Русская словесность. От слова к словесности. Лексические возможности слова. Синонимы. 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

В. Шефнер

Цели занятия: продолжить наблюдение за изобразительными возможностями слова, формирование исследовательских навыков учащихся при работе с художественным текстом; воспитание бережного отношения к животным

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

2. Слово учителя

Разговор о слове мы продолжим и сегодня на уроке. Отражать суть нашего разговора будут слова В. Шефнера, которые станут эпиграфом к уроку. Наша задача: показать, что слово обладает уникальной силой воздействия. Действительно, такое воздействие возможно, если мы будем не только знать правила, а будем внимательными к слову. Если мы не только теоретически исследуем изобразительные возможности слова, но и научимся применять их на практике, как это умеют делать мастера литературы.

Итак, урок наш сегодня не простой, а урок-исследование (Приложение 2, слайд). Оставьте, пожалуйста, строчку для темы и запишите форму урока. Цель работы: выявление лексических возможностей слова. На слайде вы видите термины (понятия), которыми мы будем пользоваться в работе. Давайте определим актуальность нашего исследования: необходимость овладения нормами правильной речи. А в чем заключается проблема? – Крайнее засорение русского языка.

Каких результатов ждем мы от исследования? Давайте сформулируем гипотезу (предположение). (Слайд) Можно в стихотворной форме: Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести (В.Шефнер). Объектом нашего исследования будут произведения художественной литературы.

Словарный состав языка или произведений какого – либо автора называют лексикой. Какие лексические группы слов вы знаете? (Слайд)

Давайте запишем тему урока (со слайда). Почему мы будем говорить о роли синонимов? – потому что в русском языке они составляют огромный пласт лексики, делают его ярким, образным, выразительным.   Несколько групп ребят получили домашнее задание провести мини-исследование.

3. Отчет исследовательских групп

Исследовательская группа № 1

провела исследование, сколько значений может иметь слово. То, что слова бывают многозначными, мы знаем еще из начальной школы. Но насколько широко выступает многозначность и какими языковыми явлениями она вызвана,  мы и попытались выяснить.

Большинство слов русского языка многозначны. Различные значения слова могут принадлежать различным сферам употребления языка. Например, слово предки в общем употреблении обозначает поколения, жившие задолго до настоящего времени, или старшие родственники, обычно далее прадеда, прабабки. А в молодежном жаргоне предки – родители.

Мы выяснили, что у глагола идти отмечено 27 значений. И внутри многих значений есть «оттенки значений». Например, во фразе Идти домой (т.е. передвигаться, ступая ногами) представлено общее значение глагола. А во фразе Пароход шел из Одессы (т.е. плыть на судне) выступает значение, свойственное профессиональной среде моряков.

Итак, большинство слов русского языка имеют несколько значений, то есть многозначны. Многозначность слова определяется сферой его употребления. Категория многозначности слова используется поэтами и писателями для характеристики героя или для изображения определенной среды. Говоря языком литературы, для создания художественной картины.

Исследовательская группа № 2

провела исследование роли в предложении и тексте слов, звучащих  или пишущихся одинаково.

Слова, имеющие одинаковое звучание и написание, но разное значение, называются омонимами. Например: свет (электромагнитное излучение) и свет (вся земля, вселенная); мир (вселенная) и мир (согласие, отсутствие войны); долг, лук и другие.

Омофонами называются слова, одинаковые по звучанию, но различающиеся по написанию. Например: везти – вести, гриб – грипп, старожил – сторожил, порог – порок и другие.

Омографы – слова, одинаковые по написанию, но различающиеся по звучанию: вести – вести, дорог – дорог, стоит – стоит, мука – мука и другие.

Омонимы, омофоны, омографы чаще используются в стихах для создания рифмы, чем в прозе. Нам понравилась фраза из письма Антона Павловича Чехова: «Собирался приехать к Вам, да дорога дорога». Она передает шутливое настроение, некую словесную игру между адресантами.

Исследовательская группа № 3

исследовала роль антонимов в тексте. Антонимы – это слова с противоположным значением. Они обозначают противоположные проявления одной сущности: глубокий – мелкий (пруд), глубокие – поверхностные (знания) и другие примеры.  Антонимы используются в пословицах. Например: По одежке встречают, а по уму провожают. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

С помощью антонимов авторы раскрывают характер человека, его сущность. Особенно умело использовал антонимы в своих произведениях Николай Васильевич Гоголь. Вот как он описывал внешность Чичикова, героя поэмы «Мертвые души»: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

4. Слово учителя

Итак, ребята, исследователи рассказали нам о том, какую роль в тексте выполняют омонимы, омофоны, омографы и антонимы. А цель нашего исследования: определить роль синонимов в тексте. (Слайд)

Синонимы – это слова, близкие по значению. Слов этой группы больше всего в русском языке. Иностранцы, изучающие русский язык, признаются, что именно из-за обилия синонимов трудно выучить язык. (Слайд)

Зависит ли употребление синонима от речевой ситуации?
– Можно ли использовать синонимы как средства художественной изобразительности?
С какой целью автор употребляет синонимы? – вот вопросы, на которые мы должны ответить сегодня на уроке.

Объектом исследования для нас выступят стихотворения Эдуарда Асадова о животных. (Приложение 1)

5. Работа с текстом (исследование) (Слайд)

– выразительное чтение стихотворений («Стихи о рыжей дворняге», «Медвежонок», «Царица – гусеница», «Храбрая мать».
– наблюдение над словом (какое слово «режет» слух, подбор синонимов, включение их в  текст)
– вывод: именно это слово уместно в тексте, так как оно характеризует героя, передает атмосферу действия, создает художественную картину.

(План анализа, стихотворения Э. Асадова оформлены в виде презентации)

6. Слово учителя

– Давайте проверим, оправдались наши ожидания? Ответим на вопросы для самоконтроля. (Слайд)

Синонимы – это слова, сходные в главном значении, но выражающие различные оттенки этого значения. Свойство синонима выражать различные оттенки значения используется в написании синквейна. Предлагаю вам написать (создать) стихотворение (образец синквейна в презентации).

Домашнее задание: продолжить исследование, определить роль паронимов (на примере произведений  художественной  литературы)