядке. Понравилось? | Да |
Задание 2. Игра “Корзинка с овощами и фруктами”.
Учащиеся делятся на 2 группы
Задание 1:
Выберите из корзины все 1 группа: Овощи, 2 группа:
Фрукты
Для сильных учащихся Для слабых учащихся Овощи Фрукты Помидор Ананас Капуста Банан Редис Виноград Огурец Груша Картофель Яблоко Фасоль Персик Морковь Слива
Задание 2:
Расположите выбранное вами (овощи и фрукты
соответственно) в алфавитном порядке и запишите
в тетради.
VI. Объяснение нового домашнего задания
– Ребята, вам нужно будет повторить все то, что мы с вами делали на уроке. Расположите и запишите имена всех своих родных и друзей в алфавитном порядке.
VII. Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся
Учитель. Что нового мы с вами сегодня узнали? О чем вы уже знали раньше? Сможете ли вы теперь быстро найти в словаре слово “МОРКОВЬ”? А другие слова?
Ученики анализируют свою работу на уроке и учитель ставит задачи для домашнего повторения.