Цели:
- Закрепление умения определять и характеризовать текст публицистического стиля.
- Закрепление умения создавать текст публицистического стиля.
- Формирование умения характеризовать заметку в газету как жанр публицистики.
- Воспитание орфографической и пунктуационной зоркости.
- Воспитание любви и бережного отношения к «братьям нашим меньшим».
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе PowerPoint. Приложение 1
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
В современном мире всё больше и больше начинают цениться деловые качества человека. Вам предстоит после школы выбрать профессию, найти своё дело. Думаю, интересно будет попробовать себя в роли работника газеты.
Сегодня у нас пройдёт не обычный урок, а урок-практикум в форме деловой игры и завершится он конкретным делом – написанием заметки в газету.
Кто же делает газету? Какие слова связаны с газетой?
Газетчик (разг.), редактор, журналист, корреспондент, интервью, очерк, заметка, художник-оформитель, типография, рубрика, собкор, юнкор, корректор.
II. «Работаем корректором».
В редакции газет и журналов приходят тысячи писем от читателей, многие из них публикуются. Но очень часто эти письма приходится править, так как в них допускаются речевые ошибки. Есть предложение поработать корректорами в отделе правки. Найдите ошибки и исправьте их. Приложение 2
1. Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой. | 1. Врач осмотрел больного и сокрушённо покачал головой. |
2. Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками. | 2. Столяр сделал из дуба этажерку с четырьмя ножками. |
3. Жители нашего города были свидетелями театрализованного представления. | 3. Жители нашего города были зрителями театрализованного представления. |
4. Мы сделали большую половину работы. | 4. Мы сделали часть работы. |
5. Это две большие разницы. | 5. Это большая разница. |
6. Двадцать пять лет своей биографии она посвятила детям. | 6. Двадцать пять лет своей жизни она посвятила детям. |
7. Эти стихи я очень хорошо выучил назубок. | 7. Эти стихи я знаю назубок. |
III. Словарная работа.
Верным помощником корректора является словарь. Какой именно словарь должен быть всегда под рукой у корректора?
Орфографический словарь, толковый словарь, справочник по правописанию и литературной правке, например, Д.Э. Розенталя.
Запишите правильно следующие слова:
Публицистика, событие, страстность, экспрессивность, инверсия, оценочный, общественный, заметка.
Попробуйте на основе данных слов сформулировать определение заметки.
Заметка – один из жанров публицистики. В заметке кратко сообщается о каком-либо важном факте, событии общественной жизни, которое происходило недавно. Автор рассказывает о том, как происходило событие, высказывая к тому, о чём говорит, своё отношение. Поэтому в жанре заметки используются оценочные слова, словосочетания, предложения, которые помогают лаконично, но в то же время ярко описать событие.
Чтение §11 стр.79
Как вы думаете, о чём можно рассказать в заметке? (о каком-либо событии, которое вы считаете интересным и значимым: вернисаж, легкоатлетическое состязание, футбольный матч, кино- или театральная премьера и т.д.) Это будет темой заметки.
IV. Работа над содержанием заметки.
Предлагаю остановиться подробнее на содержании заметки. А для начала – загадка.
Все мы весело играли.
Угадайте, где?
Журавлей мы все считали.
Угадайте, где?
На керамику глазели.
Угадайте, где?
И по тропке мы шагали.
Угадайте, где?
На гнездо мы посмотрели.
Угадайте, где?
И шпионами мы были!
Угадайте, где?
Где летают журавли?
Где поют нам соловьи?
Бегают где зайцы?
Загибайте пальцы.
Может, там олени?
Их, наверно, нет.
Может быть, медведи?
И медведей нет.
Зато много журавлей
Видел класс в субботу.
И не скучно было нам
Собраться в дорогу.
Пели песни мы в пути.
Подпевали журавли.
Были мы в прекрасном месте,
Все мы дружны,
Все мы вместе.
Муравьёвский заповедник!
Он останется у нас
В наших детских,
Добрых, хрупких,
Всеми любящих сердцах!
Юшкова Анастасия, 6Г
Что вы знаете (узнали) о журавлях, побывав в Муравьёвском заповеднике?
Каково отношение народа к этим птицам?
Как это отношение опоэтизировано в народной жизни и искусстве?
Какой символический оттенок приобрело слово журавли в национальном русском языке?
Прочитайте текст, стараясь передать эмоциональное отношение автора к исчезающим птицам. Приложение 2
Журавли – это совсем особые птицы. У них удивительное чувство собственного достоинства, чувство равенства с человеком. Журавли не только «умны», они красивы. Красивы особой законченной грацией, изяществом, свободой и своеобразием движений, нежной, «продуманной» гаммой окраски. У журавлей удивительный голос – грустный и вместе с тем торжественный, жизнеутверждающий, мелодичный – будто серебряный. Возможно, потому журавли и вызывают у людей особую любовь.
Но еще одно – и печальное! – обстоятельство выделяет журавлей из всех птиц: никто из диких животных не находится сейчас в таком критическом положении, как журавли. Почти половина всех видов журавлей нашей планеты включена в «Красную книгу» Международного союза охраны природы и природных ресурсов как исчезающие виды. И нет сомнения, что полное исчезновение журавлей на нашей планете – только вопрос времени. Для одних видов потребуется несколько десятилетий, для других – считанные годы, но все они обречены. Если, конечно, человек не придет им на помощь.
А ведь кое-где еще до сих пор охотятся на журавлей! Мне непонятна психология охотников на журавлей, я не могу понять и почувствовать: какую радость приносит выстрел по журавлю? Не говоря уже о том, что мясо журавлей волокнисто, жестко и почти несъедобно... Нет, я придерживаюсь точки зрения японцев, индийцев и наших русских крестьян: убить журавля – большой грех.
(В. Флинт. Операция «Стерх». В кн.: Розовые чайки и черные журавли).
1. Назовите тему текста. О журавлях.
2. Определите идею текста. «Берегите журавлей!»
3. Сформулируйте подтемы текста:
- l-я – «Журавли – особые птицы»,
- 2-я – «Журавли в критическом положении»,
- 3-я – «Убить журавля – большой грех».
4. Определите тип речи всего текста и составьте его композиционную схему.
Соединение описания с рассуждением. Схема:
Тезис – «особые птицы»
Описание
- психологических признаков журавля
- внешности
- голоса
Вывод – «вызывают у людей особую любовь»
Тезис – «журавли в критическом положении»
Рассуждение логическое
- l-й аргумент – «занесены в «Красную книгу»
- 2-й аргумент – «на журавлей охотятся»
- следствие – «журавли обречены»
Подтекстовый тезис – «убийство журавля бессмысленно»
Рассуждение эмоциональное
- l-й подтекстовый аргумент – «нет радости от выстрела»
- 2-й подтекстовый аргумент – «мясо несъедобно»
- вывод – отношение автора и народа к убийству журавля
5. Определите стиль текста.
Публицистический (злободневная тема общечеловеческой значимости, четко выраженная авторская позиция, направленность содержания на ум и чувства читателя, стремление автора убедить читателя в идее текста).
6. Назовите языковые особенности, соответствующие стилю текста.
Эпитеты | Сравнение | Олицетворения | Синонимы | Авторская позиция |
Образные средства:
- эпитеты – удивительное (чувство), «умны» (журавли), нежной (гаммой окраски), удивительный (голос), грустный, торжественный, жизнеутверждающий, мелодичный (голос), печальное (обстоятельство), в критическом (положении), считанныe (годы);
- сравнение – мелодичный – будто серебряный (голос);
- олицетворения – чувство собственного достоинства, чувство равенства с человеком (у журавлей), (журавли) «умны», «продуманная» (гамма окраски) и др.;
- наиболее выразительные слова из возможных синонимов: грация, изящество (ср. телосложение), гамма окраски (ср. цвет перьев), голос (ср. крик), обречены (ср. погибнут), придет на помощь (ср. позаботится, отнесется бережней);
- средства, подчеркивающие авторскую позицию: восклицание печальное!, слова нет и нет сомнения, большой грех, восклицательное предложение А ведь кое-где ещё до сих пор охотятся на журавлей! и риторический вопрос Какую радость приносит выстрел по журавлю?
V. Работа с учебником.
Прочитайте о жизни животных – наших братьев меньших. (упражнение 196, стр. 79-80)
Обратите внимание на слова так называемой «газетной образности» (это стандартные сочетания слов, которые сближают публицистический стиль с языковыми шаблонами официально-делового стиля). Приведите примеры: наши братья меньшие, лоцманы моря.
VI. Итог урока.
Итак, что же нужно для того, чтобы написать заметку в газету?
Значимость того, о чём хочешь написать, злободневность.
Актуальность.
Малый объём.
СрЕдства выразительности, оценочные слова, словосочетания, предложения, которые помогают лаконично, но в то же время ярко описать событие.
Точность.
Краткость.
Авторская позиция чётко выражена.
VII. Д/з. Написание заметки.
По заданию упр.197 (стр.80) или заметка о том, как однажды удалось помочь деревьям, животным, птицам или не удалось защитить «младшего брата». В заметке можно использовать слова «газетной образности»: зелёный щит земли (о лесе и др.). Постарайтесь соблюсти все каноны этого жанра и сделать заметку выразительной, интересной для чтения.
Литература:
- Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
- Флинт В. Операция «Стерх» // Розовые чайки и чёрные журавли.- Л., 1985.
Рисунки:
- 23.img.avito.st/1280x960/1646161623.jpg
- www.catsmob.com/post/2012/04/00755/america_retro_kids_20120114_00755_071.jpg
- static.ozone.ru/multimedia/audio_cd_covers/1012458211.jpg
- ic.pics.livejournal.com/cherkni/15214816/261556/261556_original.jpg
- nenuda.ru/nuda/2/1526/1526_html_m34467a76.jpg
- 1.bp.blogspot.com/-hOx3Ck3IRAQ/UjLcdyQfmKI/AAAAAAAADuI/5rN8S81N14c/s1600/forumgazel-kuspngler+(2).png
- sch160.minsk.edu.by/ru/sm.aspx?guid=6883
- static1.gophotoweb.com/u8839/11209/news/61599/note_post.jpg