Русский язык
-
Формирование у обучающихся лингвистической компетенции 2016
В нашей школе в рамках «Недели русского языка» проводится конференция «Выдающиеся личности в истории русской лингвистической науки», в ходе подготовки к которой школьники узнают имена трудолюбивых и талантливых исследователей, замечательных людей, которые посвятили жизнь прекрасной и высокой цели – бескорыстному служению науке-русистике.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Необыкновенные родственники» 2016
Внеклассное мероприятие в форме устного журнала по русскому языку благотворно влияет на совершенствование межличностных отношений в коллективе, на установление новых контактов и т.п. Высока информационная насыщенность и познавательная значимость подготовленного материала по этимологии. Многие вопросы затрагивают изученные разделы русского языка, углубляют знания учащихся и расширяют их кругозор, пробуждают интерес к изучению русского языка, чтению.
-
Урок по теме «Правописание частиц не и ни». 7-й класс 2016
Данный урок проводится в 7-м классе, работающем по программе М.Разумовской, относится к разделу «Служебные части речи. Правописание и употребление в речи». По типу – это урок комбинированный, так как включает повторение, систематизацию изученного и обращение к новой теме (правописание частиц не и ни в сложноподчиненных предложениях). Использованные формы работы позволяют воздействовать на сознание учащихся и повысить интерес к предмету.
-
Изобразительно-выразительные возможности фразеологии (фразеологизмы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») 2016
Урок русского языка на литературном материале (интеграция предметов). Тема: «Фразеология» изучается на фразеологическом материале романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Можно предположить, что лингвистический анализ текста романа на уроке русского языка будет способствовать более глубокому и компетентному анализу текста романа на уроках литературы.
-
Урок по русскому языку по теме «Анализ художественного текста, рассказа В.П.Астафьева «Шинель без хлястика». Подготовка к сочинению (часть С ЕГЭ) по русскому языку 2016
На примере разработки урока по русскому языку, посвященному анализу художественного текста рассказа В.П.Астафьева «Шинель без хлястика», представлена технология подготовки учащихся к ЕГЭ (часть С). Урок формирует умения и навыки в процессе обучения написания сочинения в соответствии с требованиями ЕГЭ; учит анализировать содержание исходного текста, отрабатывает умения и навыки учащихся, руководствуясь критериями проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом.
-
Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 2016
Урок русского языка построен с использованием краеведческого материала (строки из стихотворений вологодского поэта Николая Рубцова). Урок вырабатывает у обучающихся умение находить смысловые отношения в БСП, отличать их от ССП и СПП; расставлять знаки препинания; научить видеть смысловые и интонационные различия союзных и бессоюзных предложений.
-
Открытый урок по русскому языку в 7-м классе «Cтепени сравнения наречий» 2016
Данный урок является уроком открытия нового знания. Урок строится с опорой на ранее изученные темы: «Степени сравнения прилагательных», «Разряды прилагательных», «Наречие как часть речи». В ходе урока, работая с дидактическим материалом, обучающиеся выполняют лингвистический разбор предложенных учителем текстов. Наблюдения над языковыми явлениями позволяют учащимся сделать вывод об особенностях образования степеней сравнения наречий.
-
Реализация образовательных проектов как системообразующая деятельность в рамках системы воспитательной работы гимназии 2016
В статье описана реализация общегимназических образовательных проектов, приведена технологическая цепочка этапов реализации проектов и различные формы организации деятельности, а также более полное описание реализации проектов на примере проекта «Литературный ОЛИМП». Статья и приложения к ней в совокупности дают полное представление о способах реализации образовательных проектов, а также возможность использования данной технологии в любом образовательном учреждении.
-
Внеклассное занятие по русскому языку «Занимательные превращения слов» 2016
Внеклассное занятие по русскому языку в 1-м классе содержит игры со словами, в ходе которых в результате преобразований одни слова «превращаются» в другие. Дети учатся чувствовать слово, соотносить его звучание и лексическое значение. В результате упражнений формируются орфографические навыки и орфографическая зоркость, развивается устная речь.
-
Безударные гласные в корне слова 2016
Урок открытия нового знания проводится в разделе «Правописание (формирование навыков грамотного письма)» во 2-м классе. Целевая установка урока: сформировать представление о проверяемой и непроверяемой безударной гласной.
-
Заимствования в русском и английском языках 2016
Заимствования - тема, требующая от преподавателя осведомленности об интересах студентов. Актуальность темы обусловлена тем, что обучающиеся часто используют заимствования из английского языка. В ходе занятия применялись технологии: игровые, сотрудничества, аналитической дискуссии. На занятии учитывались возрастные и психологические особенности подростков. Для студентов создавалась ситуация успеха, возможность выразить свои мысли, что способствовало повышению познавательного интереса к обучению.
-
Педагогический проект «Комплексный анализ текста как средство подготовки к итоговой аттестации по русскому языку» 2016
Проблема: повышение качества подготовки к итоговой аттестации и уровня познавательной активности обучающихся при анализе и осмыслении текста. Цель: раскрытие возможностей для успешного выполнения заданий ГИА.
-
Подготовка к защите проектов на тему «Лингвистическая сказка» 2016
Представлена подготовка к защите проектов на тему «Лингвистическая сказка».
-
Урок развития речи по картине О.Д.Яновской "Ждут" 2016
Урок развития речи подготавливает учеников к написанию сочинения по картине О.Яновской «Ждут». Цели урока: продолжение работы по развитию навыков устной и письменной речи, работы по формированию навыков описания произведения живописи. В ходе урока ребята продолжают учиться понимать роль художественных средств в раскрытии темы, развивается воображение учащихся. Материал урока позволяет сравнивать произведения живописи разных художников.
-
Урок русского языка по теме "Глагол как часть речи". 5-й класс 2016
Данный урок, вводный в теме «Глагол», позволит повторить и обобщить знания пятиклассников о глаголе. Урок, сопровождаемый презентацией, составлен в соответствии с ФГОС. Различные формы и виды работы на уроке формируют у учащихся универсальные учебные действия.
-
Урок русского языка по теме "Алфавит". 5-й класс 2016
Цели урока: закрепить знание русского алфавита, уметь им пользоваться в работе со словарем. Задачи: развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели (первый уровень коммуникативной компетентности); развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.
-
Урок по теме «Обучающее изложение с элементами описания» (К.Паустовский «Шкатулка», 5-й класс) 2016
Воображаемая картинка помогает любому человеку не только создать свой текст, но и достовернее пересказать услышанный текст. Но воображаемая картинка может возникнуть при условии, что у человека есть в памяти соответствующая информация. Иногда в силу своего маленького жизненного опыта дети о каких-то вещах могут слышать впервые. Тогда вообразить картинку очень трудно. А что, если найти и показать реальную картинку, объяснить ее сюжет и на основе этого учить ребенка «включать» свое воображение?
-
План-конспект урока русского языка в 7-м классе "Типы текста" 2016
Цели урока: учить аргументированному ответу; формировать умения определять языковые средства и приемы построения текста; учить использовать в рассуждениях средства публицистической выразительности.
-
Методическая разработка урока по русскому языку в 10-м классе «Функционально-смысловые типы речи. Особенности текстов описательного характера» 2016
Цель урока: систематизировать знания об описательном типе речи, продолжить работу по формированию умений логически мыслить, сравнивать сходные и отличительные черты текстов-описаний; содействовать развитию духовно-нравственных ориентиров, учащихся: патриотизма, любви к родному краю. Технология обучения - анализ художественных текстов на основе работы в микрогруппах.
-
Обобщающий урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения". 9-й класс 2016
Основная цель урока заключается в том, чтобы обобщить и систематизировать знания о сложноподчиненном предложении. Отсюда вытекают задачи: совершенствовать навыки в разборе и конструировании СПП, использования СПП в устной и письменной речи учащихся.
-
Бинарный урок-игра (русский язык + физика) опережающего обучения по теме "Параллельное и последовательное соединение предложений в тексте". 7-й класс 2016
Бинарный урок-игра опережающего развития способствует эффективному усвоению знаний о единстве понятий последовательного и параллельного соединений в русском языке и физике. А также позволяет учащимся применить знания на уроках русского языка, полученные в процессе изучения данной темы на факультативных занятиях естественно-научного цикла.
-
Открытый урок по русскому языку в 1-м (5) классе по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение» 2016
Цели урока: познакомить учащихся с определением дополнения, способами его выражения; формировать умение находить дополнение; умение различать подлежащее и дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога.
-
Сочинение-рассуждение на Едином государственном экзамене по русскому языку. На примере текста А.Михайлова «Певец России», посвященного лирике Н.Рубцова 2016
Цели урока: на материале исходного текста А.Михайлова «Певец России», посвященного лирике Н.Рубцова, систематизировать, обобщить и закрепить знания о письменном высказывании, которое учащиеся должны создать в третьей части единого экзамена по русскому языку. Имя Н.М.Рубцова выбрано не случайно: 3 января 2016 года исполнилось 80 лет со дня рождения поэта.
-
Урок русского языка "Простое осложненное предложение". 8-й класс 2016
Комбинированный урок русского языка в 8-м классе формирует знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение. Учащиеся отрабатывают умения различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторяют изученный материал по теме «Односоставные предложения». Цели урока: развитие практических умений по применению теоретических знаний и аналитических способностей учащихся.
-
Обобщающий урок "Прилагательное как часть речи" 2016
Урок русского языка в 6-м классе - это урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Цели: повторить изученное об имени прилагательном как части речи; закрепить орфографические знания; продолжить обучение комплексному анализу текста; развивать мыслительные способности учащихся при распознавании имен прилагательных; умения анализировать, делать выводы, обобщать; привить любовь к языку через выразительность прилагательных; воспитать интерес к родному языку, его богатству.
-
Интерактивный тренажер «Слова из словаря» ОС «Школа 2100». 4-й класс 2016
Запоминание написания слов из словаря - одна из проблем начальной школы. Современные школьники не могут выучить многочисленные правила и столь же многочисленные исключения из них, не могут запомнить написание словарных слов. И все их надо знать наизусть. Их необходимо учить и постоянно повторять, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Работа по правописанию словарных слов – сложная, кропотливая и должна проводиться систематически. Но и эту работу можно сделать интересной и увлекательной.
-
Правописание гласных в корне слова. 10-й класс 2016
Цели урока в 10-м классе - обобщить знания и умения по теме, формировать системный подход к изучению русского языка, компетенцию самообучения.
-
Склонение прилагательных множественного числа. 6-й класс 2016
Изучение имени прилагательного в специальной коррекционной школе имеет большое значение для развития речи учащихся. Данная модель урока русского языка в шестом классе представляет собой один из возможных вариантов работы по теме «Имя прилагательное» на этапе закрепления изученного материала.
-
Урок-исследование "Функции местоимений в художественном тексте" 2016
Данный урок-исследование предполагает повторение и синтез ранее усвоенного материала по теме «Местоимение» (умение находить местоимения в тексте; определять их грамматические признаки; выявлять текстообразующую роль местоимений).
-
Подготовка к ОГЭ. Лингвистический анализ текста. Аргументация суждения. 9-й класс 2016
Урок в 9-м классе является подготовкой к ОГЭ, на котором продолжена работа над видами речевой деятельности: говорением, чтением, слушанием, письмом. На примере лингвистического анализа текста В.Тендрякова развивается внимание к слову, умение связно излагать свои мысли в устной и письменной речи; формируются общечеловеческие нравственные ценности.